ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4539/21 от 23.12.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-4539/21

УИД 09RS0001-01-2021-007447-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Панаитиди Т.С.,

при секретаре судебного заседания Гиоевой К.Б.,

с участием представителя истца - помощникапрокурора города ЧеркесскаАслануковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Черкесска, в интересах муниципального образования города Черкесска, к Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования городаЧеркесска об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильнуюдорогу,

установил:

Прокурор города Черкесска, в интересах муниципального образования города Черкесска, обратился в Черкесский городской суд с исковым заявлением Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования городаЧеркесска об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильнуюдорогу. В обоснование доводов заявления указано, что Прокуратурой г. Черкесска в ходе проверки исполнения законности и эффективности использования муниципальным образованием городаЧеркесска муниципального имущества выявлены нарушения порядка распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования городаЧеркесска.Согласно постановлению от 16.09.2010 г. № 266 Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования городаЧеркесскаулицаРасковойвнесена в казну муниципального образования городаЧеркесска, следовательно, является муниципальным недвижимым имуществом и подлежит государственной регистрации. В ходе проверки установлено, что право собственности на указанную автодорогу ответчиком в установленном порядке не зарегистрировано.Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения о включении автодороги в реестр муниципального имущества, обособлению в казне муниципального образования с присвоением идентификационного номера и отсутствии государственной регистрации права собственности на автодорогу может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц муниципального образования, незаконной передаче земельных участков, являющихся частью автодороги, третьим лицам, утрате указанных земельных участков. Отсутствие зарегистрированного права собственности на автодорогу делает невозможным получение дохода от предоставления в пользование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций в полосе отвода и придорожной полосе автодороги. Несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности приводит к самозахвату и утрате земельных участков, являющихся составной частью автодороги и затрудняет судебную защиту имущественных прав муниципального образования. Вышеуказанные нарушения закона создают условия для коррупционных проявлений. Просит: Обязать Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Расковой г. Черкесска.

В судебном заседании заявитель помощник прокурора города Черкесска Асланукова А.М. поддержала изложенные в заявлении доводы, просила удовлетворить требования в полном объеме. Также в судебном заседании по ходатайству участников процесса был объявлен перерыв для предоставления доказательств по делу. После перерыва стороны представили истребованные документы в приемную суда.

Изучив в судебном заседании представленные материалы, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой города Черкесскапроведена проверка исполнения законности и эффективности использования муниципальным образованием города Черкесска муниципального имущества. В ходе проверки выявлены нарушения порядка распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования города Черкесска, установлено, что право собственности на автомобильную дорогу по ул. Расковой г. Черкесска ответчиком в установленном порядке не зарегистрировано.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В с п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Материалами дела установлено, что Прокуратурой города Черкесска 19.10.2017 года за № 7-21-2021 в адрес мэрии муниципального образования города Черкесска было направлено требование о предоставлении реестра муниципальной собственности (реестр автомобильных дорог муниципального образования, включенных в имущество казны, и техническую документацию) и сведения о надлежащем оформлении права собственности на автомобильныедороги, в том числе и по ул.Расковой г.Черкесска.

В ответ на данное требование мэрией муниципального образования городаЧеркесскасообщено, что на автодорогу имеется техническая документация, оформление документов по постановке автодороги на государственный учет реализуется в общем порядке.

Согласно постановлению Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования городаЧеркесскаот 16.09.2010 г. № 266 улицаРасковой внесена в казну муниципального образования городаЧеркесска, следовательно, является муниципальным недвижимым имуществом и подлежит государственной регистрации.

Из представленной ответчиком к настоящему судебному заседанию технической документации видно, что в 1973 году в отношении автомобильнойдорогибыл изготовлен технический паспорт, согласно которому общая площадь проезда составляет 12 0891 кв.м.

Таким образом, судом установлено, что автомобильнаядорога на улицеРасковой города Черкесска расположена в границах городского округа, используется неограниченным кругом лиц для проезда, предназначена для решения вопросов местного значения муниципального образования городаЧеркесска, находится в казне муниципального образования городаЧеркесска.

Из представленной выписки из ЕГРН от 27.12.2021 года видно, что право собственности на данную автомобильнуюдорогу.

Между тем, в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильныхдорогахи о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что автомобильнаядорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильнойдорогии расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильныхдорог.

В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильныхдорогахи о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильныедорогиобщего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильныхдорог. Согласно ст. 3 вышеуказанного закона автомобильная дорога- объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 1Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним –юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Автомобильная дорога по смыслу ст. 130 ГК РФ является недвижимой вещью. В силу пункта 2 статьи 8, статьи 131 Гражданского кодекса российской Федерации и статьи 1Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

На основании пункта 3.1 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городаЧеркесска», утвержденного решением Думы муниципального образования городаЧеркесскаот 18.07.2012 года № 60, экономическую основу местного самоуправления муниципального образования городаЧеркесскасоставляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального образования городаЧеркесска, а так же имущественные права муниципального образования городаЧеркесска.

Подпунктом 3.2.2 пункта 3.2 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городаЧеркесска», утвержденного решением Думы муниципального образования городаЧеркесскаот18.07.2012года № 60, предусмотрено, что в собственности муниципального образования городаЧеркессканаходятся автомобильныедорогиместного значения в границах муниципального образования городаЧеркесска, а так же имущество, предназначенное для обслуживания такихдорог.

Как следует из положений пункта 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие государственной регистрации права собственности на спорную автомобильнуюдорогу, расположенную в границах муниципального образования городаЧеркесскасоздает препятствие в осуществлении государственного контроля за ее техническим состоянием, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояниядорогустановленным правилам и стандартам.

Исходя из изложенного, доводы искового заявления нашли свое подтверждение в судебном заседании в объяснениях сторон и представленных документах. При таких обстоятельствах исковое заявление признается обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора города Черкесска, в интересах муниципального образования города Черкесска, к Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильнуюдорогу,удовлетворить.

Обязатьпо имущественным отношениям мэрии муниципального образования городаЧеркесскав течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу поулицеРасковойгородаЧеркесска.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 11 января 2022 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди