ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4536/2022 от 17.10.2022 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.10.2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Германовой С.В.,

при секретаре Поповой Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4536/2022 по иску Государственной жилищной инспекции Самарской области к председателю правления ТСЖ «Мира 93» Передельскому Валерию Александровичу, Иванову Борису Сергеевичу и Емельяновой Галине Александровне о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома,

установил:

ГЖИ <адрес> обратилась в суд с исковым заявлением к к председателю правления ТСЖ «Мира 93» ФИО2, ФИО3 и ФИО4 о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес>, указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в информационной системе ГИС ЖКХ был размещен протокол без номера от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного собрания собственников помещений МКД по <адрес>.

В ходе проведенное проверки ГЖИ <адрес> было установлено, что протоколом общего собрания собственников МКД по <адрес> без номера от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос седьмой) утвержден тариф по статье капитальный ремонт на 2018 год в размере 4,00 руб. за 1 кв.м, жилой площади, что меньше минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> 6,27 руб. в первом полугодии и 6,52 руб. во втором полугодии 2018 года. Протоколом общего собрания собственников МКД по <адрес> без номера от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос шестой) утвержден тариф по статье капитальный ремонт на 2020 год в размере 4,00 руб. за 1 кв.м, жилой площади, что меньше минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> 7,62 руб. Протоколом общего собрания собственников МКД по <адрес> без номера от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос девятый) утвержден тариф по статье капитальный ремонт на 2022 год в размере 4,00 руб. за 1 кв.м, жилой площади, что гораздо минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> 8,36 руб.

Таким образом, собственниками МКД по <адрес> было принято не законное решение с превышением имеющихся полномочий.

На основании изложенного, истец обратился в суд с исковым заявлением согласно которому просил признать решения собраний собственников многоквартирного <адрес>, оформленные протоколом без номера от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу семь, оформленные протоколом без номера от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу шесть, оформленные протоколом без номера от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу девять, недействительными (ничтожными).

В судебном заседании представитель ГЖИ <адрес>ФИО8, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях на возражения ответчиком поддержала в полном объеме. Просила исковые требования удовлетворить, признать решения собраний собственников многоквартирного <адрес>, оформленные протоколом без номера от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу семь, оформленные протоколом без номера от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу шесть, оформленные протоколом без номера от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу девять, недействительными (ничтожными).

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ТСЖ «Мира 93».

Ответчик ФИО2 и его представитель по устному ходатайству ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признали. Заявили о пропуске срока обжалования по все протоколам, кроме протокола от 2022 года. Указали, что инспекция регулярно проверяла отчеты ТСЖ по сбору средств капитального ремонта. Жилищная инспекция совместно с прокуратурой регулярно проводит проверки выполнения данных указанных в отчетах. Соответственно считают, что инспекция была ознакомлена со всеми отчетами своевременно. Оспаривая объем взноса в фонд капитального ремонта указали, что дом является относительно новым. В доме в настоящий момент выполнен весь капитальный ремонт, даже тот, который предусмотрен администрацией города на 23-25 годы. Если исходить из всех территориальных программ, то в доме на Мира 93 запланирован единственный ремонт, это ремонт кровли на 2053 год. В настоящий момент стоимость ремонта кровли составляет 750 000 рублей, в том время как на счете собрано более 900 000 рублей. В доме постоянно проводятся работы по капитальному ремонту, то есть не используется заёмные средства. Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований. Поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве.

Ответчики ФИО3 и ФИО4, в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дала в их отсутствие. Исковые требования не признали, просили отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица ТСЖ «Мира 93» - ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве ответчиков.

Выслушав представителя истца, ответчика и его представителя по устному ходатайству, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу пункта 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ, а также части 6 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение 6 месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать, но не позднее, чем в течение 2 лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Жилищным кодексом РФ срок для обращения органами государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не определен, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения части 6 статьи 46 ЖК РФ.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Согласно части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного Кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 2.3 абзаца 12 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции <адрес>», в рамках закрепленных предметов ведения жилищная инспекция вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правомочность Государственной жилищной инспекции <адрес> на подачу иска о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ подтверждается вышеуказанными нормативными актами.

Таким образом, Закон предоставляет право Государственной жилищной инспекции <адрес> обращаться в суд по данной категории дел.

Для данной категории дел не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, то есть направления жилищной инспекцией уведомления сособственникам МКД об обжалования решения общего собрания.

Государственная жилищная инспекция <адрес> не является участником гражданско-правового сообщества, следовательно, гражданско-правовые отношения, предусмотренные п.6 ст.181.4 ГК РФ на государственную жилищную инспекцию не распространяются.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 115 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» установленное в п. 6 ст. 181.4 ГК РФ правило о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд не является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим, если истец не выполнил указанного требования, суд не вправе возвратить исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ или оставить его без рассмотрения в силу абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.

Частью 1 статьи 44, частями 2, 3, 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Согласно и. 1.1-1 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания относится принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт.

Частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п. п. 1.1, 4.2 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных п. п. 1, 1.1 - 1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 ч. 2 ст. 44 Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании части 5 статьи 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, которые не участвовали в голосовании.

Согласно части 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Статья 181.5 ГК РФ закрепляет правило, согласно которому, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.

Взнос на капитальный ремонт включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, что предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ.

Пунктом 1 ст.166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Как установлено в судебном заседании в информационной системе ГИС ЖКХ размещена информация о формировании фонда капитального ремонта ТСЖ «Мира 93» на специальном счете.

Согласно сведениям, размещенным в информационной системе ГИС ЖКХ многоквартирный <адрес> 16-этажный, материал внутренних стен пеноблоки, фасада пеноблоки и кирпич, благоустроен 2 лифтами, крыша плоская, кровля рулонная, с подвалом. <адрес> здания 6496,3 кв.м., общая площадь жилых и нежилых помещений 5173,4 кв.м. (4966+207,4).

Согласно сведениям, размещенным в информационной системе «Электронное ЖКХ» дом является 14-этажным.

В подпункте 1 пункта 4 ст.170 ЖК РФ закреплено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктов 1, 8.1, 8.2 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным, органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении на 2018 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>" установлен на 2018 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно, - 5,45 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей <адрес> этажей и выше, - 6,27 рубля;

с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно, - 5,67 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей <адрес> этажей и выше, - 6,52 рубля.

Протоколом общего собрания собственников МКД по <адрес> без номера от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос седьмой) утвержден тариф по статье капитальный ремонт на 2022 год в размере 4,00 руб. за 1 кв.м, жилой площади, что меньше минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> 6,27 руб. в первом полугодии и 6,52 руб. во втором полугодии 2018 года.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении на 2021 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>" установлен на 2021 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно, - 6,63 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей <адрес> этажей и выше, - 7,62 рубля.

Протоколом общего собрания собственников МКД по <адрес> № б/н от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос шестой) утвержден тариф по статье капитальный ремонт на 2022 год в размере 4,00 руб. за 1 кв.м, жилой площади, что меньше минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> 7,62 руб.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении на 2022 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>" установлен на 2022 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно, - 7,27 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей <адрес> этажей и выше, - 8,36 рубля.

Протоколом общего собрания собственников МКД по <адрес> без номера от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос девятый) утвержден тариф по статье капитальный ремонт на 2022 год в размере 4,00 руб. за 1 кв.м, жилой площади, что меньше минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> 8,36 руб.

Таким образом, собственниками МКД по <адрес> было принято не законное решение с превышением имеющихся полномочий.

Разрешая доводы ответчиков о наличии оснований приостановить уплату взносов на капремонт, суд исходит из следующего.

В подпункте 1 пункта 4 ст.170 ЖК РФ закреплено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 5 ст.170 ЖК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в п.8 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества и авансов за оказанные услуги и (или) работы.

Частью 9.2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» установлено, что по достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонды капитального ремонта на специальных счетах, на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

При этом, минимальный размер фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, устанавливается в размере 30 процентов от оценочной стоимости капитального ремонта общего имущества таких многоквартирных домов, включающего все услуги и (или) работы, входящие в установленный перечень минимально необходимых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома (ч.9 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД).

Так, оценочная стоимость устанавливается по типам многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирном доме органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ч.9.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД).

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "Об установлении размера оценочной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" для многоквартирных домов, имеющих блочные стены, без подвала, с двумя лифтами, мягкой кровлей, этажность 16 этажей и более, установлен размер оценочной стоимости капитального ремонта общего имущества в МКД в расчете на 1 кв.м общей площади 2292 тыс.руб.; этажность 14-15 этажей установлен размер оценочной стоимости капитального ремонта общего имущества в МКД в расчете на 1 кв.м, общей площади 2528 тыс.руб.

Исходя из изложенного, в отношении многоквартирного <адрес> оценочная стоимость составит при условии 16-ти этажности 11857,43 тыс.руб. (5173,4кв.м.*2292 руб.), при этом минимальный размер фонда капитального ремонта установлен в размере 30% от оценочной стоимости капитального ремонта общего имущества, что составит 3557,23 тыс.руб; при условии 14-ти этажности 13078,36 тыс.руб. (5173,4кв.м.*2528 руб), при этом минимальный размер фонда капитального ремонта установлен в размере 30% от оценочной стоимости капитального ремонта общего имущества, что составит 3923,51 тыс.руб.

В соответствии со сведениями владельца специального счета ТСЖ «Мира 93» о размере средств на специальном счете за апрель 2018 года всего начислено взносов на капитальный ремонт 1332,2 тыс.руб.; фактически оплачено собственниками 1118,5 тыс.руб.; израсходовано средств на капитальный ремонт 642 тыс.руб.; остаток на счете 476,5 тыс.руб.

В соответствии со сведениями владельца специального счета ТСЖ «Мира 93» о размере средств на специальном счете за 4 квартал 2020 года всего начислено взносов на капитальный ремонт 1985,3 тыс.руб; фактически оплачено собственниками 1813,9 тыс.руб.; израсходовано средств на капитальный ремонт 1160,3 тыс.руб.; остаток на счете 653,6 тыс.руб.

В соответствии со сведениями владельца специального счета ТСЖ «Мира 93» о размере средств на специальном счете за 1 квартал 2022 года всего начислено взносов на капитальный ремонт 2295,8 тыс.руб; фактически оплачено собственниками 2122,4 тыс.руб.; израсходовано средств на капитальный ремонт 1480,5 тыс.руб.; остаток на счете 641,9 тыс.руб.

Следовательно, ни в апреле 2018, ни в марте 2021, ни в апреле 2022 у ТСЖ «Мира 93» не было оснований приостановить уплату взносов на капремонт.

В ходе рассмотрения гражданского дела стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске срока для обжаловании протоколов общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленное ходатайство суд исходит из следующего:

Согласно ст.20 ЖК РФ среди предмета государственного жилищного надзора не поименована проверка протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов.

Исходя из положений ст.46 ЖК РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения от организаторов собрания подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 44 пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", направить подлинники указанных решений и протокола, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

Таким образом, положениями жилищного законодательства на Инспекцию не возложена обязанность по проведению тотальных проверок поступивших на хранение протоколов общих собраний собственников. Протоколы поступают в Инспекцию для хранения и только в случае поступления в течение 3-х месяцев подряд нескольких протоколов с аналогичными повестками собрания, являются самостоятельным основанием для проведения проверки со стороны Инспекции. В иных случаях, для инициации внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо поступление в адрес ГЖИ <адрес> обращения с доводами, подлежащими проверке.

В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года", утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ (вопрос пятый) также было указано, что шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд по искам о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки нарушений.

В силу положений ч.3 ст.172 ЖК РФ, ч.3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" владелец специального счета обязан ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в орган государственного жилищного надзора <адрес> сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Форма отчета установлена приказом государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Владелец специального счета может предоставлять отчет тремя возможными способами: нарочно, почтой России или размещать в государственной информационной системе жилищного фонда <адрес> «Электронное ЖКХ» самостоятельно.

В 2022 году система «Электронное ЖКХ» модернизирована с целью недопущения ошибок: сведения о начислении взносов взаимосвязано с площадью дома и минимальным взносом на капитальный ремонт общего имущества в МКД в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в МКД, принадлежащей собственнику такого помещения в месяц.

Владельцем специального счета ТСЖ «Мира 93» были предоставлены в Инспекцию сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в МКД о размере остатка средств на специальном счете, о перечислении денежных средств, находящихся на специальном счете, в письменном виде ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

При загрузке отчета ТСЖ в систему «Электронное ЖКХ» выявлена ошибка. При выяснении причины отсутствия возможности загрузки отчета выяснилось, что после модернизации система автоматически исходя из информации отчета стала производить автоматический расчет взноса на капитальный ремонт общего имущества в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в МКД, принадлежащей собственнику такого помещения, и он оказался ниже минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества.

Таким образом, только в апреле 2022 <адрес>, в результате выяснения причины отсутствия возможности внесения отчета ТСЖ «Мира 93» в систему «Электронное ЖКХ», выявила, что протоколами общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об установлении тарифа по статье «капитальный ремонт» в размере 4 рубля за один кв.м, жилой площади, что менее минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме этажностью 6 этажей и выше на территории <адрес>.

Следовательно, дата размещения в системе ГИС ЖКХ не является датой, когда Инспекция узнала или должна была узнать о нарушении права. За дату начала течения шестимесячного срока исковой давности для обращения Инспекции в суд следует принимать дату выявления нарушения, а именно дату отсутствия возможности внесения отчета в систему «Электронное ЖКХ». На основании изложенного доводы стороны ответчика о пропуске срока обжалования протоколов общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.г. судом во внимание не могут быть приняты.

Таким образом, все принятые на оспариваемом собрании решения являются недействительными по основаниям ничтожности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 44, 45, 46, 47, 48 ЖК РФ, ст. ст. 181.1-181.5 ГК РФ, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Самарской области ИНН <данные изъяты> к председателю правления ТСЖ «Мира 93» Передельскому Валерию Александровичу (паспорт 3601 766329), Иванову Борису Сергеевичу (паспорт <данные изъяты>) и Емельяновой Галине Александровне (паспорт 3614 932178) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома – удовлетворить.

Признать недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 93 по ул. Мира г. Тольятти, проведенные в форме заочного голосования в период с 10.03.2022 года по 10.04.2022 года и оформленного протоколом № б/н от 11.04.2022 г. по вопросу №9; в период с 26.01.2021 года по 26.02.2021 года и оформленные протоколом № б/н от 01.03.2021 г. по вопросу № 6; в период с 24.03.2018 года по 24.04.2018 года и оформленные протоколом № б/н от 24.04.2018 г. по вопросу № 7.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.

Решение в окончательной форме изготовлено в течение пяти рабочих дней – 24.10.2022г.

Судья: С.В. Германова