ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-453/2021 от 18.11.2021 Абанского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело №2-453/2021

24RS0001-01-2021-001060-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года п.Абан Красноярского края

Абанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кизиловой Н.В.,

с участием помощника прокурора Абанского района Белоусова А.М.,

при секретаре Ящук Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 о взыскании вреда, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Абанского района в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО1, ФИО2 о взыскании вреда, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 450 564 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что приговором Абанского районного суда от 05.08.2021 ФИО1 и ФИО2 признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. При рассмотрении уголовного дела было установлено, что ФИО1 и ФИО2, являясь должностными лицами, использовали свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстной и иной личной заинтересованности, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах. Целями Краевого государственного бюджетного учреждения «Долгомостовское лесничество» являются: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах на территории края; обеспечение охраны и защиты лесов; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов. На основании п., п. 2.4.2., 2.4.5., 2.4.6., 2.4.9.2., 2.4.9.3., 2.4.10.1., 2.5.1., 2.5.7. п. 2.4. Устава для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: выполнение работ по отводу лесосек; подготовка материалов по передаче в пользование лесного фонда лесопользователям, согласно действующему законодательству Российской Федерации и направление их в Министерство; подписание актов осмотра лесного участка к договору купли-продажи лесных насаждений (мест заготовки древесины) и хранение их в лесничестве, внесение текущих изменений лесного фонда в таксационные описания, карты-схемы лесничеств, планы лесонасаждений и лесоустроительные планшеты; составление актов, являющихся основанием для внесения информации в государственный лесной реестр и ее изменения; подготовка и направление в Министерство информации об объемах заготовленной древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; оказание услуг по подготовке и оформлении установленной документации по лесопользованию (отвод и таксация лесосек, оформление технологических карт и др.) на лесных участках, переданных в аренду, постоянное бессрочное пользование, а также в исключительных случаях по договорам купли-продажи лесных насаждений, по разным видам использования лесов; отвод и таксация лесосек под рубки в лесах и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд.

Согласно приказу руководителя КГУ «Долгомостовское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ постоянно переведен на должность <данные изъяты> участкового Долгомостовского лесничества. На основании приказа руководителя КГБУ «Долгомостовское лесничество» № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты> участкового Долгомостовского лесничества.

П. 9 приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 № 155 «Об утверждении наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации» установлен порядок отвода лесосек, согласно которого перед началом работ по отводу лесосек лесхозами проводятся следующие подготовительные работы: анализируются и при необходимости уточняются лесоустроительные материалы – материалы по учету и характеристике лесного фонда (таксационное описание); устанавливается объем работ и выявляются площади, подлежащие первоочередному включению в лесосечный фонд; составляется план отвода лесосек по хозяйствам, а при необходимости и по хозяйственным секциям для каждого лесничества по разделам. Законом Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» установлены нормативы приобретения лесных насаждений: для строительства хозяйственных построек – 25 кубометров в один раз в 25 лет на семью или одиноко проживающего гражданина; для ремонта жилого дома, жилого помещения в деревянном многоквартирном жилом доме – 25 кубометров один раз в 10 лет на семью или одиноко проживающего гражданина; для отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме (при отсутствии централизованного отопления) – 20 кубометров лесных насаждений ежегодно на семью или одиноко проживающего гражданина.

В один из дней в период с 01 июня 2019 года по 31 августа 2019 года в дневное время ФИО1 и ФИО2, являясь должностными лицами, во исполнение возложенных на них должностными инструкциями обязанностей по отводу и таксации лесосек для заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, с целью отвода лесосеки для нужд местного населения для строительства хозяйственных построек, для ремонта жилого дома, для отопления жилого дома, о чем им было достоверно известно, совместно со С, планирующим для этих целей производить рубку лесных насаждений на отведенном участке леса, в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты><данные изъяты>, перед началом работ по отводу лесосек подготовительные работы не произвели, а именно не проанализировали материалы по учету характеристик лесного фонда (таксационное описание), в связи с чем фактически не имели право производить отвод лесосеки. Требование о производстве предварительных работ перед началом производства работ по отводу лесосек является обязательным, поскольку, как установлено п. 11 приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 № 155 «Об утверждении наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации», при натурном обследовании намеченных к отводу участков леса могут быть выявлены существенные расхождения с данными лесоустройства, в результате чего насаждения не могут быть отведены в рубку, эти участки закрываются для рубки и взамен их отводят другие, одновременно на такие участки составляется акт об обнаруженных ошибках в материалах лесоустройства. В результате предварительного натурного обследования ФИО1 и ФИО2 установили, что фактически преобладающей породой лесных насаждений на данном лесном участке является сосна, не являющаяся дровяной, относящаяся к разряду деловой, не подлежащая в рубку для нужд местного населения для целей отопления жилых домов, после чего у ФИО1 и ФИО2, с целью получения заработной платы в полном объеме и стимулирующих выплат, возник преступный умысел, направленный на злоупотребление своими должностными полномочиями, группой лиц. В один из дней в период с 01 июня по 31 августа 2019 года, в дневное время, в выделе <данные изъяты> квартале <данные изъяты><данные изъяты>, выполнили натурный отвод лесных насаждений для нужд местного населения, сформировав лесосеку. После отведения указанной лесосеки,, в период с 01 июня по 26 ноября 2019 года, в дневное время, находясь в здании <данные изъяты> по адресу: <адрес>, подготовил документы отвода для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. После получения от ФИО1 8 указанных документов ФИО2, подготовил документы отвода для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, в которых отразил несоответствующие действительности сведения, а именно: произрастание на указанном участке леса ели, лиственницы и березы, не отразив при этом произрастанием деревьев породы сосна, после чего передал указанные документы, составленные им и ФИО1, ранее ему знакомой Д, являющейся работником <данные изъяты>, с просьбой подготовить необходимые для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений документы отвода. Впоследствии на основании указанных документов между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя <данные изъяты> и П, Р, Р, Т 09.12.2019 были заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для отопления жилых домов, а также на основании указанных документов между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя <данные изъяты> и С 09.12.2019 был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 460, предусматривающий передачу лесных насаждений в деляне выдела <данные изъяты> квартала <данные изъяты><данные изъяты> для строительства хозяйственных построек и отопления жилого дома. В соответствии с указанными договорами, на отведенных делянах выдела <данные изъяты> квартала <данные изъяты><данные изъяты> были вырублены 93 дерева породы «сосна» общим объемом 107,69 кбм, общий размер ущерба от рубки которых составил 450 564 рубля, в том числе были вырублены: 43,3 кбм крупной сосны, размер ущерба от рубки которой составил 260 359 рублей (исходя из следующего расчета: 43,30 кбм ? 45,9 (стоимость 1 кбм) ? 2,62 (размер повышающего коэффициента) ? 50 (кратность) = 260 359 рублей); 40,55 кбм средней сосны, размер ущерба от рубки которой составил 174 023 рубля (исходя из следующего расчета: 40,55 кбм ? 32,76 (стоимость 1 кбм) ? 2,62 (размер повышающего коэффициента) ? 50 (кратность) = 174 023 рубля); 6,11 кбм мелкой сосны, размер ущерба от рубки которой составил 13 255 рублей (исходя из следующего расчета: 6,11 кбм ? 16,56 (стоимость 1 кбм) ? 2,62 (размер повышающего коэффициента) ? 50 (кратность) = 13 255 рублей); 17,73 кбм дров деревьев породы «сосна», размер ущерба от рубки которой составил 2 927 рублей (исходя из следующего расчета: 17,73 кбм ? 1,26 (стоимость 1 кбм) ? 2,62 (размер повышающего коэффициента) ? 50 (кратность) = 2 927 рублей). Расчет размера ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1730 от 29.12.2018 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановлением Правительства РФ № 1363 от 11.11.2017 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».В результате незаконных действий ФИО1 и ФИО2 Российской Федерации причинен существенный имущественный ущерб на сумму 450564 рублей выразившийся в незаконной передаче в рубку лесных насаждений и выбытию их из состава лесного фонда РФ в территориальных границах Абанского района Красноярского края, что повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, предусмотренных ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, по обеспечению использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и сохранения лесов, а также подрыв авторитета органов государственной власти в лице <данные изъяты> по использованию природных ресурсов в РФ. Ущерб ответчиками добровольно не возмещен.

В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Белоусов А.М. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики ФИО1 и ФИО2, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены судебными повестками 01.11.2021, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что исковые требования признают в полном объеме.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – КГБУ «Долгомостовское лесничество» извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом судебной повесткой, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав помощника прокурора Абанского района Белоусова А.М., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора Абанского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу ч. 8 ст.29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.

Ст. 100 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Из п. 1 ст. 77 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме, в соответствии с законодательством.

Согласно п. 3 ст. 77 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности или иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.2 ст.100 Лесного кодекса РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Расчет размера ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1730 от 29.12.2018 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановлением Правительства РФ № 1363 от 11.11.2017 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», были вырублены: 43,3 кбм крупной сосны, размер ущерба от рубки которой составил 260 359 рублей (исходя из следующего расчета: 43,30 кбм ? 45,9 (стоимость 1 кбм) ? 2,62 (размер повышающего коэффициента) ? 50 (кратность) = 260 359 рублей); 40,55 кбм средней сосны, размер ущерба от рубки которой составил 174 023 рубля (исходя из следующего расчета: 40,55 кбм ? 32,76 (стоимость 1 кбм) ? 2,62 (размер повышающего коэффициента) ? 50 (кратность) = 174 023 рубля); 6,11 кбм мелкой сосны, размер ущерба от рубки которой составил 13 255 рублей (исходя из следующего расчета: 6,11 кбм ? 16,56 (стоимость 1 кбм) ? 2,62 (размер повышающего коэффициента) ? 50 (кратность) = 13 255 рублей); 17,73 кбм дров деревьев породы «сосна», размер ущерба от рубки которой составил 2 927 рублей (исходя из следующего расчета: 17,73 кбм ? 1,26 (стоимость 1 кбм) ? 2,62 (размер повышающего коэффициента) ? 50 (кратность) = 2 927 рублей), сумма ущерба составила 450 564 рублей.

Вина ФИО1 и ФИО2 в нанесении своими преступными действиями ущерба лесному фонду подтверждается копией приговора Абанского районного суда от 05.08.2021, согласно которому ФИО1 и ФИО2 признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. Приговор не обжалован и вступил в законную силу.

Приговором суда установлено, что ФИО1 и ФИО2 причинили своими преступными действиями лесному фонду ущерб в размере 450 564 рублей.

Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

П.8 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» установлено, что исходя из содержания ч.4 ст.61 ГПК РФ суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.

Размер ущерба не оспорен ответчиками.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Абанского района подлежат удовлетворению.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ с ФИО1 и ФИО2 подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в сумме 7705,64 рублей (5200 рублей + 2505,64 рублей (1% от 250564 рублей).

Руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Абанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 о взыскании вреда, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, удовлетворить.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 в пользу Российской Федерации в доход федерального бюджета 450564 рублей.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 государственную пошлину в размере 7705,64 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 18.11.2021

Судья