Дело №2-4539/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2017 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи: Шевцовой Н.Г.
при секретаре: Гращенковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Смоленска о замене газового оборудования, установке прибора учета природного газа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу по замене газового оборудования: крана опуска ф15; шланга ф15, 1,5 м., газовой плиты четырехкомфорочной; возложении обязанности по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета природного газа; взыскании госпошлины в сумме 300 руб., сославшись на то, что с момента предоставления ей квартиры <адрес> по договору социального найма жилого помещения наймодателем газовое оборудование не менялось, его ремонт не производился, в связи с чем к настоящему времени оно пришло в негодность и требует замены. Ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу замены газового оборудования были оставлены ответчиком без удовлетворения со ссылкой на отсутствие финансовых средств в бюджете города. Кроме того, в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не установлен прибор учета природного газа.
ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по вышеизложенным доводам, просила удовлетворить.
Представитель Администрации г.Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений, просьб об отложении не поступало.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч.3 ст. 65 ЖК РФ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, обязанностью наймодателя жилого помещения является осуществление капитального ремонта и самого помещения, и устройств, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, следовательно, замена неисправного газоиспользующего оборудования жилищным законодательством возлагается на наймодателя жилого помещения по договору социального найма.
Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 Р), утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года №312 и введенным в действие с 1 июля 1989г., установлены минимальные и максимальные сроки эффективной эксплуатации сетей и оборудования. Поэтому истечение названных сроков может служить основанием для выполнения наймодателем капитального ремонта по одному лишь формальному (нормативному) основанию.
Согласно приложению №3 к ВСН 58-88 (р) срок минимальной продолжительности эффективной эксплуатации до капитального ремонта газовых плит составляет 20 лет.
По делу установлено, что ФИО1 на условиях социального найма занимает квартиру <адрес>, что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., выпиской из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 4-6); ДД.ММ.ГГГГ. заключила с АО «Газораспределение Смоленск» договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования многоквартирного дома и (или) внутридомового газового оборудования частного домовладения (для физических лиц снабжаемых природным газом), согласно которому последний обязался оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВКГО/ВДГО, расположенного по <адрес> (л.д.8).
По утверждению истца, с момента предоставления квартиры в нарушение норм ФЗ от 23.11.2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прибор учета природного газа не устанавливался; ремонт либо замена газового оборудования не производилась, в связи с чем в настоящий момент существует необходимость замены газового оборудования на новое. При этом, обязанность наймодателя (Администрации г.Смоленска) по исполнению таких обязанностей до настоящего времени не исполнена.
Из акта сдачи- приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ. слесарем АО «Газораспределение Смоленск» ДД.ММ.ГГГГ. был произведен осмотр газового оборудования по <адрес>, в результате которого было установлено, что требуется замена газового оборудования: крана опуска ф15, шланга ф15, 1,5 м. и плиты газовой четырехкомфорочной (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обращалась в Администрацию г. Смоленска по вопросу замены газового оборудования, установки прибора учета газа и ввода его в эксплуатацию. Письменным отношением от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г. Смоленска в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства в ответ на указанные обращения истца сообщило, что в связи с отсутствием на эти цели финансовых средств в бюджете города, произвести замену газового оборудования, установить прибор учета газа и ввести его в эксплуатацию в настоящее время не представляется возможным (л.д. 10).
В силу положений ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ на собственнике жилого помещения лежит обязанность нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Капитальный ремонт включает в себя комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные (п.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170).
Исходя из этого, работы по замене инженерного оборудования являются работами, выполняемыми при проведении капитального ремонта жилищного фонда.
В действующем ЖК РФ не имеется перечня работ, которые должны производиться при капитальном, а также при текущем ремонте. Однако в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденном в соответствии со ст.63 ЖК Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005г. №315, определено, что к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им (пп.«е» п.4).
К числу элементов внутриквартирного газового оборудования относятся, в частности. бытовое газоиспользующее оборудование, размещенное внутри помещения; к числу внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относятся являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (п.2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410).
Таким образом, капитальный ремонт газового оборудования, к которому относится замена газового оборудования, является обязанностью наймодателя.
В соответствии со ст. ст. 5, 5.1 ФЗ от 23.11.2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
До 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, обязанность по установке индивидуального прибора учета используемого газа лежит на собственнике жилого помещения.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
С учетом вышеуказанных норм права, при установленных обстоятельствах, принимая во внимание установленный в ходе судебного разбирательства факт неисполнения наймодателем квартиры <адрес> обязанности по капитальному ремонту газового оборудования, а так же по установке индивидуального прибора учета газа, суд находит заявленные ФИО1 требования подлежащими удовлетворению и возлагает на ответчика обязанность по замене в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установленного в квартире <адрес> газового оборудования: крана опуска ф15; шланга ф15, 1,5 м.; газовой плиты четырехкомфорочной, а также обязанность по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета природного газа.
При этом, суд отмечает, что неисправность газового оборудования представляет повышенную опасность для окружающих в связи с взрывоопасностью газа, может привести к возникновению несчастных случаев, в связи с чем, проживание истца в квартире с неисправным газовым оборудованием создает угрозу жизни и здоровью последней.
По правилам ст.98ГПК РФ суд взыскивает с Администрации г.Смоленска в пользу истца 300 руб. в возврат оплаченной при подаче иска государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Администрацию города Смоленска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить замену установленного в квартире <адрес> газового оборудования: крана опуска ф15, шланга ф15, 1,5 м., газовой плиты четырехкомфорочной; установить прибор учета природного газа и обеспечить ввод установленного прибора учета в эксплуатацию.
Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу ФИО1 300 рублей в возврат государственной пошлины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Н.Г. Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 18.12.2017г.