ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-45448/2026-2019 от 30.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2-45448/26-2019

46RS0030-01-2019-005609-77

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Курск 11 октября 2019 года

Ленинский районный суд г. Курска в составе

председательствующего судьи Скрипкиной Е.Ю.,

при секретаре Оксюк К.Ю.,

с участием представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» и ОП ООО «Эльдорадо» магазин № 35 о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» о взыскании компенсации морального вреда в размере 300000 руб. 00 коп., мотивируя тем, чтоДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения суда Эльдорадо-35 выплатил ФИО2 по исполнительному листу 43063 руб. 50 коп., выдав часть наличными, а часть перечислив в АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»; ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обнаружил, что АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» заблокировал 23709 руб.; ФИО2 потребовал разблокировать банковскую карту; ДД.ММ.ГГГГ, приехав в г. Москву, ФИО2 обнаружил, что «блокировка» с его банковской карты не снята, в связи с чем ФИО2 был лишен возможности приобрести ноутбук; банковская карта была разблокирована банком лишь ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО2 увеличил размер взыскиваемой компенсации морального вреда до 450000 руб. 00 коп., а также заявил исковые требования к ОП ООО «Эльдорадо» магазин № 35 о взыскании компенсации морального вреда в размере 120000 руб. 00 коп., указав, что АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» имел сведения о планах Эльдорадо отозвать перечисленную ФИО2 сумму.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель соответчика ОП ООО «Эльдорадо» магазин № 35 в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте судебного заседания извещался заказным письмом с уведомлением, которое возвращено в адрес суд в связи с истечением срока хранения.

Суд с учетом мнения представителя ответчика ФИО1 полагал возможным дело рассмотреть в отсутствие истца ФИО2 и представителя ответчика ОП ООО «Эльдорадо» магазин № 35.

Представитель ответчика АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования ФИО2 не признал, пояснив, что в магазине ФИО2 не расплачивался банковской картой АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК», а денежные средства магазин вернул на банковскую карту АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»; Условия комплексного банковского обслуживания держателей карт АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» допускают резервирование сумм операций, поступающих на счет держателя карты до выяснения правомерности данного зачисления сроком до 60 календарных дней; конкретно по Эльдорадо мошеннических действий не было, но по правилам операционной системы плательщик в течение 30 дней может потребовать возврат ошибочно перечисленных денежных сумм.

Выслушав представителя ответчика АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» ФИО1, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. К отношениям по договору банковского счета с использованием электронного средства платежа нормы настоящей главы применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

В судебном заседании установлено, что на основании заявления на комплексное банковское обслуживание держателей карт АО «Россельхозбанк» в рамках тарифного плана «Пенсионный» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в АО «Россельхозбанк» был открыт банковский счет для отражения операций с использованием карты и выдана платежная карта Классическая карта МИР, выпущенная на имя ФИО2

Согласно п. 22 ст. 3 федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» правила платежной системы - документ (документы), содержащий (содержащие) условия участия в платежной системе, осуществления перевода денежных средств, оказания услуг платежной инфраструктуры и иные условия, определяемые оператором платежной системы в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом.

В соответствии с п. 8.3.5 Правил платежной системы МИР эквайрер вправе отменить операцию, ранее направленную на платежный клиринг, только в целях исправления ошибок обработки данных по операции. Эквайрер обязан направить на платежный клиринг отмену операции в течение 45 календарных дней с даты обработки операции.

В связи с этим банк резервирует средства до момента проверки полномочности их зачисления.

В силу п. 8.3.8 указанных Правил эквайрер вправе отменить операцию возврата товара (отказа от работ, услуг), ранее направленную на платежный клиринг, только в целях исправления ошибок обработки данных по операции возврата. Эквайрер обязан направить на платежный клиринг отмену операции возврата в течение 30 календарных дней с даты совершения операции возврата.

Согласно ч. 1 ст. 858 ГК РФ, если иное не предусмотренозакономили договором, ограничение распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету, в том числе блокирования (замораживания) денежных средств в случаях, предусмотренныхзаконом.

Пунктом 7.3.13 Условий комплексного банковского обслуживания держателей карт АО «Россельхозбанк» предусмотрено право банка резервировать суммы операций, поступающие на счет держателя от платежной системы до выяснения правомерности данного зачисления сроком до 60 календарных дней.

Данное правило установлено для предотвращения убытков банка в связи с отменой операции возврата.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 не отрицал, что поступившие от Эльдорадо денежные средства на платежную карту ФИО2 были зарезервированы в сумме 23709 руб. 00 коп.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставил в банк документ, подтверждающий правомерность данного зачисления и ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были разблокированы.

Резервирование денежных средств соответствовало нормам действующего законодательства и Условиям комплексного банковского обслуживания держателей карт АО «Россельхозбанк».

Поскольку АО «Россельхозбанк» действовало правомерно, требования ФИО2 о взыскании с банка компенсации морального вреда необоснованно.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом.

Истцом ФИО2 не представлено доказательств совершения ОП ООО «Эльдорадо» магазин № 35 каких-либо неправомерных действий в отношении ФИО2, в связи с чем исковые требования ФИО2 о взыскании с ОП ООО «Эльдорадо» магазин № 35 компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО2 к АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» и ОП ООО «Эльдорадо» магазин № 35 о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной чуд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15 октября 2019 г.

Судья: подпись Е.Ю. Скрипкина