Кировский районный суд г. Иркутска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Иркутска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.10.2011г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Алеевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4546/11 по иску Тайшетского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о понуждению к созданию и (или) выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в структурном подразделении В-СИБ ж.д. ОАО «РЖД» - филиала ОАО «РЖД»,
У С Т А Н О В И Л :
Тайшетский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», требуя обязать создать и (или) выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в Тайшетской дистанции электроснабжения В-СИБ ж.д. ОАО «РЖД» - филиала ОАО «РЖД» в количестве не менее трех процентов от среднесписочной численности работников, с учетом количества мест, на которых уже трудятся граждане, имеющие инвалидность в срок до 01.12.2011г
В обоснование требований указал, что Тайшетской транспортной прокуратурой в августе 2011 года проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Тайшетской дистанции электроснабжения - ВСЖД филиала ОАО «РЖД», в части квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области". В ходе проверки установлено, что на предприятии среднесписочная численность работников за 1 полугодие 2011 года составила 247 человек, соответственно должна устанавливаться квота в размере 3 %, т.е. на предприятии должно быть создано7 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, однако в нарушений требований ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» трудоустроены только 2 инвалида, квота для трудоустройства еще 5-х инвалидов отсутствует. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со ст. 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, в размере 3 % к среднесписочной численности работников для коммерческих организаций. При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону. В соответствии со ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В соответствии с п. 1 правила 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Таким образом, со стороны Тайшетской дистанции электроснабжения ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» усматриваются нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, круг которых определить невозможно, на гарантированное государством использование мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, что является недопустимым.
В судебном заседании помощник прокурора Иркутского транспортного прокурора Вяткин А.В., исковые требования Тайшетского транспортного прокурора поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ОАО РЖД по доверенности Спорыхина О.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит у следующим выводам.
Статьей 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 19.07.2011г. ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 22 вышеуказанного ФЗ РФ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно части 2 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Закон Иркутской области от 29.05.2009г. N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20.05.2009 N 11/3-ЗС) в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регулирует отдельные вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области.
В силу ст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009г. N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством.
Квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек (далее - организация), в размере: для некоммерческих организаций - 2 процента к среднесписочной численности работников; для коммерческих организаций - 3 процента к среднесписочной численности работников.
Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону.
Учитывая положения вышеприведенных нормативных правовых актов в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе, создание специальных рабочих мест для трудоустройства указанной категории лиц, распространяются на организацию-работодателя, как юридическое лицо. Действующее законодательство не предусматривает установление квоты для приема на работу инвалидов в зависимости от среднесписочной численности структурного подразделения организации-работодателя.
При определении организации-работодателя суд исходит из понятий, предусмотренных действующим гражданским и трудовым законодательством Российской Федерации.
Так, в силу статьи 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу статьи 55 ГК РФ, представительства или филиалы - обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту (представительства) или осуществляют все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиалы).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступить иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, организацией-работодателем, которой устанавливается квота для трудоустройства инвалидов в зависимости от среднесписочной численности ее работников, является юридическое лицо, обладающее признаками, предусмотренными ст. 48 ГК РФ.
Согласно Уставу ОАО «РЖД», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585, ОАО «РЖД» является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и Устава. Общество имеет филиалы и представительства, действующие в соответствии с утвержденными президентом Общества Положениями. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами; осуществляют свою деятельность от имени общества. Руководители филиалов и представительств, а также уполномоченные ими лица, осуществляют права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками этих филиалов и представительств.
В соответствии с приложением к Уставу ОАО «РЖД», Восточно-Сибирская железная дорога является одним из филиалов ОАО «РЖД».
Пунктом 3 Положения о Восточно-Сибирской железной дороги, утвержденного президентом ОАО «РЖД» 06.05.2010г. предусмотрено, что Восточно-Сибирская железная дорога (сокр. наименование В-СИБ ж.д. ОАО «РЖД») не является юридическим лицом и осуществляют свою деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам железной дороги несет ОАО «РЖД». В-СИБ ж.д. ОАО «РЖД» имеет в своем составе структурные подразделения согласно приложению №2.
Согласно приложению №2 к Положению о Восточно-Сибирской железной дороги, утвержденному президентом ОАО «РЖД» 06.05.2010г., Тайшетская дистанция электроснабжения является структурным подразделением В-СИБ ж.д. ОАО «РЖД».
Таким образом, Тайшетская дистанция электроснабжения, будучи структурным подразделением В-СИБ ж.д. ОАО «РЖД», не является организацией-работодателем. Лицо, возглавляющее названное структурное подразделение, не является работодателем - стороной трудовых отношений с работниками Дистанции в смысле статьи 20 ТК РФ, а лишь представляет интересы ОАО «РЖД» в этих отношениях, то есть, действует от имени юридического лица.
Внутренними документами ОАО «РЖД» не предусмотрено выделение или создание в структурных подразделениях ОАО «РЖД» квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентном отношении от количества работающих в данном структурном подразделении, а также не предусмотрены полномочия руководителя структурного подразделения самостоятельно выделять или создавать такие рабочие места в счет квоты для трудоустройства инвалидов.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что Тайшетской дистанцией электроснабжения В-СИБ ж.д. ОАО «РЖД» - филиала ОАО «РЖД» нарушается законодательство о социальной защите инвалидов являются необоснованными, поскольку учитывая вышеизложенное, на Тайшетскую дистанцию электроснабжения не распространяются требования вышеприведенных правовых норм по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных мест для инвалидов, в зависимости от среднесписочной численности работников Дистанции. Такие требования могут распространяться только на ОАО «РЖД», как юридическое лицо, в целом, которое как работодатель для работников ОАО «РЖД», вправе самостоятельно определять конкретное количество этих мест в своих структурных подразделениях.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательства того, что ответчик ОАО «РЖД» не выполняет требований законодательства по выделению и созданию рабочих мест по трудоустройству инвалидов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Тайшетского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» об обязании создать и (или) выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в Тайшетской дистанции электроснабжения В-СИБ ж.д. ОАО «РЖД» - филиала ОАО «РЖД» в количестве не менее трех процентов от среднесписочной численности работников, с учетом количества мест, на которых уже трудятся граждане, имеющие инвалидность в срок до 01.12.2011г. - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 07.11.2011г.
Решение на 07.11.2011г. в законную силу не вступило
Судья Е.Л. Коржинек