Дело № 2-453/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2013 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Галенко В.А.
при секретаре судебного заседания Шерстюк В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, к открытому акционерному обществу «Амурский судостроительный завод» о признании действий по начислению оплаты за жилое помещение незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, обратилась в суд с иском к ответчику о признании действий по начислению оплаты за жилое помещение незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В обоснование заявленного иска указала, что с /дата скрыта/ являлась нанимателем комнаты /адрес скрыт/, с /дата скрыта/ она и два её несовершеннолетних сына ФИО2 и ФИО3, являются собственниками указанного жилого помещения. Ответчик, являясь собственником общежития, расположенного по адресу /адрес скрыт/, производит начисление оплаты за жилое помещение в большем размере, чем предусмотрено законом, в связи с чем нарушаются жилищные права истцов. Согласно распоряжениям заместителя генерального директора по кадрам и социальным вопросам ОАО «АСЗ» размер платы за жилые помещения в общежитиях ОАО «АСЗ» устанавливается на основании нормативов потребления коммунальных услуг, установленных постановлениями администрации г.Комсомольска-на-Амуре. Считает, что к жилым помещениям, утратившим статус общежития в силу закона должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма и находящихся в собственности. Также считает незаконным начисление платы за жилье и коммунальные услуги с учетом налога на добавленную стоимость, поскольку это противоречит действующему законодательству. Просит признать действия ответчика по начислению платы за жилье истцов, проживающих в жилом помещении по адресу /адрес скрыт/ по тарифам, установленным по договорам найма жилых помещений в общежитиях, не соответствующим требованиям закона; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет платы за жилье истцов: платы за пользование жильем (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, применяя тарифы, установленные для жилых помещений занимаемых по договору социального найма, начиная с /дата скрыта/ (без НДС), направив денежные средства согласно перерасчету в счет будущих платежей; обязать ответчика производить начисление платы за жилье истцов: за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт многоквартирного дома в соответствии с тарифами, установленными собственниками помещений многоквартирного дома 26 по ул.Кирова в г.Комсомольске-на-Амуре, а коммунальные услуги в соответствии с нормативами, установленными администрацией г.Комсомольска-на-Амуре для собственников жилых помещений.
В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 уточнила исковые требования, просила признать действия ответчика по начислению платы за жилье истцов, проживающих в жилом помещении по адресу /адрес скрыт/ по тарифам, установленным по договорам найма жилых помещений в общежитиях, не соответствующим требованиям закона; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет платы за жилье истцов: платы за пользование жильем (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, применяя тарифы и нормативы, установленные для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, начиная с /дата скрыта/ (без НДС) по /дата скрыта/; с /дата скрыта/ по /дата скрыта/ произвести перерасчет платы за жилье истцов (без НДС): платы за пользование жильем, платы за содержание и ремонт жилого помещения истца, применяя тарифы, установленные для собственников жилых помещения; с /дата скрыта/ произвести перерасчет платы за жилье истцов (без НДС): платы за пользование жильем, платы за содержание и ремонт жилого помещения, применяя тарифы по день вынесения решения суда, установленные администрацией г.Комсомольска-на-Амуре по договорам социального найма, направив денежные средства согласно перерасчету в счет будущих платежей; с /дата скрыта/ по день вынесения решения суда произвести перерасчет платы (без НДС) за коммункальные услуги в соответствии с нормативами, установленными администрацией г.Комсомольска-на-Амуре для собственников жилых помещений; обязать ответчика производить начисление платы за жилье истцов: за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт многоквартирного дома в соответствии с тарифами, установленными администрацией г.Комсомольска-на-Амуре по договорам социального найма, а коммунальные услуги в соответствии с нормативами, установленными администрацией г.Комсомольска-на-Амуре для собственников жилых помещений.
В судебном заседании истец ФИО1 на уточненных исковых требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, дополнительно пояснила, что считает необоснованным увеличение ответчиком тарифов на сумму НДС, учитывая, что ОАО «АСЗ» не осуществляет реализацию ресурсов и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и перечислением их в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций.
Представитель истца ФИО4, допущенная к участию в деле по устному ходатайству доверителя, после объявленного перерыва в судебное заседание не явилась. Будучи опрошенной ранее в судебном заседании поддержала исковые требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ОАО «АСЗ» ФИО5, действующая на основании доверенности от /дата скрыта/, исковые требования не признала и пояснила, что утверждения истца о невозможности применения тарифов за найм, обслуживание и текущий ремонт жилых помещений, установленных органами местного самоуправления для жилых помещений находящихся в общежитиях муниципального фонда со ссылкой на ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» не обоснованы, так как объектом права собственности в свидетельстве о государственной регистрации права ФИО1 и её несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 указано жилое помещение в общежитии. Государственная регистрация права собственности на здание /адрес скрыт/ произведена в соответствии с п.1 ст.23 ФЗ «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним», в котором указано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации. Решения надзорных органов о снятии статуса общежития и незаконности данной регистрации нет. Тарифы и расценки по оплате коммунальных услуг, найма, ремонта и содержания жилых помещений установлены в соответствии с действующим законодательством. Требования истца о начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета налога на добавленную стоимость считает не соответствующими нормам действующего законодательства РФ и актам органа местного самоуправления.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от /дата скрыта/ за ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в равных долях признано право собственности на жилое помещение – комнату /адрес скрыт/ Решение суда вступило в законную силу /дата скрыта/.
Указанным решением суда установлено, что здание по /адрес скрыт/ является общежитием, и ранее относилось к объектам государственной собственности, находившимся на праве хозяйственного ведения государственного предприятия ПО «Завод имени Ленинского Комсомола», получившего после акционирования (приватизации) наименование – ОАО «АСЗ».
В /дата скрыта/З.Д.Г., как работнику ОАО «АСЗ», а также членам его семьи – супруге ФИО1, несовершеннолетним детям ФИО2 и ФИО3 предоставлена комната /номер скрыт/ в общежитии /номер скрыт/ по /адрес скрыт/
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и культурно-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты являясь государственной собственностью, должны находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Порядок передачи указанных объектов жилищного фонда в муниципальную собственность установлен: распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (утратившим силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года № 473), ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ…».
В нарушении указанных нормативных актов общежитие перешло в собственность ответчика без законных оснований, и не правомерно не передано в собственность органу местного самоуправления.
В соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно разъяснениям пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
С учетом положений ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», суд пришел к выводу, что отсутствие решения об изменении формы собственности жилого помещения (отсутствие решения о передаче жилых помещений в Общежитии в муниципальную собственность) не может служить основанием для ограничения жилищных прав граждан, в том числе права на бесплатное получение жилого помещения в собственность и принял решение о прекращении права собственности ОАО «АСЗ» на комнату /номер скрыт/ в общежитии /номер скрыт/ по /адрес скрыт/ и признании за ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в равных долях права собственности на жилое помещение – комнату /адрес скрыт/.
/дата скрыта/ право общей долевой собственности на жилое помещение /адрес скрыт/ было зарегистрировано за ФИО1, ФИО2 и ФИО3, о чем в едином государственном реестре прав произведена запись о регистрации /номер скрыт/, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
В соответствии с ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч.4 ст.158 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч.3 ст.156 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч.ч.1,3 ст.157 ЖК РФ).
Судом установлено, что для начисления оплаты за жилое помещение по адресу /адрес скрыт/, ответчиком применяются тарифы, утвержденные в одностороннем порядке распоряжениями и приказами ОАО «АСЗ» за пользование жилым помещением в общежитии. Решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ установлен размера оплаты за содержание и ремонт общего имущества жилого дома на /дата скрыта/. Несмотря на изменение статуса жилого помещения и принятое решение общего собрания собственников жилых помещений об утверждении тарифов по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома /адрес скрыт/ перерасчет по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не производился, что не оспаривается представителем ответчика.
При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, действия ОАО «АСЗ» по начислению истицу оплаты за жилое помещение с применением тарифов, установленных за пользование жилым помещением в общежитиях признанию незаконными, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность произвести соответствующий перерасчет, направив денежные средства согласно перерасчету в счет будущих платежей.
Рассматривая требования о возложении обязанности произвести перерасчет без учета налога на добавленную стоимость, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 143 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с п.п. 29, 30 ч.3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, суд приходит к выводу, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна начисляться без учета налога на добавленную стоимость.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ОАО «АСЗ» в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере /данные скрыты/
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к открытому акционерному обществу «Амурский судостроительный завод» о признании действий по начислению оплаты за жилое помещение незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги - удовлетворить.
Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод» по начислению оплаты за жилое помещение по адресу /адрес скрыт/, с применением тарифов, установленных за пользование жилым помещением в общежитиях.
Возложить на открытое акционерное общество «Амурский судостроительный завод» обязанность произвести с /дата скрыта/ по /дата скрыта/ перерасчет платы за жилое помещение (за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения, отопление по адресу /адрес скрыт/, применив тарифы и нормативы, установленные администрацией г.Комсомольска-на-Амуре для жилых помещений муниципального жилищного фонда, занимаемых по договорам социального найма, без начисления налога на добавленную стоимость.
Возложить на открытое акционерное общество «Амурский судостроительный завод» обязанность произвести с /дата скрыта/ по /дата скрыта/ перерасчет платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги по адресу /адрес скрыт/, применив тарифы и нормативы, установленные администрацией г.Комсомольска-на-Амуре для жилых помещений муниципального жилищного фонда, занимаемых по договорам социального найма, без начисления налога на добавленную стоимость.
Возложить на открытое акционерное общество «Амурский судостроительный завод» обязанность произвести с /дата скрыта/ по /дата скрыта/ перерасчет платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения, применив тарифы, установленные общим внеочередным собранием собственников помещений многоквартирного дома /адрес скрыт/ от /дата скрыта/, без начисления налога на добавленную стоимость.
Возложить на открытое акционерное общество «Амурский судостроительный завод» обязанность произвести с /дата скрыта/ по /дата скрыта/ перерасчет платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также с /дата скрыта/ по /дата скрыта/ перерасчет платы за коммунальные услуги по адресу /адрес скрыт/, применив тарифы и нормативы, установленные администрацией г.Комсомольска-на-Амуре для жилых помещений муниципального жилищного фонда, занимаемых по договором социального найма, без начисления налога на добавленную стоимость, а также производить по ним дальнейшее начисление оплаты за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт многоквартирного дома, коммунальные услуги до принятия собственниками в установленном законом порядке решения о размере расходов на содержание жилого помещения, направив денежные средства согласно перерасчету в счет будущих платежей.
Взыскать с открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме /данные скрыты/
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Галенко В.А.