ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-453/2020УИД230038-01-2020-000730-40 от 21.09.2020 Отрадненского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-453/2020 УИД 23RS0038-01-2020-000730-40

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Отрадная 21 сентября 2020 г.

Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Андреева В.Н., при секретаре судебного заседания Серобян Н.В., с участием истца Осепьян К.С.,

представителя ответчика АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал Петровой Ю.М., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица – директора ООО «Райтоп-Газ» Варавина А.М.,

представителя администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района Краснодарского края Кулаксизяна А.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осепьян К. С. к АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал о защите прав потребителя,

установил:

Осепьян К.С. обратилось в суд с иском к АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал о защите прав потребителя, в котором просит обязать АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал утвердить проектную документацию о техническом перевооружении системы газопотребления <адрес> края, шифр: 126-2019-ГС, взыскать с АО «Газпром газораспределение Краснодар» Филиал в пользу Осепьян К. С., взыскать компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей.

В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Осенью 2019 года истец решила сделать в квартире ремонт и заменить установленные в квартире газовый отопительный котёл и газовую колонку ВПГ на новый двухконтурный котел и варочную панель. 16.10.2019 получила у ответчика соответствующие технические условия на замену газоиспользующего оборудования № ТУ-33-23-1/223. На основании указанных технических условий истцом заказана проектная документация в ООО «РАЙТОП-Газ» на техническое перевооружение системы газопотребления <адрес>, в которой указано на необходимость установки датчика утечки газа (система контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа), тогда как техническими условиями указанное оборудование не предусмотрено. На вопрос, почему указано дополнительное оборудование, проектировщик ответил, что таковы сейчас требования АО «Газпром газораспределение Краснодар», без указанного оборудования проект принимающая организация не утвердит. При этом, по мнению истца, действующим законодательством в ее случае не предусмотрена обязательная установка данной системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа. В многоквартирных домах указанная система контроля с клапаном автоматического отключения подачи газа должна устанавливаться снаружи здания на трубе ввода газа в подъезд и лишь тогда это перекрывает утечку газа. Установка клапана в квартире не имеет смысла, так как не всегда перекрывает утечку. Трубы, краны, счетчики, расположенные до клапана в квартире, остаются без защиты от утечки газа, поэтому обязательное навязывание установки данного оборудования в отдельно взятой квартире многоквартирного жилого дома нецелесообразно и незаконно. Действующее законодательство в рекомендательной форме призывает к установке спорного оборудования в новых жилых домах и квартирах, на дома и квартиры старой постройки это не распространяется.В существующей инструкции по безопасному использованию газа при решении коммунально-бытовых нужд /пр, вступившей в силу 05.12.2017 на всех граждан РФ, которые являются собственниками квартир и жилых домов, нет ни одного упоминания об обязательной установке датчика утечки газа. Так, в случае наличия договора газоснабжения, своевременной платы поставок газа, отсутствия нарушений в техническом использовании газового оборудования и соблюдении требований к его содержанию, поставщик газа не имеет права прекратить поставку или отказать в утверждении проектной документации технического перевооружения системы газопотребления квартиры.В соответствии с требованиями п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года , потребитель обязан устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования, обеспечивать надлежащее техническое состояние внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. При этом Правилами наличие в помещении, где установлено бытовое газоиспользующее оборудование, газоанализатора не отнесено к обязательным требованиям, отсутствие газоанализатора не является основанием для приостановления поставки газа. У истца имеется заключенный ранее договор газоснабжения, условия которого она исполняет надлежащим образом: своевременно оплачивает поставку газа; не допускает нарушений в техническом использовании газового оборудования и соблюдении требований к его содержанию; незамедлительно уведомила поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования; своевременно получила технические условия на замену газоиспользующего оборудования; заказала и оплатила в специализированной организации соответствующую проектную документацию.

11.11.2019 истец обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила разъяснить, является ли обязательным установка спорного оборудования. В своем ответе ответчик сослался на нормы СП 60.13330.2012, в соответствии с п. 6.5.7 которого в помещениях, в которых устанавливаются газовые теплогенераторы и другое газовое оборудование, следует предусматривать сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10 % НКПРП или ПДК природного газа. С доводами ответа истец не согласна, считает, что ответчик неверно применяет вышеуказанную норму, поскольку не имеется законодательно установленной обязанности для собственника квартиры устанавливать спорное оборудование. Норма СНиП, на которую ссылается ответчик, применима к новым, строящимся домам, где спорное оборудование будет устанавливаться либо на вводе газа в многоквартирный дом, либо сразу в каждой квартире. 19.03.2020 истец обратилась к ответчику с требованием согласовать проектную документацию на техническое перевооружение системы газопотребленияее квартиры без обязания установки датчика утечки газа. 15.04.2020 получила ответ, в котором ответчик, снова ссылаясь на те же нормы СНиП, указал на отсутствие в проекте необходимого сигнализатора загазованности.

С октября 2019 по настоящее время на протяжении восьми месяцев в квартире истца нет отопления и горячей воды. Осень, зиму и весну истец прожила в неотапливаемой квартире, спала в одежде, постоянно болела. Считает, что ответчик грубо нарушает права истца. Незаконно и безосновательно на протяжении долгого времени не согласовывает предоставленную проектную документацию и не возобновляет поставку газа в квартиру. Моральный вред, причиненный ответчиком, истец оценивает в 70000 рублей.

В судебном заседании истец Осепьян К.С., а также ранее в судебном заседании представитель истца по ходатайству Сергиенко С.Н. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании показал, что он работает главным инженером в АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал согласно проекту в квартире истца с учетом всех норм и правил установка системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа в квартире обязательна.

Представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал Петрова Ю.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Полагала, что заявленные Осепьян К.С. исковые требования являются необоснованными.

Из представленных письменных возражениях АО «Газпром газораспределение Краснодар» следует, что 10.10.2019 в адрес Филиала обратилась Осепьян К.С. с запросом о выдаче технических условий в целях замены газоиспользующего оборудования в принадлежащей ей квартире, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: замены напольного отопительного газового котла и газового проточного водонагревателя на импортный настенный двухконтурный газовый котел с закрытой камерой сгорания. 16.10.2019 Осепьян К.С. выданы технические условия № ТУ-33-28-1/223 на замену газоиспользующего оборудования. Проектная документация на техническое перевооружение системы газопотребления вышеуказанной квартиры выполнена сторонней организацией ООО «РАЙТОП-Газ». Проектной документацией, изготовленной ООО «РАЙТОП-Газ» в соответствии с действующими техническими регламентами, нормами и правилами, была предусмотрена установка сигнализатора загазованности. Согласно п. 8.3 Свода правил СП 402.1325800.2018 Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления, введенного в действие 06.06.2019, системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа необходимо предусматривать в следующих случаях: в многоквартирных жилых зданиях: в помещениях квартир при размещении в них газоиспользующего оборудования. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированы с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания. Также в соответствии с п. 6.5.7 главы 6.5 «Системы поквартирного теплоснабжения» Свода правил 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 г. № 279 (с изменениями и дополнениями) в помещениях, в которых устанавливаются газовые теплогенераторы и другое газовое оборудование, следует предусматривать сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКГТРП или ПДК природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированы с быстродействующими запорными клапанами, установленными на вводе газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ (с изменениями и дополнениями), утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 №384-ФЗ, в который в том числе включен пункт 6.5.7 СП 60.13330.2012.05.11.2019 истица обратилась в АО «Газпром газораспределение Краснодар» Филиал с заявлением о рассмотрении на предмет соответствия техническим условиям проектной документации «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес> в <адрес>» шифр: 126-2019-ГС. Указанная проектная документация 11.11.2019 ответчикомбыла рассмотрена и проверена на соответствие выданным техническим условиям, о чем на титульном листе проектной документации сделана соответствующая отметка, которая заверена печатью ответчика.19.03.2020 истица повторно обратилась с заявлением о рассмотрении проектной документации «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес> в <адрес>» шифр: 126-2019-ГС на предмет соответствия техническимусловиям. 15.04.2020 ей был дан ответ о том, что повторного рассмотрения проектной документации на предмет соответствия техническим условиям не предусмотрено.Кроме того в повторно представленной на рассмотрение проектной документации «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес> в <адрес>» шифр: 126-2019-ГС отсутствует сигнализатор загазованности по метану и оксиду углерода, установка которого предусмотрена п. 6.5.7 главы 6.5 «Системы поквартирного теплоснабжения» Свода правил 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 № 279 с изменениями и дополнениями. Изменения в проектную документацию в установленном законом порядке не вносились, поэтому разрешение вопроса обязать ответчика согласовать проект являются необоснованными. Проверка проектной документации на строительство сети газопотребления не является обязательной процедурой, однако может быть выполнена АО «Газпром газораспределение Краснодар» Филиал при наличии желания заявителя.

Представитель третьего лица ООО «Райтоп-Газ» Варавин А.М. в судебном заседании указывал на отсутствие обязанности установки системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа при замене газового оборудования. Представительадминистрации Отрадненского сельского поселения <адрес>Кулаксизян А.А. оставил исковые требования на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ), в суд не явился. Предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что Осепьян К.С. выданы технические условия на замену газоиспользующего оборудования для одной квартиры, которые не могут содержать требования по установке сигнализаторов загазованности в отдельно взятой квартире, а предусматривают замену старого оборудования на новое. В соответствии с требованиями п. 7.4. Переустройство инженерных систем потребителя по ГОСТ Р54961-2012 к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относится установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности, в этом случае разрабатывается проектная документация. В остальных случаях работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа. Это также подтверждается требованиями пункта 7.2 СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы». Свод правил в области применения СП 62.13330-2011 распространяется на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов. Новая редакция п. 7.2. (в части установки в квартирах в обязательном порядке системы контроля загазованности - газового сигнализатора) была инициирована Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с целью безопасности населения Российской Федерации, когда участились случаи взрывов в многоквартирных домах, в том числе газобаллонных установок. Для безопасной эксплуатации многоквартирных домов, в которых проектом газоснабжения не предусмотрена установка сигнализаторов загазованности, требуется реконструкции всей системы газоснабжения многоквартирного дома, которые должны быть согласованы со всеми жильцами и управляющей компанией. Эту работу должна проводить специализированная газораспределительная организация совместно с органами местного самоуправления с целью обеспечения безопасной эксплуатации многоквартирных домов. Безопасное использование и содержание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются в соответствии с требованиями Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2017 № 1614/пр утверждена Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Из п. 1.2. следует, что лицами, ответственными за безопасное использование и содержание внутриквартирного газового оборудования являются: собственники (пользователи) помещений, расположенных в многоквартирном доме, в которых размещено такое оборудование. Тем самым собственники (пользователи) помещений, расположенных в многоквартирном доме, самостоятельно осуществляют и контролируют безопасное использование газового оборудования, путем вызова специалистов газовой службы и заключения договоров на техническое обслуживание и т.п., но не обязательной установкой систем сигнализации загазованности.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца и третьего лица Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на основании договора мены квартиры от 27.08.1999 истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.2016 года сделана запись регистрации .

По указанному адресу на основании договора от 12.05.2017 с ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» осуществляется поставка природного газа, отвечающего требованиям ГОСТ 5542-87.

Осенью 2019 года истец решила заменить установленные в квартире газовый отопительный котёл и газовую колонку ВПГ на новый двухконтурный котел и варочную панель.

16.10.2019 истец получила у ответчика соответствующие технические условия на замену газоиспользующего оборудования № ТУ-33-23-1/223, в которых указано на демонтаж отопительного котла - 1 шт, ВПГ - 1 шт и установку газоиспользующего оборудования: отопительный котел мощностью не более 11,5 кВт -1 шт.; газоснабжение необходимо осуществить согласно проекту, проект выполнить силами специализированной проектной организации в соответствии с требованиями действующих нормативных документов; перед подключением и пуском газа перезаключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и с газоснабжающей организацией – договор на поставку газа. Давление газа в точке подключения: максимальное 0,003 Мпа, фактическое (расчетное): 0,002 Мпа.

На основании указанных технических условий истцом была заказана проектная документация в ООО «РАЙТОП-Газ» на техническое перевооружение системы газопотребления <адрес>. Проектная документация выполнена в соответствии со стандартами, нормами, правилами и техническими условиями (включая санитарные и противопожарные нормы, нормы проектирования сооружений с пожароопасными жидкостями и газами, нормы и правила техники безопасности), действующими на территории РФ, с учетом согласованных сторонами технических требований, включая местные климатические условия и сейсмичность района.

В первоначальной проектной документации было указано на необходимость установки датчика утечки газа (система контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа), что подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, и не опровергается сторонами.

11.11.2019 истец обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила разъяснить, является ли обязательным установка датчика утечки газа (система контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа). В своем ответе ответчик сослался на нормы СП 60.13330.2012, в соответствии с п. 6.5.7 которого в помещениях, в которых устанавливаются газовые теплогенераторы и другое газовое оборудование, следует предусматривать сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10 % НКПРП или ПДК природного газа.

19.03.2020 истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о согласовании проектной документации на техническое перевооружение системы газопотребления её квартиры, в которой уже не было ссылки на необходимость установки датчика утечки газа (системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа).

15.04.2020 истец получила ответ, в котором АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал указал на отсутствие в повторно представленной на рассмотрение проектной документации «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес>» шифр: 126-2019-ГС сигнализатора загазованности по метану и оксиду углерода, установка которого предусмотрена п. 6.5.7 СП 60.13330.2012.При этом, поскольку ранее АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал первоначальная проектная документация «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес>» шифр: 126-2019-ГС, в которой указывалось на необходимость установки датчика утечки газа, уже была рассмотрена и проверена на соответствие выданным техническим условиям (рег. от ДД.ММ.ГГГГ), то повторное рассмотрение проектной документации на предмет соответствия выданным техническим условиям не требуется.

Истец с указанным ответом не согласна, в связи с чем просит суд обязать АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал утвердить проектную документацию о техническом перевооружении системы газопотребления <адрес> края, шифр: 126-2019-ГС, в которой уже отсутствует обязанность по установкедатчика утечки газа.

В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» абонент обязан устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования (п. «д» ст. 21).

Согласно пункту 7.4.2. «ГОСТ Р 54961-2012.Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относятся следующие виды работ: установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности; демонтаж и изменение места установки бытового газоиспользующего оборудования; демонтаж внутренних газопроводов; прокладка внутренних газопроводов с изменением их местоположения; установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа; устройство индивидуального (поквартирного) газового отопления жилых помещений в многоквартирном доме; перевод сетей газопотребления с газоснабжения СУГ на газоснабжение природным газом или с газоснабжения природным газом на газоснабжение СУГ.

В указанных случаях разрабатывается проектная документация, что также подтверждается требованиями пункта 7.2 СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы».

Поскольку из технических условий на замену газоиспользующего оборудования от 16.10.2019 № ТУ-33-23-1/223 следует, что вместо двух газоиспользующих приборов (отопительного котла, проточного водонагревателя) в квартире истца планируется установка одного бытового газоиспользующего оборудования (двухконтурный котел), по мнению суда, происходит демонтаж и меняется место установки бытового газоиспользующего оборудования, в связи с чем в технических условиях от 16.10.2019 на замену газоиспользующего оборудования № ТУ-33-23-1/223 ответчиком обоснованно указано на осуществление газоснабжения согласно проекту, который необходимо выполнить силами специализированной проектной организации в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

В соответствии с проектной документацией «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес>» шифр: 126-2019-ГС, в квартире истца в связи с реконструкцией также предусматривается замена газоиспользующего оборудования: отопительного котла, проточного водонагревателя, варочной плиты на двухконтурный котел и варочную панель. Проектная документация «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес>» разработана в соответствии с СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, СП 402.1325800.2018 Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления, СП 62.13330.2011 СниП 42-01-2002 Газораспределительные системы и др. (Общая часть).

В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений принят Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 1). Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ст. 3).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

На основании ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

В соответствии с п. 6.5.7 главы 6.5 «Системы поквартирного теплоснабжения» Свода правил 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 г. № 279 (с изменениями и дополнениями) в помещениях, в которых устанавливаются газовые теплогенераторы и другое газовое оборудование, следует предусматривать сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКГТРП или ПДК природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированы с быстродействующими запорными клапанами, установленными на вводе газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности.Системы поквартирного теплоснабжения применяются для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения квартир в многоквартирных жилых зданиях высотой до 28 м (п. 6.5.1.). При этом указанный свод правил согласно п. 1.1. устанавливает нормы проектирования и распространяется на системы внутреннего теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений.

На момент разработки проектной документации «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес>» шифр: 126-2019-ГС в 2019 г. указанный п. 6.5.7 СП 60.13330.2012«СНиП 41-01-2003* Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» продолжал действовать и применяться при изготовлении проекта, поскольку был включен в действующий на тот период Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 (п. 42 Перечня).

Кроме того в силу п. 8.3 Свода правил СП 402.1325800.2018 Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления, введенного в действие 06.06.2019, системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа необходимо предусматривать в следующих случаях: в многоквартирных жилых зданиях: в помещениях квартир при размещении в них газоиспользующего оборудования. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированы с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания. Настоящий свод правил согласно п. 1.1 устанавливает правила проектирования систем газопотребления (внутренних сетей газопотребления) одноквартирных и блокированных жилых домов, а также жилых многоквартирных зданий, в которых в качестве топлива используется природный газ по ГОСТ 5542 с давлением до 0,005 Мпа включительно.

При таких обстоятельствах проектная документация «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес>» обоснованно разработана в соответствии с СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, СП 402.1325800.2018 Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления, СП 62.13330.2011 СниП 42-01-2002 Газораспределительные системы.

На основании изложенного включение в указанную проектную документацию требования по установке в квартире истца системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа соответствует требованиям действующих норм законодательства и правил, соответственно исковые требования Осепьян К. С. к АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал об утверждении проектной документации о техническом перевооружении системы газопотребления <адрес>, шифр: 126-2019-ГС, в которой отсутствуют требования по установке датчика утечки газа, не соответствуют закону и не подлежат удовлетворению.

Кроме того ранее в ноябре 2019 АО «Газпром газораспределение Краснодар» Филиал № 20 проектная документация «Техническое перевооружение системы газопотребления <адрес> в <адрес>» шифр: 126-2019-ГС, в которой изначально указывалось на необходимость установки датчика утечки газа, ужебыла рассмотрена и проверена на соответствие выданным техническим условиям, о чем была сделана соответствующая отметка, которая заверена печатью ответчика. Изменения в согласованную проектную документацию в установленном законом порядке не вносились.

Нарушений норм закона о защите прав потребителя в правоотношениях между истцом и ответчиком судом не установлено.

Исковые требования о взыскании морального вреда являются производными от основного требования, в связи с чем также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении искового заявления Осепьян К. С. к АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал № 20 о защите прав потребителя отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суда через Отрадненский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.09.2020.

Судья В.Н. Андреев