ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4535/2014 от 15.07.2014 Подольского городского суда (Московская область)

                    дело №                                                

        РЕШЕНИЕ

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 15 июля 2014 года

 Подольский городской суд Московской области

 в составе председательствующего судьи Гуриной Л.Р.

 при секретаре Голубцовой Т.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Вороновскому районному управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы об установлении факта наличия льготного статуса, признании права на бессрочное получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратилась в суд с иском и, с учетом уточненных исковых требований, просит установить факт наличия льготного статуса педагогического работника, работавшего в сельской местности, уволенного в связи с выходом на пенсию, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года; признать право на бессрочное получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, стоимости платы за отопление, как педагогическому работнику - пенсионеру, установленных ст.15 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. №ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», с ДД.ММ.ГГГГ года. Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № «Кленочек», расположенном в сельском поселении Клёново <адрес>. Общий стаж в должности педагогического работника составляет № лет. Являясь педагогическим работником муниципального учреждения социально-культурной сферы <адрес>, работающим в сельском населенном пункте <адрес>, она состояла на учете в <адрес>ном управлении социальной защиты населения и пользовалась мерами социальной поддержки на основании подп.31 п.1 ст.1 и п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, стоимости платы за отопление. ДД.ММ.ГГГГ она прекратила трудовую деятельность в детском саду № «Кленочек» по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. В день прекращения трудовых отношений с детским са<адрес> «Кленочек», ДД.ММ.ГГГГ года, она представила в <адрес>ное управление социальной защиты населения документы, подтверждающие стаж работы в должности педагогического работника для подтверждения своего права на сохранение мер социальной поддержки по ЖКУ. Компенсационные выплаты она получала до октября ДД.ММ.ГГГГ года, однако в последующем начисление компенсации прекратилось. Согласно «Соглашению об изменении границы между субъектами РФ городом Москвой и <адрес>ю» от ДД.ММ.ГГГГ., и постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и <адрес>ю», с ДД.ММ.ГГГГ сельское поселение Клёново <адрес> вошло в границы <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ начальником <адрес> управления социальной защиты направлено письмо в отдел социальной защиты по <адрес>, из которого следует, что она в связи с увольнением с должности педагогического работника и выходом на пенсию обратилась в Подольское Управление социальной зашиты для сохранения мер социальной поддержки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела статус «педагогический работник - пенсионер», однако ДД.ММ.ГГГГ она снята с учета в связи с передачей части территории <адрес> в <адрес>. Обратившись за разъяснением в Департамент социальной защиты населения <адрес>, ей сообщили, что до ДД.ММ.ГГГГ она получала компенсационные выплаты как педагогический работник, работающий в учреждении социально-культурной сферы <адрес>, однако с ДД.ММ.ГГГГ она трудовую деятельность прекратила, и компенсация по оплате ЖКУ по льготному статусу «педагогический работник - пенсионер» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ей не назначалось. В связи с чем, по мнению ответчика, правовых оснований для сохранения за ней выплаты компенсаций по оплате ЖКУ не имеется. Считает снятие ее с учета на получение компенсационных выплат незаконным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением она уже приобрела статус пенсионера, уволенного с должности педагогического работника муниципального учреждения социально-культурной сферы <адрес> в сельском населенном пункте <адрес>, на момент увольнения имела стаж данной работы более ДД.ММ.ГГГГ лет, и ей на момент увольнения уже была назначена компенсационная выплата за ЖКУ, предусмотренная ст.15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ она уже имела право на сохранение данной компенсационной выплаты. Установление факта, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она имела статус педагогического работника, уволенного с должности в связи с выходом на пенсию, и имела право на получение компенсационных выплат, во внесудебном порядке невозможным, поскольку после передачи территории поселения Клёново в <адрес>ное Управление социальной защиты населения утратило полномочия по присвоению ей данного статуса, а Департамент социальной защиты населения <адрес> не может присвоить ей этот статус, так как данной льготной категории в законах <адрес> не предусмотрено. Наличие данного статуса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ будет свидетельствовать о ее праве на получение компенсационных выплат за оплату ЖКУ.

 Истец - ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

 Ответчик - Вороновское районное управление социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы, представитель ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований ввиду отсутствия правовых оснований предоставления денежной компенсации, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец работала в детском саду, обратиться с документами в управление соцзащиты не могла. Кроме того, назначение компенсационных выплат носит заявительный характер, но с заявлением она в управление не обращалась, представила письменные возражения на исковое заявление (л.д.72-74).    

 Третье лицо - Подольское районное Управление социальной защиты населения Московской области, представитель в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.52), представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д.53-54).

 Третье лицо - Министерство социальной защиты населения Московской области, представитель в судебное заседание не явился, извещен.

 Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, признает исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

 Согласно п. 31 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» к категории граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки относятся лица, работающие и имеющие место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области:педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.

 В соответствии со ст.15 указанного Закона, лицам, указанным в абзацах с четвертого по шестой пункта 30 и пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, а также членам их семьи, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

 1) ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения;

 2) ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пункте 31 статьи 1 настоящего Закона.

 Лицам, указанным в пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, а также членам их семей, предоставляется ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию, потребляемую на освещение, по их выбору;

 3) ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за отопление, а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления:

 стоимости платы за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки;

 стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели.

 Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда.

 Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1, 2, 3 части 1 настоящей статьи, сохраняются за лицами (а также членами их семей), указанными в абзацах с четвертого по шестой пункта 30 и пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, прекратившими трудовые отношения с учреждениями в связи с установлением (назначением) им пенсии (независимо от вида пенсии):

 если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Московской области составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии либо на день их выхода на пенсию они пользовались указанными мерами социальной поддержки;

 если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа других субъектов Российской Федерации, составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии либо на день их выхода на пенсию они пользовались указанными мерами социальной поддержки, в случае их переезда на место жительства в Московскую область;

 за нетрудоспособными членами семьи умершего, если на день его смерти они пользовались мерами социальной поддержки, указанными в настоящем пункте.

 Меры социальной поддержки, указанные в абзацах девятом - двенадцатом части 1 настоящей статьи сохраняются за лицами, прекратившими трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию, при их переезде на новое место жительства в Московской области, а также в случаях преобразования сельского населенного пункта или поселка городского типа в Московской области в город или в случаях объединения сельского населенного пункта или поселка городского типа в Московской области с городом.

 Согласно п.1.2. Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве», гражданам, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве, сохранено предоставление мер социальной поддержки, не предусмотренных законодательством <адрес>, в размерах и на срок, которые предусмотрены соответствующими правоприменительными решениями уполномоченных органов исполнительной власти <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством <адрес>.

 В соответствии с п.2.4 Административного регламента предоставления Министерством социальной защиты населения <адрес> государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>, утвержденного Распоряжением Министерства социальной защиты <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ., решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги принимается руководителем территориального структурного подразделения Министерства в 10-дневный срок со дня подачи заявления с документами, указанными в приложении 5 к настоящему Административному регламенту. Уведомление о назначении выплаты либо отказе в ее назначении с указанием причины должно быть направлено территориальным структурным подразделением Министерства заявителю по месту жительства в письменной форме не позднее чем через 5 дней после принятия соответствующего решения.

 Согласно п.2.6 Административного регламента, для получения государственной услуги необходимо представить в территориальное структурное подразделение Министерства по месту жительства заявление на имя руководителя территориального структурного подразделения Министерства и документы, подтверждающие право на получение государственной услуги.

 В силу п.3.1. указанного регламента, обязательной процедурой предоставления государственной услуги является определение наличия либо отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги, принятие решения и уведомление заявителя о назначении либо отказе в назначении ежемесячной компенсации.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № «Кленочек», расположенном в сельском поселении Клёново <адрес>, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.7-13).

 Согласно справке МДОУ Центра развития ребенка - детский сад № «Кленочек» ДД.ММ.ГГГГ. за №, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребенка - детский сад № «Кленочек» в должности воспитателя детского сада с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №№ от ДД.ММ.ГГГГ На момент выхода на пенсию при увольнении пользовалась льготами педагога, работающего в сельской местности (л.д.14).

 Согласно сообщению <адрес> Управления социальной защиты населения Министерства защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее зарегистрированная по адресу: <адрес>, состояла на учете в <адрес>ном Управлении социальной защиты населения. В соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» <адрес> управлением социальной защиты населения производилась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы <адрес>, работающего в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года согласно ст.15 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года №№-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» имела льготный статус «педагогический работник - пенсионер». Снята с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с передачей части территории <адрес> в <адрес> (л.д.68).

 Согласно справке Подольского районного Управления социальной защиты населения Министерства защиты населения Московской области, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по июнь ДД.ММ.ГГГГ получала компенсационные выплаты (л.д.22-23).

 Согласно сообщению Вороновского районного управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №№, в связи с несоответствием сведений о льготных статусах ОЛ, предоставленных при передаче присоединенных территорий в июле ДД.ММ.ГГГГ года со сведениями из информационных писем, полученных ДД.ММ.ГГГГ. из <адрес> Управления социальной защиты населения <адрес> проведена проверка по факту подачи личных заявлений граждан в <адрес>ное Управления социальной защиты населения <адрес> о назначении выплаты компенсации по оплате ЖКУ в соответствии со ст.<адрес> как пенсионеру - бывшему педагогическому работнику, в том числе ФИО1 В ходе проверки выявлено, что данные граждане предоставили копии трудовых книжек и справки с места работы в связи с передачей части территории <адрес> в <адрес>, личных заявлений представлено не было. А также учитывая даты приказов об уволенных сотрудниках (ДД.ММ.ГГГГ.) изменений в статусах на начало последующего месяца не произведено, решения о присвоении нового статуса нет (л.д.35-36).

 Согласно сообщению Управления по организации предоставления мер государственной политики <адрес> управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №№, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. №-ПП «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве» выплата компенсации по оплате жилья, коммунальных услуг и услуг связи осуществляется территориальными подразделениями Департамента социальной защиты населения <адрес> на присоединенной территории. Департаменту социальной защиты населения <адрес> предоставлено право издавать соответствующие разъяснения по реализации данного постановления, а также принимать решения о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, которые имеют место жительства на территории, присоединенной к городу Москве, и которые имели право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на получение мер социальной поддержки. ФИО1 проживает в сельском поселении Кленовское, присоединенном с ДД.ММ.ГГГГ к городу Москве, состоит на учете в Вороновском управлении социальной защиты населения <адрес>, ранее работала воспитателем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № «Кленочек». В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ года, как педагогический работник учреждения социально-культурной сферы <адрес>, работающий в сельской местности, ФИО1 имела право на ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг. Указанной категории граждан законодательством <адрес> не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Вместе с тем, в соответствии с п.1.2 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. №-ПП «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве» гражданам, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве, сохранено предоставление мер социальной поддержки, не предусмотренных законодательством <адрес>, в размерах и на срок, которые предусмотрены соответствующими правоприменительными решениями уполномоченных органов исполнительной власти <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством <адрес>. В связи с этим, льготным категориям граждан, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных ранее законодательством <адрес>, продолжено в форме ежемесячных компенсационных выплат. Компенсация по оплате ЖКУ льготным категориям граждан, в том числе педагогическим работникам учреждения социально-культурной сферы <адрес>, работающим в сельской местности, пенсионерам из числа педагогических работников, прекративших трудовую деятельность, назначена с ДД.ММ.ГГГГ автоматизированным способом на основании имеющихся в общегородском регистре получателей мер социальной поддержки сведений, подтверждающих право на получение этой выплаты. Соответствующая информация о ФИО1, как получателе указанной компенсации в электронном виде была передана в общегородской интегрированный банк данных органов социальной защиты населения <адрес>, в результате чего выплата компенсации, согласно постановлению Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №№-ПП, ей была продолжена с ДД.ММ.ГГГГ года, как педагогическому работнику учреждения социально-культурной сферы <адрес>, работающему в сельской местности, и производилась до ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку, в Вороновское управление социальной защиты населения поступила информация из ГБУ <адрес> развития ребенка - детский сад № «Кленочек» (от ДД.ММ.ГГГГ года) о том, что ФИО1 прекратила трудовую деятельность, выплата указанной компенсации была ей прекращена. Назначить ФИО1 выплату указанной компенсации как пенсионеру из числа педагогических работников, прекративших трудовую деятельность, правовых оснований не имеется, поскольку указанной категории граждан законодательством <адрес> не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.31-32).

 В силу требований ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций.

 Разрешая требование об установлении факта о том, что ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела льготный статус педагогического работника, работавшего в сельской местности, уволенного в связи с выходом на пенсию, суд руководствуется ст.84.1 ТК РФ, согласно которой днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). Как следует из записи № трудовой книжки ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, пункт 3 ст.77 ТК РФ (л.д.11). Следовательно, ДД.ММ.ГГГГ являлся последним рабочим днем ФИО1 в детском саду № «Кленочек», данное обстоятельство истец не оспаривала в судебном заседании. При этом суд критически относится к справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ заведующей указанным детским садом, о том, что ФИО1 работала в должности воспитателя детского сада по ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ.), поскольку данные сведения противоречат записи в трудовой книжке, в то время как в силу требований ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

 С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для установления факта, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имела льготный статус педагогического работника, работавшего в сельской местности, уволенного в связи с выходом на пенсию, не имеется, поскольку на данный день она являлась работающим лицом, а не пенсионером.

 Следовательно, оснований для признания за ФИО1 права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, стоимости платы коммунальных услуг не имеется.      

 Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования истца о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, стоимости платы электроэнергию в пределах нормативов потребления, стоимости платы за отопление, как педагогическому работнику - пенсионеру, установленных ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд                                                  

               РЕШИЛ:

     Исковые требования ФИО1 к Вороновскому районному управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы об установлении факта наличия льготного статуса, признании права на бессрочное получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.

 Председательствующий                 Л.Р.Гурина