Дело № 2-4533/2019
Мотивированное решение составлено 18.11.2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 12.11.2019 года
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи А.Г.Кирюхина,
при секретаре Е.С.Сухининой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию мер для направления на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции,
УСТАНОВИЛ:
Серовский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») о признании незаконным бездействия в связи с не принятием необходимых мер для своевременного внесения изменений в план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее по тексту ОТИ) - железнодорожной станции Верхнекондинская, а также не предоставлением такого плана на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями Постановления правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495. Также истец просит возложить на ответчика обязанность внесения изменений в план транспортной безопасности ОТИ - железнодорожной станции Верхнекондинская. Представить измененный план на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями Постановления правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности. В результате установлено, что собственником указанного объекта является ОАО «РЖД». Станции Верхнекондинская присвоена 2 категория безопасности. Оценка уязвимости данного объекта произведена и утверждена 04.09.2018. п. п. 18 п. 5 Требований установлена обязанность ОАО «РЖД» обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства). 18.03.2019 ответчику отказано в утверждении изменений в план транспортной безопасности в связи с допущенными нарушениями Требований. Повторно ответчик измененный план не представлял. Неисполнение требований законодательства о транспортной безопасности ставит под угрозу устойчивое и безопасное функционирование объекта транспортной безопасности, чем затрагиваются интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Терешков И.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что результаты оценки уязвимости станции Верхнекондинская утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта 04.09.2018. План транспортной безопасности представлен на утверждение, но в утверждении отказано. В настоящий момент ответчик не может в полном объеме выполнить замечания Федерального агентства железнодорожного транспорта, изложенные в Заключении об отказе в утверждении изменений (дополнений) в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ от 18.03.2019, поскольку отсутствуют необходимые денежные средства на проведение всех мероприятий. Существующий механизм финансирования ответчика за счет федерального бюджета не позволяет быстро провести процедуры выделения необходимых денежных средств. В настоящий момент утверждена программа «Оборудования ТСОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на 2018 – 2025 годы». Станция включена в проект, но денежные средства пока не выделены. Представитель считает, что прокурор необоснованно вмешивается в деятельность субъекта предпринимательской деятельности и требует в приоритетном порядке финансировать одни объекты в ущерб финансированию других.
Согласно п. 5.9 Требований № 495 ОАО «РЖД» направлены письма в подразделения федеральных органов исполнительной власти по согласованию организационно-распорядительных документов, являющихся приложением к плану и направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Учитывая обращение Росжелдора от 28.04.2017 №ЕЛ-30/2729-ис к руководителям всех субъектов транспортной инфраструктуры о недопущении направления на утверждение планов ОТБ, по которым не проведены все вышеуказанные действия, ОАО «РЖД» не вправе направлять на утверждение разработанные планы транспортной безопасности до урегулирования всех спорных моментов. Для решения указанного вопроса в адрес Центральной дирекции управления движением направлены обращения о выделении финансирования на проведение проектно-изыскательских работ. Основным препятствием для выполнения замечаний на план безопасности является отсутствие привлеченного подразделения транспортной безопасности в соответствии с утвержденной оценкой уязвимости, отсутствие сертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности.
ОАО «РЖД» не имеет возможности провести все необходимые работы одномоментно по всем ОТИ, при этом применяя принцип приоритетности, учитывая разъяснения и рекомендации органов исполнительной власти, ОАО «РЖД» действует добросовестно. Полагала, что прокурор, обращаясь с данным иском, действует преждевременно.
Заслушав помощник прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) определяет транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 1 указанного Закона устанавливает, что к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
К объектам транспортной инфраструктуры закон относит технологический комплекс, включающий в себя в том числе, железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции.
В соответствии со ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
К числу задач обеспечения транспортной безопасности относятся нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 9 Закона о транспортной безопасности, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 3 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 11.02.2010 № 34, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Постановлением Правительства от 26.04.2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», вступившие в силу с 01.07.2017 года.
Обязанность по принятию мер к организации исполнения указанных Требований возложена на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих непосредственную эксплуатацию транспортных средств, к коим относится ОАО «РЖД».
Согласно п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны: обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде (п.п.5); на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (п.п.6).; при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) (п.п.17).
Из материалов дела усматривается, сторонами не оспаривается, что Серовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, в результате которой выявлено, что ОАО «РЖД» относится к субъектам транспортной инфраструктуры, которому принадлежит объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Верхнекондинская Свердловской железной дороги. Данному объекту присвоена 2 категория безопасности. Оценка уязвимости данного объекта произведена, результаты утверждены компетентным органом 04.09.2018. 18.03.2019 ответчику отказано в утверждении изменений в план транспортной безопасности в связи с допущенными нарушениями Требований. Повторно ответчик измененный план не представлял.
Не проведение мероприятий, предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся объектами транспортной инфраструктуры, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности по совершению необходимых действий.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что для выполнения всех необходимых организационно-распорядительных мероприятий и получения финансирования для выполнения необходимых работ, которое в ОАО «РЖД» носит плановый характер, требуется значительный временной промежуток, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения – до 01 января 2021 года. При этом суд также учитывает, что ранее Железнодорожным районным судом г. Екатеринбурга были приняты решения о возложении на ответчика обязанности обеспечивать внесение изменений в планы транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры (станции Баранчинская (2 категория безопасности) по делу № 2-3773/2019; станции Гороблагодатская (2 категория безопасности) по делу № 2-3775/19; железнодорожной станции Верхняя Салда (2 категория безопасности) по делу № 2-3808/2019 и другие станции). На ответчика возложены обязанность внесения изменений в планы и обязанность представить планы на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 в срок до 01.01.2021. Суд считает, что одинаковые по категориям безопасности объекты должны получать необходимые меры безопасности одновременно, без выделения приоритетных станций, поскольку в противном случае будет иметь место необоснованное вмешательство в ход хозяйственной деятельности коммерческого субъекта, а также нарушаться конституционное право граждан на безопасность вне зависимости от места проживания (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Отсутствие необходимого финансирования не прекращает обязательства выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495. В этой части возражения ответчика не имеют существенного значения.
Возражения ответчика в части вмешательства прокурора в экономическую деятельность ответчика суд считает необоснованными. Действующие нормативные акты возлагают на ответчика обязанность составления планов безопасности и утверждение таких планов в установленном порядке. В настоящий момент нормативные акты не отменены, дата выполнение требований также осталась не изменой. Прокурор требует соблюдение действующего законодательства и предъявляет требования в отношении поднадзорной территории.
Требование о признании бездействия незаконным удовлетворению не подлежит, поскольку не приведет к восстановлению нарушенного права, является излишне заявленным, при этом установление факта противоправного бездействия является лишь юридически значимым обстоятельством для удовлетворения иска, а не способом защиты нарушенного права.
В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность обеспечить внесение изменений в план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзала Верхнекондинская и представить такой план на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 в срок до 01.01.2021.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Отказать в удовлетворении остальной части иска.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.Г.Кирюхин