ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-454 от 13.12.2017 Злынковского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-454

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«13» декабря 2017 года г.Злынка

Злынковский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Башлак И.В.,

при секретаре - Тищенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 действующей через представителя ФИО5 к администрации Злынковского района, органу опеки и попечительства администрации Злынковского района, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, изысканию и предоставлению средств на приобретение жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО5, в рамках предоставленных ей полномочий, обратилась в интересах ФИО4 к администрации Злынковского района с исковым заявлением, мотивируя тем, что ФИО4 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители ФИО1. и ФИО2. по решению суда были лишены родительских прав. В 2009 году ФИО4 (до брака ФИО3) ФИО6 районной администрацией включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения, где на сегодняшний день значится под номером 41. С 2016 года с мужем и тремя детьми проживает в <адрес> Севского района, Брянской области.

До настоящего времени ФИО4 отдельное благоустроенное жильё не предоставлялось и жилых помещений в собственности и найме у неё не имеется. В этой связи, просила суд обязать администрацию Злынковского района предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления в черте Брянской области по месту её проживания и регистрации. А также обязать администрацию Севского района Брянской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта по месту постоянного жительства, по нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным в муниципальном образовании Севский район.

По ходатайству представителя истца, в ходе досудебной подготовки к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области; в качестве третьего лица по инициативе суда привлечен Департамент финансов Брянской области. Администрация Севского района Брянской области определена истцом как третье лицо.

Уточняя исковые требования, представитель истца просила суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в <...>.

Впоследствии, действуя в интересах истца в рамках предоставленных полномочий, уточняя исковые требования, ФИО5 просила суд обязать администрацию Злынковского района предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту её постоянного жительства и регистрации в <...>, не ниже норм предоставления, установленных муниципальным образованием в черте Злынковского района Брянской области, а Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области просила обязать изыскать и выделить средства на приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту регистрации и постоянного проживания истца.

Истица ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель истца - ФИО5, действуя в интересах ФИО4, поддержала уточненные исковые требования в последней редакции, по доводам изложенным в иске и письменном уточнении исковых требований. При этом пояснила, что, ФИО4 администрацией Злынковского района включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором состоит под номером 41. Также истица внесена в свободный список Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области под № 473. В настоящее время истица зарегистрирована и постоянно проживает в <...>. Жилым помещением не обеспечена, в связи с чем, на администрации Злынковского района лежит обязанность по предоставлению ФИО4 жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений по месту её постоянного жительства, то есть в <...> по нормам, не ниже установленных муниципальным образованием- Злынковский район. Департамент семьи, социальной и демографической политики, обязан изыскать и выделить средства на приобретение такого жилья для истца. Отсутствие денежных средств на приобретение жилого помещения не может служить основанием ограничения реализации прав ФИО4 на получение жилого помещения.

Считает, что администрация Злынковского района является надлежащим ответчиком, поскольку истица внесена в список соответствующей категории лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением именно в Злынковском районе, в этой связи именно администрация Злынковского района должна приобрести для ФИО4 жилое помещение на территории Севского района Брянской области, то есть по месту жительства истца, и заключить договор найма специализированных жилых помещений.

В администрацию Севского района с подобного рода заявлением истица не обращалась, как и в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Представитель ответчика - администрации Злынковского района - Ягель В.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, указывая, что администрация Злынковского района по данному иску не является надлежащим ответчиком. Действительно администрацией Злынковского района ФИО4 была включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Сводный список, на основании которого предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений ведет Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. В соответствие с действующим законодательством именно Департамент принимает решение о предоставлении жилого помещения указанным категориям граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем периоде, а также о муниципальном образовании, в котором предоставляется жилое помещение, исходя из данных о месте жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением. Полномочиями по принятию указанных решений администрация Злынковского района не наделена. Истец проживает в <...>, в связи с чем, жилое помещение для истца должно быть приобретено администрацией соответствующего муниципального образования по месту постоянного жительства.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Злынковского района- ФИО7 пояснила в суде, что ФИО4 (ФИО3) А.В. администрацией Злынковского района внесена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, а также в сводный список указанной категории лиц. Поскольку существует очередность предоставления жилых помещений, а также вследствие отсутствия надлежащего финансирования не представляется возможным обеспечить истца жилым помещением. Кроме того, ФИО4 проживает в <...>, администрация которого и должна обеспечить её жилым помещением.

Представитель ответчика - Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дело в отсутствие представителя, просил вынести решение на усмотрение суда, в части требований истца к Департаменту в их удовлетворении отказать. В направленных возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал, что департамент семьи, социальной и демографической политики не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как не наделен функциями по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан, единственным надлежащим ответчиком по данному спору является орган местного самоуправления. Департамент не возражает против предоставления ФИО4 жилого помещения по месту её постоянного жительства в <...>, вместе с тем предоставление жилья указанной категории лиц, должно осуществляться на общих условиях, без какого- либо предпочтения, исключений или ограничений.

Представитель третьего лица - сектора по опеке и попечительству отдела семьи, молодёжи и демографического развития администрации Севского муниципального района - ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, поддерживая иск и указав, что ФИО4, являющаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году администрацией Злынковского района включена в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения.

Представитель третьего лица - департамента финансов Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, просил вынести решение на усмотрение суда, указывая, что полномочия по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений относятся к компетенции органов местного самоуправления, согласно статье 5 Закона Брянской области от 02.12.2011г. № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

В соответствии со ст.167 ГПК РФ с учетом мнения явившихся лиц, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав объяснения представителей истца, явившихся ответчиков, изучив представленные доказательства и материалы дела и, дав им надлежащую оценку, пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО4( до брака ФИО3 А.В.) является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО1 и отец ФИО2 на основании решения Злынковского районного суда от (дата) лишены родительских прав в отношении дочери.

На основании распоряжения Щербиничской сельской администрации Злынковского района от (дата)ФИО3 А.В.( ныне ФИО4) поставлена на льготную очередь для получения жилья, как оставшаяся без попечения родителей (л.д.22).

Достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО3 (ФИО4) А.В. включена администрацией Злынковского района в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма специализированного жилого помещения, значится под номером 41,а также внесена в Сводный список указанных лиц и состоит под номером 473 (л.д.23).

За ФИО4 ни в Злынковском районе, ни в <...> квартир и индивидуальных домовладений не значится (л.д.19,20, 21).

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 имеет право на предоставление ей жилого помещения.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 21.05.2017г.), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.

Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Критерием, по которому определяется место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области" (далее - Закон Брянской области) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подпадающие под действие данного закона, проживающие на территории Брянской области однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пунктам 7,8 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п.3 ст. 4 Закона Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области исходя из данных о месте жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.

В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту их жительства в границе соответствующего муниципального района или городского округа, с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе.

При этом в соответствие с п.п.3 п.13 ст. 3 вышеприведенного Закона, в случае изменения места предоставления жилого помещения, сводный и уточненный списки подлежат корректировке.

Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации уполномоченного исполнительного органа государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории ( п.4 ст. 4).

В силу ст. 5 вышеуказанного Закона Брянской области органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с законами Брянской области.

Исходя из ст. 2 Закона Брянской области от 2 декабря 2011 года № 124-З « О наделении органов местного самоуправления Брянской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, а также лиц, из их числа» органы местного самоуправления, обладающие в соответствие с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам

- формирования специализированного жилищного фонда,

- заключения договоров найма специализированных жилых помещений,

- предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа,

- принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством.

Согласно п.6 ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При таких обстоятельствах, администрация Злынковского района не наделена полномочиями по определению местонахождения предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения указанной категории лиц.

С учетом приведенных положений законодательства, суд считает, что именно Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Брянской области, вправе принять решение о предоставлении жилого помещения с учетом сведений о месте постоянного жительства истца, то есть в <...>, вследствие чего администрация Севского района обязана обеспечить ФИО4 жилым помещением с заключением договора найма специализированного жилого помещения.

Иное толкование и применение указанных выше норм права, приведет к правовой неопределенности и нарушению действующего законодательства, регламентирующего полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Доводы представителя истца со ссылкой на письмо Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, согласно которому жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа, муниципальным образованиям разрешено приобретать за пределами своего муниципального образования, по месту фактического проживания таких лиц, основаны на неправильном толковании Закона. Кроме того, письмо правоприменительного органа не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер.

В ходе подготовки дела к рассмотрению истцу было предложено произвести замену ненадлежащего ответчика, с привлечением в качестве ответчика администрации Севского района Брянской области, от чего истец отказался, настаивая на рассмотрении требований к администрации Злынковского района, с привлечением в качестве ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

В соответствии с ч.2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

В этой связи, с учетом обстоятельств установленных в судебном заседании, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, обращенных к администрации Злынковского района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений по месту жительства истца, то есть на территории Севского района Брянской области.

Требования истца к Департаменту семьи, социальной и демографической политике Брянской области о возложении обязанности по изысканию и выделению денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца, также не подлежат удовлетворению, поскольку как установлено в суде истица и её представитель до предъявления судебного иска, не обращались к ответчику с заявлением об определении места нахождения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения с учетом постоянного проживания истца в <...>, Департаментом не вносились изменения в сводный и уточненный списки об изменении места предоставления истцу жилого помещения, на основании чеего впоследствии выделяются субвенции соответствующему муниципальному образованию для приобретения жилого помещения, нуждающемуся в жилье на соответствующей территории.

В силу изложенного и на основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО4 действующей через представителя ФИО5 к администрации Злынковского района, органу опеки и попечительства администрации Злынковского района, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, изысканию и предоставлению средств на приобретение жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня получения мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2017 года.

Судья Башлак И.В.