Дело № 2- 666/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2012 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Изоховой Е.В.
при секретаре Фокееве А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Владимира к ФИО1 о взыскании налоговой санкции,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС по Октябрьскому району г. Владимира обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с ФИО1 налоговые санкции в размере 5 000 рублей за несвоевременное предоставление налоговых деклараций.
В обоснование иска указано, что ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем (ДД.ММ.ГГГГ прекратила деятельность в качестве ИП), представила ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС налоговые декларации по форме: 3-НДФЛ за 2008 год регистрационный ###; 3-НДФЛ за 2009 год регистрационный ###; 3-НДФЛ за 2010 год регистрационный ###; ЕСН для предпринимателей за 2008 год регистрационный ###; ЕСН для предпринимателей за 2009 год регистрационный ### с нарушением сроков предоставления, установленных п. 1 ст. 229 НК РФ, п. 7 ст. 244 НК РФ. По результатам камеральных проверок своевременности предоставления деклараций ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира в отношении ответчицы были вынесены решения ###, ###, ###, ###, ### о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафов в сумме по 1000 рублей за каждое нарушение в соответствии со ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 69, 70 НК РФ, налогоплательщику были направлены требования: ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ На дату направления требований ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя. Однако обязательство по уплате штрафных санкций до настоящего времени не исполнено.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объеме. Указала, что минимальный размер штрафа, предусмотренный ст.119 НК РФ составляет 1000 рублей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком в налоговый орган составляет 0 рублей следовательно, штраф по ст.119 НК РФ правомерно применен в минимальном размере - 1000 рублей за каждое совершенное правонарушение.
Довод налогоплательщика о том, что с ДД.ММ.ГГГГ она устроилась на работу наемным работником и организация перечисляла за нее все необходимые отчисления, в том числе налоги не имеет отношения к данному спору, поскольку ФИО1 привлечена к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций, а не за неуплату налогов.
В соответствии с п.З ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подают в налоговые органы в течение 5 дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. ФИО1 указанное заявление не подавала.
Кроме того, по данным налогового органа с ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком сдавались декларации по налогам, уплачиваемым в связи с применением общей системы налогообложения, как «нулевые», так и с указанной суммой дохода.
Ответчица, ее представитель по устному ходатайству в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований. Пояснили суду, что в соответствии со ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Все декларации, которые были сданы ФИО1 в налоговый орган с нарушением срока, были без каких либо начислений и указания сумм дохода, т.е нулевые декларации, без начисления налога к уплате, и поскольку сумма налога, подлежащего уплате по сданным в налоговый орган по месту учета декларациям составляет 0 рублей, то сумма штрафных санкций также должна равняться 0 рублей. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ, ответчик устроилась на работу наемным работником, по трудовой книжке с заключением трудового договора, на пяти дневную рабочую неделю, восьми часовой рабочий день, организация перечисляла за нее все необходимые отчисления и налоги в том, числе ЕСН и НДФЛ и сдавала в конце налогового периода отчеты по сотрудникам она была в их числе, в других местах она не работала и дополнительных доходов ответчик не получала. Исходя из положений норм статей 229 и 227 НК РФ, индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц только в случае фактического осуществления ими предпринимательской деятельности в течение налогового периода и получения дохода. Предприниматели, не осуществляющие в течение всего налогового периода предпринимательскую деятельность и не получающие дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, согласно статьям 229 (п. 1) и 227 (п.п.1 пункта 1) не относятся к налогоплательщикам, обязанным представлять в налоговые органы соответствующую декларацию. Основываясь нормами действующего законодательства о налогах и сборах, налоговая инспекция не правильно вынесла решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ на плательщика налога возлагается обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В статье 80 НК РФ, содержащей понятие налоговой декларации, также указано на то, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В то же время в силу правила, установленного в п.1 ст. 229 НК РФ, налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц представляются налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 НК РФ. Из подпункта 1 пункта 1 ст. 227 НК РФ следует, что налогоплательщиками, обязанными подавать налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц, являются индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и получившие в текущем налоговом периоде (которым признается год) доходы от этой деятельности. То есть, индивидуальные предприниматели, не осуществлявшие в течение всего налогового периода предпринимательской деятельности, и не получившие дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, не обязаны в силу прямого указания в пункте 1 ст.229 НК РФ представлять в налоговые органы соответствующую налоговую декларацию. Что касается ЕСН, в исковом заявление сказано, в соответствии с п. 7 ст. 244 НК РФ налогоплательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ представляют налоговую декларацию по ЕСН не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е.: ЕСН для предпринимателей за 2008 год должна была быть представлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ; ЕСН для предпринимателей за 2009 год должна была быть представлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ Исходя из положений норм статей 244 и 235 НК РФ Предприниматели, не занимающиеся частной практикой, не осуществляющие в течение всего налогового периода предпринимательскую деятельность и не получающие дохода, облагаемого единым социальным налогом, согласно статьям 244 (пункт 7) и 235 (подпункт 2 пункта 1) не относятся к налогоплательщикам, обязанным представлять в налоговые органы соответствующую декларацию. То есть, индивидуальные предприниматели, не осуществлявшие в течение всего налогового периода предпринимательской деятельности, не обязаны в силу прямого указания в подпункте 2 пункте 1 статьи 235 НК РФ представлять в налоговые органы соответствующую налоговую декларацию. В 2008 году Предприниматель не осуществляла предпринимательской деятельности, доходов от этой деятельности не имела. Инспекция не представила доказательств обратного. Основываясь нормами действующего законодательства о налогах и сборах, налоговая инспекция не правильно вынесла решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ЕНВД. В сданных декларациях по просьбе налоговой инспекции, в строке «Код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ФИО2)» указан ФИО2 - 52.42.1 «Розничная торговля мужской, женской и детской одеждой», в соответствии с выпиской из ЕГРИП строка 37,38,39 - он же является основным видом экономической деятельности предпринимателя, и за все время нахождения физического лица на учете в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 не менялся. ФИО2 - 52.42.1 «Розничная торговля мужской, женской и детской одеждой», исходя из положений НК РФ Главы 26.3 «ЕНВД» статья 346.26 подпункт 7 пункт 2 - является деятельностью, при которой применяется ЕНВД. А согласно статье 346.28 п. 1. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Поскольку ИП не осуществлял деятельность в спорный период, доход от которого облагается ЕНВД, а, следовательно не являлся плательщиком этого налога и не обязан был предоставлять декларацию по нему, обязанность предпринимателя представлять налоговую декларацию возникает только в случае фактического осуществления им облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности в соответствующем налоговом периоде. Выходит, что лицо остается плательщиком ЕНВД ровно до тех пор, пока фактически ведет предпринимательскую деятельность. Как только он перестает вести такую деятельность, он теряет статус плательщика ЕНВД. А вместе с этим статусом он утрачивает обязанности и по предоставлению декларации (п. 1 ст. 80, п. 3 ст. 346.32 НК РФ), и по уплате налога. Причем утрата этого статуса никак не связана с подачей или неподачей официального заявления о снятии с налогового учета в качестве плательщика ЕНВД. Ведь в самой статьей 346.28 НК РФ никакой связи между данным учетом и статусом налогоплательщика не установлено. Там есть всего лишь одно условие — осуществление предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Налоговая инспекция не может доказать факт ведения предпринимательской деятельности в спорный период. На изложенного, просят отказать в удовлетворении заявления ИФНС Октябрьского района о взыскании налоговых санкций в размере 5000 рублей за несвоевременное представление налоговых деклараций.
Изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 227, пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ ФИО1 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
ФИО1 представила ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС по Октябрьскому району налоговые декларации по форме: 3-НДФЛ за 2008 год регистрационный ###; 3-НДФЛ за 2009 год регистрационный ###; 3-НДФЛ за 2010 год регистрационный ###; ЕСН для предпринимателей за 2008 год регистрационный ###; ЕСН для предпринимателей за 2009 год регистрационный ###.
В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики, указанные в ст. 227, 228 НК РФ, обязаны представлять не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с п. 7 ст. 244 НК РФ в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, действовавшей на момент правоотношений, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
ИФНС по Октябрьскому району г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ были проведены камеральные налоговые проверки своевременности представления деклараций за 2008, 2009 и 2010г.г.
В ходе проверки выявлены нарушения налогоплательщиком, установленных законодательством Российской Федерации по налогам и сборам сроков представления налоговой отчетности декларации, которые были представлены с нарушением сроков.
По результатам камеральных проверок своевременности предоставления деклараций ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира в отношении ФИО1 были вынесены решения ###, ###, ###, ###, ### о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафов в сумме по 1000 рублей за каждое нарушение в соответствии со ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 69, 70 НК РФ, налогоплательщику были направлены требования: ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ### от ДД.ММ.ГГГГ с предложением перечисления штрафа в размере 1 000 рублей в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Требования об уплате штрафных санкций в добровольном порядке направлены ответчику, однако обязательство по уплате штрафных санкций до настоящего времени не исполнено.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые в соответствии с НК РФ они обязаны уплачивать.
Отсутствие дохода при осуществлении предпринимательской деятельности, не является основанием для непредставления в налоговый орган налоговой декларации по налогу. Представление налоговой декларации обязательно даже в случае отсутствия реального дохода.
Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за нарушение срока исполнения им обязанности связано с предупреждением правонарушений в области обеспечения необходимых условий для осуществления налоговыми органами контроля за исполнением налогоплательщиками налоговых обязательств. Привлечение к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ за непредставление налоговой декларации не исключается и в случае фактической уплаты налогоплательщиком налога, в установленный Кодексом срок. При этом применение метода исчисления штрафа в процентах от неуплаченной суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основании этой декларации не исключает применения низшего предела размера штрафа в случае, когда сумма налога к уплате составит 0 рублей (Письмо ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@.).
Ссылка ответчицы на то обстоятельство, что она является плательщицей ЕНВД, а не НДФЛ и ЕСН ив данном случае не имеет какого-либо правового значения. Более того, в соответствии со ст. 346.13. ч. 1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Факт подачи такого заявления в налоговый орган истицей в суде не установлен.
Поскольку сумма штрафа, не была уплачена в срок, исковые требования подлежат удовлетворению.
Также с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден.
Руководствуясь ч. 1 ст. 103, ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Владимира к ФИО1 о взыскании налоговой санкции удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Владимира штраф в сумме 5 000 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 400 рублей в доход бюджета муниципального района (УФК Минфина России по Владимирской области, ИФНС по Октябрьскому району г. Владимира, <данные изъяты>).
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Е.В. Изохова
Решение изготовлено в окончательном виде 24.02.2012г.
Судья Е.В. Изохова