Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12 мая 2021 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем - Абрамовой Д.А.,
с участием истца – ФИО2,
представителя истца – ФИО4,
представителя ответчика - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельный участок, при участи третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – МКУ Департамент развития муниципальной собственности, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельный участок без межевания, расположенный по адресу: <адрес>-в. с правом выделения из сохраненного в измененных границах, земельного участка, предоставленного с 1988 года в бессрочное пользование для индивидуального строительства и обслуживания жилого дома, определив площадь от 800 кв.м. до 1000 кв.м. (по усмотрению суда).
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что истец является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>-в. Ссылаясь на положения ч. 4 и ч. 9.1 ст. 3 Закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» истец просит признать за ней право собственность на вышеуказанный земельный участок, который находится в ёё фактическом пользовании и дополнительного принятия решений о предоставлении такого земельных участков в собственность не требуется. В качестве основания ранее возникшего права на земельный участок, истец ссылается на постановление Севастопольского апелляционного административного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано противоправным и отменено решение № от ДД.ММ.ГГГГ 56 сессии VI созыва Симферопольского горсовета в части отказа ФИО2 в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома по <адрес>В в <адрес>. Истец указывает, что в мотивировочной части данного судебного акта установлено, что имея в пользовании земельный участок, на котором расположено её домовладение, она имеет право переоформить право собственности на земельный участок, при этом факт, установленный вступившим в законную силу решением суда, не подлежит сомнению и не требует дополнительного доказывания.
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МКУ Департамент развития муниципальной собственности, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В судебном заседании истец, представитель истца, заявленные исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
От Госкомрегистра поступили письменные пояснения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены согласно ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представили, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Указанные положения гражданского процессуального законодательства непосредственно взаимосвязаны с принципом диспозитивности гражданского процесса, который предполагает, что лица, участвующие в деле, самостоятельно определяют пределы и способы защиты своих прав и законных интересов, самостоятельно определяют свое процессуальное поведение, пределы использования предоставленных им правовых возможностей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>-в.
Указанный жилой дом поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. Право собственности с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в ЕГРН.
Истец, желая получить в собственность земельный участок, находящийся по вышеуказанному адресу для обслуживания жилого дома, неоднократно обращалась с заявлениями и жалобами в Симферопольский городской совет, администрацию <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по которым положительный результат принят не был.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку в отношении земельного участка не установлен вид разрешенного использования, земельный участок пересекает зоны территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (ИТ-2).
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания (пункт 1); акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания (пункт 2); выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) (пункт 3); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок (пункт 4).
Часть 2 статьи 49 Федерального закона N218-ФЗ устанавливает, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 этой статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями названной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью поименованной статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Из пункта 9 статьи 3 Федерального закона N137-ФЗ следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" N38-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В части 4 статьи 8 данного закона указано, что Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета Министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации. Из указанного Перечня следует, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ.
Как на основание заявленных исковых требований, истец ссылалась на вступившее в законную силу постановлением Севастопольского апелляционного административного суда от ДД.ММ.ГГГГ которым признано противоправным и отменено решение № от ДД.ММ.ГГГГ 56 сессии VI созыва Симферопольского городского совета в части отказа ФИО2 в предоставлении разрешения на заработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: <адрес>-в; на ответчика возложена обязанность повторного рассмотреть заявлением о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Однако, ссылка истца на положения ч. 4, п.9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N137-ФЗ, постановление Севастопольского апелляционного административного суда от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной, поскольку такой земельный участок на каком-либо праве ни истцу, как собственнику жилого дома, по адресу: <адрес>В, ни прежнему собственнику ФИО4 не предоставлялся. Постановлением Севастопольского апелляционного административного суда от ДД.ММ.ГГГГ не были установлены обстоятельства наличия у ФИО2 в фактическом пользовании земельного участка. Данным судебным актом только подтверждается установленное законодательством, действующим на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ право граждан на получение в собственность земельных участком площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома.
Ссылка истца на свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции государственного строительного контроля, выданное прежнему собственнику жилого дома ФИО4 о том, что индивидуальный жилой дом возведен на земельном участке по <адрес>, выделенном решением Симферопольского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с главным архитектором города, зарегистрированного в инспекции Госархстройконтроля <адрес>, также является несостоятельной, поскольку данным решением вопрос о передаче ФИО4 в пользование конкретного земельного участка не разрешался. Решение № от ДД.ММ.ГГГГ принято об отводе МЖСК «Аист» земельного участка площадью 0,7га для строительства на отведенном земельном участке двух 6-ти квартирных жилых домов по <адрес>В и 15Г.
Согласно с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N66-ЗРК/2015 предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до ДД.ММ.ГГГГ, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты (ч. 7 ст. 18 Закона).
Предложенная истцом восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность; суд не осуществляет административные функции, свойственные органам государственной власти и местного самоуправления, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку решение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
решил:
В удовлетворении иска ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельный участок, при участи третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – МКУ Департамент развития муниципальной собственности, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Ф. Камынина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
УИД: 91RS0№-63