ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-453/19 от 06.02.2019 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело №2-453/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2019 года г. Белгород

Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Супрун А.А.,

при секретаре Пылевой А.В.,

с участием истца ФИО1, его представителя по заявлению ФИО2, представителя ответчика УМВД России по Белгородской области ФИО3, в отсутствие представителя ответчика УВД России по г. Старому Осколу ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Белгородской области и УМВД России по г. Старому Осколу о признании права на льготное исчисление при назначении пенсии периодов службы в органах внутренних дел,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 инициировал данный иск, сославшись на следующие обстоятельства.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ. он проходил службу в УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района (в настоящее время УМВД России по г. Старому Осколу), в различных должностях, в числе которых были: милиционер охранно-конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Староооскольского района Белгородской области ; старший конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области; милиционер отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области; старший конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области; помощник дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Старому Осколу Белгородской области.

Указывает, что в его функциональные обязанности входила доставка задержанных и заключенных под стражу лиц в суды в период службы в конвойном подразделении, кроме этого он, истец, осуществлял непосредственные функции по охране и конвоированию подозреваемых, обвиняемых изолятора временного содержания.

Приказом №с от ДД.ММ.ГГГГ года он уволен со службы в соответствии с ч.2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет дающей право на получение пенсии).

После увольнения в кадровом подразделении УМВД России по г. Старому Осколу, истец получил копию расчета своей выслуги лет, которая использовалась для назначения пенсии, и выяснилось, что часть периодов службы ему не была включена в льготном исчислении 1 месяц службы за 1,5 месяца службы. Причина-отсутствие наименование должности в перечне должностей утвержденном приказом МВД России №868 от 20.12.2016 года.

Считает, что его незаконно лишили частично права на льготную пенсию, поскольку он фактически работал в одном и том же месте и исполнял одни и те же должностные обязанности, поэтому не включение в льготный стаж данных периодов службы является прямым нарушение его прав, которые закреплены в Конституции РФ.

Просит суд, уточнив требования в суде, признать за ним право на льготное исчисление при назначении пенсии периодов службы в органах внутренних дел: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности милиционера охранно-конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области - в льготном исчислении – один месяц службы за полтора месяца службы; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области - в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области- в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области- в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы; ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Старому Осколу Белгородской области - в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы.

Просит также обязать Управление Министерства внутренних дел Российской федерации по Белгородской области и УМВД России по г. Старому Осколу включить ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии периоды службы в органах внутренних дел:

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области - в льготном исчислении – один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области - в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера отельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области- в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области- в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Старому Осколу Белгородской области - в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области и УМВД России по г. Старому Осколу произвести перерасчет пенсии ФИО1 с даты увольнения, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ

Представители ответчика иск не признали, считают доводы истца несостоятельными, требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указали, что в связи с тем, что право на льготное исчисление выслуги лет предоставляется только сотрудникам, замещавшим должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, поименованные в соответствующем перечне, стаж службы (выслуга лет) сотрудников, замещавших должности, не поименованные в перечне осуществляется в календарном исчислении.

В оспариваемые периоды времени, истец занимал должности перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016г. №868, не поименованы.

Кроме того, представитель ответчика УМВД России по г. Старому Осколу по доверенности ФИО4, не присутствовавшая в суде, направила письменное ходатайство, которое поддержала представитель ответчика УМВД России по Белгородской области ФИО3, со ссылкой на ч.4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что истцом подан иск за пределами срока обращения, доказательств наличие уважительности причин пропуска срока истцом, не представлено. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Ходатайство обосновала и тем, что согласно представленным расчетам выслуги лет, истец ознакомлен с расчетами 29 июня 2018г., однако в суд он обратился лишь в декабре 2018г., при этом срок для разрешения служебного спора истек 29.09.2018г.

Уважительных причин пропуска срока на обращение суд с иском о включении в льготный стаж периодов службы и перерасчете пенсии, истец не представил.

Истец и его представитель ФИО2 считают, что фактически истец был ознакомлен и получил копию документа (расчет выслуги лет) с которым он частично не согласен и в настоящее время обжалует его в суде – в декабре 2018г.

Исковое заявление ФИО1 подано 13 декабря 2018г., т.е. до истечения 3-х месячного срока, о чем ссылается в своем ходатайстве представитель УМВД России по г. Старому Осколу.

Кроме этого, обращают внимание суда и на то, что предметом данного спора являются не трудовые отношения, а отношения связанные с назначением пенсии, на которые распространяется срок исковой давности в три года ( ст. 196 ГК РФ, ч.1 ст. 200 ГК РФ).

Суд исследовал обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (часть 1 статьи 8) установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (в том числе сотрудникам органов внутренних дел) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», условия, норм и порядок пенсионного обеспечения распространяются, в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Статьей 5 данного Закона закреплено, что лица, указанные в статье 1 Закона, приобретают право на пенсию, в том числе, за выслугу лет, если они имеют предусмотренную выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел. Данным лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсия назначается и выплачивается после увольнения со службы (статья 6 Закона).

Пункт «а» статьи 13 указанного Закона устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовной исполнительной системы 20 лет и более.

На основании статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468- время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплат пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление от 22 сентября 1993 г. JV: 941).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. № 690 Постановление от 22 сентября 1993г № 941 было дополнено абзацем 45 подпункта «г» пункта 3, и право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 01 января 2001г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. № 684 абзац 45 подпункта «г» пункта 3 Постановления от 22 сентября 1993 г. № 941 изложен в новой редакции, предусматривающей такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».

Приказом Министра внутренних дел России № 640 от 09 октября 2004 г. утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее по тексту - Перечень), в котором предусмотрена должность старший конвоя взвода в составе отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Таким образом, обоснован довод стороны истца, что с 01 января 2001 г. и до вступления в законную силу Перечня необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека применительно к имущественным благам (в том числе, денежным средствам), законно ожидаемым их получателями, которая заключается в том, чтобы рассматривать такие имущественные блага (денежные средства) как «имущество» по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции (Постановление Европейского суда по делу «Рябых против Российской Федерации» (Ryabykh v. Russia), жалоба № 52854/99, § 52, ECHR 2003-Х; Постановление Европейского суда по делу «Андросов против Российской Федерации», § 55). В то время как простое ожидание получения возмещения не защищается Конвенцией, «законное» ожидание влечет за собой защиту статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении изменений в действующее правовое регулирование, необходимо иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованные и преследуют конституционно значимые цели.

Такая дифференция - при наличии у сотрудников, осуществляющих одни и те же функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, разных прав для назначения пенсии при увольнении, в нарушение конституционного принципа на равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их прав, связанных с вопросами исчисления выслуги лет в льготном исчислении.

В ходе судебного заседания было установлено, что в обязанности ФИО1, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, как в должностях: милиционера охранно-конвойной службы ИВС; милиционера отдельного взвода конвойной службы ИВС; старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС; помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых.00

Это обстоятельство по существу не оспаривали в суде представители ответчиков.

Кроме того данный факт также подтверждается содержанием письма от 11 января 2019г. за подписью начальника УМВД России по городу Старому Осколу ФИО5, в котором сообщено на обращение истца, поступившее 14.12.2018г., что в соответствии с Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых вышеперечисленные должности ( по тексту решения) предусматривают за собой выполнение обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, т.е., должностные обязанности истца соответствуют льготному исчислению пенсии.

Согласно Перечню, утвержденному приказом МВД России от 09.10.2004г. (утратившим силу 20.12.2016г.) льготное исчисление выслуги предусматривалось по следующим должностям: п.18- милиционер взвода( отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания; п.168- старший конвоя Отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Согласно Перечню, утвержденному приказом МВД России от 20.12.2016г. (раздел 1 Перечня ( должности, введенные с 23.08.2014г.) льготное исчисление выслуги лет предусматривается по должности – дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

Следовательно, до 23.08.2014 г. по указанным должностям выслуга лет ФИО1 исчислялась в льготном исчислении, как это видно из представленного расчета выслуги лет, но с выходом нового штатного расписания приказ от 23.08.2014г. название этих должностей изменились.

Таким образом, обоснован довод стороны истца, что должности, которые занимал он, ФИО1, входят в перечень должностей для льготного исчисления выслуги лет в соответствии с приказом от 20.12.2016г.

Единственная причина не включения данных периодов службы в льготном исчислении- не совпадает полное название его должности с наименованием должности указанном в перечне должностей, утвержденных приказом от 20.12.2016г.

Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается ответчиками, что фактически ФИО1 работал в одном и том же месте и исполнял одни и те же должностные обязанности, поэтому не включение в льготный стаж данных периодов службы- прямое нарушение прав истца, которые закреплены Конституцией Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требования истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению, а именно произвести зачет спорных периодов в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.

Абзац 45 подпункта «г» пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ дает право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц за полтора месяца службы.

Относительно заявленного ходатайства ответчика об отказе истцу в удовлетворении требований, в связи с пропуском срока обращения в суд с данными требованиями, суд считает такое ходатайство не подлежащим удовлетворению.

На л.д. 12-13 имеется расчет выслуги лет, который составлен Врио помощника начальника управления ОРЛС УМВД России по г. Старому Осколу 29 июня 2018г.

Однако в этом расчете отсутствует дата ознакомления ФИО1 с указанным произведенным расчетом выслуги лет на пенсию.

Далее установлено, что факт ознакомления истца с данным расчетом с получением копии документа (расчета выслуги лет) в декабре 2018г. подтверждается содержанием письма от 11 января 2019г. за подписью начальника УМВД России по городу Старому Осколу ФИО5, в котором сообщено на обращение истца, поступившее 14.12.2018г.

Исковое заявление ФИО1 подано 14.12.2018 года, т.е. до истечения 3-х месячного срока, о чем ссылается в своем ходатайстве представитель УМВД России по г. Старому Осколу.

Кроме этого, суд считает, что предметом данного спора являются не трудовые отношения, а отношения связанные с назначением пенсии.

Согласно статье 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре. Пропуск срока исковой давности или срока для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Поскольку предметом спора являются пенсионные правоотношения, к которым не установлены специальные сроки обращения в суд за защитой нарушенного права, то к ним применяются общие сроки исковой давности, установленные статьей 196 Гражданского кодекса РФ - в три года. В силу части 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Из содержания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что дела, связанные с отказом в назначении трудовой пенсии гражданам органами Пенсионного фонда, разрешаются в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ.

Следовательно, обоснован довод истца, что срок на обращение в суд составляет 3 года со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав.

На основании исследования и оценки, имеющихся в деле доказательств с учетом их относимости допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности суд признает требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за ФИО1 право на льготное исчисление при назначении пенсии периодов службы в органах внутренних дела:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности милиционера охранно-конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области - в льготном исчислении – один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области - в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области- в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области- в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Старому Осколу Белгородской области - в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской федерации по Белгородской области и УМВД России по г. Старому Осколу включить ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии периоды службы в органах внутренних дел:

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области - в льготном исчислении – один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области - в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности милиционера отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области- в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности старшего конвоя отдельного взвода конвойной службы ИВС УВД г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области- в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Старому Осколу Белгородской области - в льготном исчислении- один месяц службы за полтора месяца службы.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области и УМВД России по г. Старому Осколу произвести перерасчет пенсии ФИО1 с даты увольнения, т. е. с 29.06.2018г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья-