17 декабря 2018 года | Дело № 2-4539/2018 29RS0023-01-2018-005476-92 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чистякова О.Н.
при секретаре Комотёсовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску военного прокурора Северодвинского гарнизона к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Военный прокурор Северодвинского гарнизона обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование указал, что ФИО1 до апреля 2016 года проходил военную службу по контракту в войсковой части ...... Ответчик состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем ему на состав семьи из четырех человек 11.04.2016 была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в сумме <данные изъяты>. 12.09.2016 ФИО1 с супругой приобрели в собственность жилое помещение общей площадью 30,7 кв.м по адресу: <адрес> После этого, 16.01.2017 ФИО1 представил в МИФНС № 9 по Архангельской области и НАО налоговые декларации за 2015 и 2016 годы, при этом о факте приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета налоговому органу не сообщил. На основании обращения ответчика налоговым органом ему возвращена сумма переплаты по налогу на доходы физических лиц в размере 65000 и 78000 рублей, всего 143000 рублей в качестве имущественного налогового вычета при приобретении жилого помещения. Поскольку жилищная субсидия получена ответчиком за счет средств федерального бюджета, имущественный налоговый вычет получен ответчиком неосновательно. Просил взыскать с ответчика сумму неосновательно полученного им имущественного налогового вычета в размере 143000 рублей с перечислением ее на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В судебном заседании помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона ФИО2 на иске настаивал, уточнил что прокуратура просит взыскать неосновательно полученный налоговый вычет в сумме 143000 рублей с перечислением указанной суммы на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с последующим распределением в доход областного бюджета Архангельской области и местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством.
Ответчик ФИО1, в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что для приобретения жилого помещения, указанного в исковом заявлении прокурора, использовал сбережения, которые у него имелись, а не средства жилищной субсидии, полученной от Министерства обороны РФ. Обратился за получением налогового вычета в связи с тем, что не был проинформирован об отсутствии права на его получение. Налоговый орган проверил документы и принял решение о предоставлении налоговых вычетов. На вопросы суда пояснил, что не имеет банковских документов или иных доказательств наличия сбережений в сумме, израсходованной на приобретение квартиры, поскольку хранил деньги наличными.
Третьи лица МИФНС № 9 по Архангельской области и НАО, Администрация Северодвинска, Министерство финансов Архангельской области представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Ответчик ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 92485. Приказом командира 1 дивизии противовоздушной обороны от 25.04.2016 № ..... ФИО1 уволен с военной службы в запас. Приказом командира войсковой части ..... от 16.06.2016 № ..... ФИО1 исключен из списков личного состава воинских частей в связи с увольнением с военной службы (л.д. 57, 58)
Решением начальника ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны Российской Федерации от 11.04.2016 № ..... ФИО1 на состав семьи, включая супругу ФИО8 сыновей ФИО9. и ФИО10, предоставлении жилищная субсидия в размере <данные изъяты>. (л.д. 15-16).
Жилищная субсидия в указанном размере перечислена на банковский счет ФИО1 13.04.2016 (л.д. 17).
По договору купли-продажи квартиры от 12.09.2016 ответчик ФИО1 и его супруга ФИО11 приобрели в собственность по ? доли на жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, по цене 2200000 рублей. Право собственности ответчика зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 19.09.2016 (л.д. 10).
На основании заявлений ответчика в соответствии с решениями Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 20.03.2017 ответчику возвращены суммы налога на доходы физических лиц за 2015 и 2016 годы в общей сумме 143000 рублей (65000 + 78000) в качестве имущественного налогового вычета при приобретении жилого помещения (л.д. 93-124).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, в связи с чем, суд полагает их установленными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей.
К ним относится имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (подпункт 3 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика (приобретение жилого помещения) произведено за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Одним из способов обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия) гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в порядке, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно абзацу третьему пункта 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 10 указанного Порядка уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
По смыслу указанных норм законодательства, военнослужащие подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе посредством предоставления им жилищной субсидии, перечисление которой на банковский счет военнослужащего является надлежащим исполнением государством обязанности по обеспечению военнослужащего жилым помещением и служит основанием для снятия военнослужащего и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку жилищная субсидия предоставляется военнослужащему за счет средств федерального бюджета и имеет целевой характер (приобретение или строительство жилого помещения), последующие расходы военнослужащего на приобретение жилого помещения, покрываемые за счет средств предоставленной ему жилищной субсидии, подпадают под действие нормы пункта 5 статьи 220 НК РФ, исключающей предоставление имущественного налогового вычета при приобретении жилого помещения за счет выплат из средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что жилищная субсидия в размере <данные изъяты> была перечислена на банковский счет ФИО1 13.04.2016. Полученными денежными средствами ответчик распорядился, приобрел 1/2 доли жилого помещения (<адрес>), общей стоимостью 2200000 рублей (л.д. 49).
При данных обстоятельствах суд соглашается с доводами военного прокурора о том, что ответчик реализовал свое право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в связи с чем оснований для предоставления ответчику в связи с приобретением указанной квартиры имущественного налогового вычета не имелось.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, в силу названных правовых норм полученный ответчиком имущественный налоговой вычет в сумме 143000 рублей является неосновательным обогащением.
Доводы ответчика о том, что указанная квартира была приобретена ответчиком не за счет средств федерального бюджета, а за счет собственных сбережений, отклоняются судом.
В силу прямого указания закона жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), и таким образом имеет строго целевое назначение. Расходование средств жилищной субсидии на иные цели законом не предусмотрено.
Жилое помещение было приобретено после перечисления жилищной субсидии на банковский счет ФИО1 Ответчиком не предоставлено в суд допустимых и достоверных доказательств наличия у него на дату заключения сделки иных денежных средств в сумме, израсходованной на приобретение жилого помещения. Представленные справки о полученных доходах (по форме 2-НДФЛ) не могут быть признаны достаточными доказательствами того, что для приобретения жилого помещения ответчиком были использованы иные денежные средства.
Кроме того, по смыслу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Порядка предоставления субсидии, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 510, жилищная субсидия является способом покрытия будущих расходов военнослужащего на приобретение или строительство жилого помещения, независимо от того, из какого именно источника была получена конкретная уплаченная за жилое помещение сумма.
Поскольку ответчик приобрел жилое помещение после получения жилищной субсидии, его расходы на приобретение квартиры покрыты за счет средств федерального бюджета, предоставленных ему в форме жилищной субсидии. Иное противоречило бы смыслу действующего правового регулирования порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и целевому назначению жилищной субсидии как способа исполнения государством обязанности по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в них военнослужащих.
При данных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении иска суд не находит.
В силу статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, налоговые доходы, то есть доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
При этом согласно статьям 56, 61.2 БК РФ налоговые доходы от налога на доходы физических лиц зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты городских округов по установленным нормативам (в настоящее время данный норматив составляет 85 % и 15 % соответственно, до 01.01.2014 норматив составлял 80 % и 20 % соответственно).
Пунктом 2 статьи 3 областного закона от 22.10.2009 № 78-6-ОЗ «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений» установлены нормативы отчислений в бюджеты городских округов Архангельской области налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в областной бюджет, в том числе от налога на доходы физических лиц в размере 20 %.
Согласно статьи 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что необоснованное получение ФИО1 имущественного налогового вычета уменьшает доходы бюджетов Архангельской области и муниципального образования «Северодвинск», чем нарушает их права, в связи с чем удовлетворяет иск военного прокурора и взыскивает с ФИО1 в качестве неосновательного обогащения 143000 рублей.
Указанные денежные средства подлежат зачислению на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с последующим перечислением в доход областного бюджета Архангельской области и местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» в соответствии с нормативами отчислений, установленных бюджетным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 4060 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Иск военного прокурора Северодвинского гарнизона к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 неосновательно полученный имущественный налоговой вычет в сумме 143000 (сто сорок три тысячи) рублей с перечислением указанной суммы на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (с последующим распределением в доход областного бюджета Архангельской области и местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством).
Получатель: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (администратор доходов – Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Архангельской области и НАО);
ИНН/КПП <***>/290201001;
Наименование банка: отделение Архангельск город Архангельск;
БИК: 041117001;
Расчетный счет: № <***>;
КБК: 18210102010011000110;
ОКТМО: 11730000.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 4060 (четыре тысячи шестьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2018 года.
Председательствующий | О. Н. Чистяков |