РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2012 года г. Москва
Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Серова М.А., при секретаре Тищенко Е.Н.,
с участием
заявителя – ФИО1
представителя заинтересованного лица – ФИО2,
прокурора – помощника Солнцевского межрайонного прокурора г.Москвы Богатырева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-453\12 по заявлению
ФИО1 об оспаривании решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила:
отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве № от 26 января 2012 года,
обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве зарегистрировать ее кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве.
В суде заявитель поддержала свои требования и мотивировала их тем, что подписные листы оформлены в соответствии с законом.
Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении заявления отказать.
Свои возражения мотивировал тем, что подписные листы в соответствии с законом не оформлены.
Прокурор полагал, что в удовлетворении заявления следует отказать.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает, что заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
В суде установлено, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве (далее – Избирательная комиссия) на 4 марта 2012 года назначены выборы депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве.
В соответствие с ч.1 и ч.2 ст.34 Избирательного Кодекса города Москвы, который введен в действие Законом города Москвы от 6 июля 2005 года №38 Москве (далее – Избирательный Кодекс), Избирательная комиссия установила, что количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, составит не менее 58 подписей.
27 декабря 2011 года заявитель ФИО1 представила в Избирательную комиссию пакет документов, в том числе и подписные листы с подписями избирателей, в количестве 64 подписи.
24 января 2012 года на заседании рабочей группы Избирательной комиссии в результате проверки подписных листов на основании п.2, п.4, п.6, п.7, п.11 Избирательного Кодекса города Москвы были признаны недействительными 8 подписей избирателей, что составляет 12% от числа представленных подписей.
Решением Избирательной комиссии № от 26 января 2012 года на основании ст.19, п.5 ч.20 ст.37 Избирательного Кодекса города Москвы ФИО1 было отказано в регистрации кандидата в депутаты.
В соответствии с Избирательным Кодексом:
Комиссия муниципального образования при проведении выборов в органы местного самоуправления регистрирует кандидатов в депутаты муниципального Собрания
(п.6.1. ч.7 ст.19);
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (ч.1 ст.37);
В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и недействительными (ч.5 ст.37).
Недействительными считаются:
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (п.2 ч.7 с.37);
подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (п.4 ч.7 ст.37);
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (п.6 ч.7 ст.37);
подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (п.7 ч.7 ст.37);
подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (п.11 ч.7 ст.37).
При обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (ч.10 ст.37);
Основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (п.5 ч.20 ст.37).
Суд считает, что оспариваемое заявителем решение Избирательной комиссии отмене не подлежит, поскольку ФИО1 представила подписи избирателей, из которых 8 из 64 подписей, то есть 12,5 % (свыше 10%) признаны недействительными, а количество достоверных подписей 56 (64-8=56), недостаточно для регистрации кандидата, поскольку таковых требуется 58.
Так, согласно ч.8 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), -
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам, согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В силу ч.14 ст.34 Избирательного Кодекса Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
В представленных ФИО1 подписных листах содержатся следующие нарушения закона:
Избиратель Л.М.В. (л.д.32) – нарушение п.7 ч.7 ст.37 Избирательного Кодекса, поскольку исправления в сведении об избирателе (адрес места жительства) не оговорены избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей (кандидатом ФИО1).
Избиратель М.О.П. (л.д.38) – нарушение п.6 ч.7 ст.37 Избирательного Кодекса, поскольку исправления в дате внесения сведений об избирателе в подписной лист не оговорены избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей (кандидатом ФИО1).
Избиратель М.Г. (л.д.39) – нарушение п.4 ч.7 ст.37 Избирательного Кодекса, поскольку отсутствуют сведения об избирателе (отчество), требуемые в соответствии ч.14 ст.34 Избирательного Кодекса.
Избиратель Г.Н.Н. (л.д.39) – нарушение п.7 ч.7 ст.37 Избирательного Кодекса, поскольку исправления в сведении об избирателе (адрес места жительства) не оговорены избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей (кандидатом ФИО1).
Избиратель М.П.Н. (л.д.39) – нарушение п.11 ч.7 ст.37 Избирательного Кодекса, поскольку сведения о данном избирателе внесены в подписной лист не самим избирателем, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (кандидатом ФИО1)., что подтверждается заключением эксперта (л.д.27) Экспертно-криминалистического центра УВД ЗАО г.Москвы МВД России, привлеченного Избирательной комиссией в порядке ч.4 ст.37 Избирательного Кодекса для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Избиратель К.А.И. (л.д.40) – нарушение п.11 ч.7 ст.37 Избирательного Кодекса, поскольку сведения о данном избирателе внесены в подписной лист не самим избирателем, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (кандидатом ФИО1)., что подтверждается заключением эксперта (л.д.27) Экспертно-криминалистического центра УВД ЗАО г.Москвы МВД России, привлеченного Избирательной комиссией в порядке ч.4 ст.37 Избирательного Кодекса для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Избиратель Т.И.Л. (л.д.40) – нарушение п.2 ч.7 ст.37 Избирательного Кодекса, поскольку данный избиратель не обладает активным избирательным правом, предусмотренном ч.6 ст.4 Избирательного Кодекса, его место жительства не находится в на территории избирательного округа Ново-Переделкино, а находится в районе Солнцево по адресу: <адрес>.
Избиратель Д.В.М. (л.д.41) – нарушение п.2 ч.7 ст.37 Избирательного Кодекса, поскольку данный избиратель не обладает активным избирательным правом, предусмотренном ч.6 ст.4 Избирательного Кодекса, его место жительства не находится в на территории избирательного округа Ново-Переделкино, поскольку по адресу: <адрес>, он зарегистрирован не по месту жительства, а временно по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено сообщением начальника ОФМС района «Ново-Переделкино» г.Москвы (л.д.26).
Доводы ФИО1 о том, что не могут считаться исправлениями небрежности в написании и помарки, не препятствующие однозначному толкованию указанных сведений, не основаны на законе.
Так, согласно ч.5 ст.38 Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
ФИО1 ошибочно посчитала, что неоговоренные исправления в сведениях об избирателях и датах внесения ими подписей, наличие небрежности, помарок, обводов в написании этих сведений не может рассматриваться как исправление, поскольку не препятствуют однозначному восприятию написанного.
Между тем из смысла указанной правовой нормы следует, что подобная оговорка федеральным законодателем сделана только в отношении сокращения в содержащихся в подписных листах сведениях об избирателях слов и дат.
Никаких иных указаний, в частности, на то, что не оговоренные избирателями исправления могут служить основанием для признания их подписей недействительными лишь в случае, если такие исправления искажают смысл сведений и препятствуют их однозначному восприятию, закон не содержит.
Кроме того, под небрежностью может подразумеваться отсутствие у избирателя тщательности, старания при написании тех или иных сведений в подписном листе.
В результате такой небрежности может быть допущена и ошибка, однако, ее устранение, поправка, внесение изменений в написанное является ни чем иным как исправлением, требующим в силу закона специальной оговорки.
Утверждения ФИО1 о том, что избиратель Д.В.М. проживает в районе «Ново-переделкино» и обладает активным избирательным правом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку данный избиратель не зарегистрирован постоянно по месту жительства в данном избирательном округе, а имеет лишь временную регистрацию, в связи с чем квартира по адресу: <адрес>, является для данного избирателя не постоянным местом жительства, а лишь временным местом пребывания.
Те обстоятельства, что избиратель М.П.Н. внес в подписной лист сведения о себе и о своей жене избирателе М.Г. в связи с плохим владением ею русским языком, не свидетельствуют о достоверности подписи избирателя, как ошибочно полагает заявитель ФИО1, поскольку закон допускает внесение сведений об избирателе в подписной лист только самим избирателем, либо сборщиком подписей (кандидатом ФИО1), но не иными лицами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1
об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве № от 26 января 2012 года,
об обязании Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве зарегистрировать ее кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино в городе Москве.
отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд г.Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение пяти дней.
Судья Серов М.А.