Дело № 2-4546/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калининград 24 октября 2019 года
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Осадчук Е.О., с участием:
представителя истца Дозорец Е.В. – Б.А.И.
представителя ответчика – Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» - Л.Ю.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дозорец Е.В. к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «<адрес>» об оспаривании отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и обязании заключить соглашение о перераспределении земель,
У С Т А Н О В И Л:
Дозорец Е.В. обратилась в суд с иском к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» (далее – Комитет) об оспаривании отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и обязании заключить соглашение о перераспределении земель, указывая следующее.
Дозорец Е.В. является собственником гаража с кадастровым номером №, площадью 45.6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>5, <адрес>.
В целях обслуживания данного гаража истица фактически использует земельный участок с кадастровым номером №, площадью 175 кв.м. Данный участок был образован путем объединения земельного участка с кадастровым номером № и земель государственной собственности, право на которые не разграничено.
Земельный участок с кадастровым номером № образован из двух участков: №, который был образован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания территории в границах красных линий <адрес>, утвержденным постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ№ с разрешенным использованием – для присоединения к земельному участку с кадастровым номером №.
Несмотря на то, что в <данные изъяты> году проектом межевания фактически был разрешен вопрос об объединении земельных участков путем присоединения к земельному участку истицы земель государственной собственности, длительное время истице препятствовали в реализации ее права на земельный участок №, а также реализации данного проекта межевания и предоставлении данного земельного участка истице. После неоднократных обращений, отказов, оспаривания отказов в судебном порядке, понуждении восстановить нарушенные права истицы, в <данные изъяты> года, будучи понужденным к этому судебным решением, Комитет передал по договору купли-продажи истице земельный участок №. Истица стала обращаться за объединением земельных участков: № и №, однако ей было отказано, с указанием на то, что участок с № необходимо снять с кадастрового учета, и исключить сведения о нем из ЕГРН, что истицей было сделано, после чего был поставлен на кадастровый учет образуемый земельный участок с КН №, после чего истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась за перераспределением земель, однако ей было отказано со ссылкой ан необходимость внесения изменения в проект межевания, для чего предложено обратиться Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию <адрес>, где на обращение истицы ответили, что подготовка проекта межевания путем внесения изменений в ранее утвержденный проект межевания не требуется. С данным выводом истица согласна, поскольку еще проектом межевания от <данные изъяты> года предусмотрено объединение двух земельных участков № и №, а участок № самостоятельного интереса не представляет, и не может быть использован иначе, чем как путем объединения с участком истицы.
ДД.ММ.ГГГГ истица, с учетом полученного от Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию <адрес> ответа, обратилась в Комитет с просьбой рассмотреть вопрос о возможности заключения с ней соглашения о перераспределении земель, однако письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано со ссылкой на то, что Правилами землепользования и застройки установлено, что в отсутствии проекта межевания территории в зоне Ж-3 максимальный размер земельного участка под существующими гаражами составляет 80 кв.м.
Истица полагает, что отказ в заключении с ней соглашения о перераспределении земель не соответствует закону, и нарушает ее земельное право. Проект межевания был разработан, утвержден, и действует в настоящее время; земельный участок, образуемый в результате перераспределения, образован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для размещения индивидуальных гаражей». К заявлению о заключении соглашения о перераспределении были приложены все необходимые документы, в том числе копия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, копия свидетельства о праве собственности, копия паспорта заявителя; межевой план в бумажном и электронном виде был приложен ранее. Оснований для отказа в заключении такого соглашения у ответчика не имелось.
Дозорец Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Б.А.И. в судебном заседании требования поддержал, изложив доводы, аналогичные описанным в иске, и указала на то, что Администрация городского округа «Город Калининград» длительное время, злоупотребляя правом, препятствует истице в реализации ее земельных прав.
Представитель ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» Л.Ю.В.. в судебном заседании иск не признала, указав на то, что Правилами землепользования застройки установлен предельный размер земельного участка под объектами гаражного назначения – 80 кв.м., в связи с чем истице обоснованно было отказано в заключении соглашения.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Дозорец Е.В. является собственником гаража площадью 45,6 кв.м., с к.н. №, расположенного по адресу: <адрес> (запись регистрации №). Указанный гараж расположен на земельном участке №, площадью 57 кв.м.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Проект межевания территории в границах <адрес> проектом, с учетом наличия ранее образованных земельных участков (в т.ч. участка с №), было предусмотрено образование ряда земельных участков, в том числе земельного участка, обозначенного на проекте № – для присоединения к земельному участку КН №. При этом, образование объединенного земельного участка предусматривало подъезд к гаражу с территории общего пользования.
Участку №, образованному в соответствии с вышеуказанным проектом межевания, был присвоен кадастровый № с разрешенным использованием: для присоединения к земельному участку с КН №.
Земельный участок с кадастровым номером № был приобретен истицей в соответствии с решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21.12.2017 года по делу № 2-4008/2017.
ДД.ММ.ГГГГ Дозорец Е.В. обратилась в Комитет с заявлением о перераспределении земель, путем присоединения к ее участку № земельного участка с №, однако ей было отказано со ссылкой на то, что перераспределение не допускается с самостоятельным земельным участком с №, который учтен, как временный, и было разъяснено, что разрешение вопроса о заключении соглашения о перераспределении возможно после исключения сведений о земельном участке № из ЕГРН (№ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Дозорец Е.В. вновь обратилась в Комитет с заявлением о перераспределении земель, и ей было отказано, со ссылкой на то, что ей необходимо самостоятельно осуществить кадастровый учет земельного участка, образуемого в результате перераспределения (№ № от ДД.ММ.ГГГГ).
После чего Дозорец Е.В. был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок №, который она испрашивала для приобретения в порядке перераспределения, и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Комитет о заключении с ней соглашения о перераспределении.
В заключении данного соглашения ей вновь было отказано со ссылкой на то, что проведение перераспределения земель было предусмотрено номами Земельного кодекса РФ, введенным в действие ДД.ММ.ГГГГ, и поскольку проектом межевания от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено перераспределение земель, предоставление земельного участка путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с №, до утверждения нового проекта межевания невозможно, а полномочия по принятию решений по подготовке и утверждению документов территориального планирования отнесены к компетенции Правительства Калининградской области (№ от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Дозорец Е.В. обратилась в Агентство по архитектуре градостроению и перспективному развитию Калининградской области Правительства Калининградской области с просьбой внести изменения в проект межевания территории в границах <адрес>, предусмотрев образование испрашиваемого ею участка путем перераспределения, на что ей был дан ответ о том, что подготовка проекта межевания территории путем внесения изменения в ранее утвержденный проект межевания не требуется, поскольку этим проектом утверждено местоположение границ изменяемых земельных участков (№ от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Дозорец Е.В. вновь обратилась с заявлением в Комитет о заключении с ней соглашения о перераспределении относительно земельного участка №, прилагая в том числе и письмо Агентства по архитектуре градостроению и перспективному развитию Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ ей в заключении данного соглашения ей вновь было отказано со ссылкой на то, что проведение перераспределения земель было предусмотрено номами Земельного кодекса РФ, введенным в действие ДД.ММ.ГГГГ, и поскольку проектом межевания от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено перераспределение земель, предоставление земельного участка путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с №, возможно только в пределах, установленных Правилами землепользования и застройки – не более 80 кв.м.
Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Требования к образуемым и изменяемым земельным участкам установлены статьей 11.9 ЗК РФ, в соответствии с которой предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (п.1.ст 11.9 ЗК РФ); границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (п.3 ст.11.9 ЗК РФ); не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п.4 ст. 11.9 ЗК РФ); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п.5 ст.11.9 ЗК РФ): образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст.11.9 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В заявлении о перераспределении указываются сведения, перечисленные в статье 39.29 ЗК РФ, и к нему прилагаются документы, перечисленные в данной статье.
Пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Исчерпывающий перечень основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков перечислен с пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, в числе которых пп.1) п. 9 ст. 39.29, на который ссылается Комитет в свлем отказе: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 13 статьи 39.29 ЗК РФ, при отсутствии оснований для отказан в перераспределении, в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания.
Испрашиваемый истицей земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3.
Пунктом 5 статьи 31 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339, для зоны Ж-3 установлены предельные параметры в соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательством Калининградской области и местными нормативными актами, в том числе предельный размер земельного участка для объектов гаражного назначения – 80 кв.м.
Пунктом 9 статьи 26 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» установлено, что предельный максимальный размер земельного участка под размещение объектов капитального строительства, под существующими объектами (в том числе существующими жилыми домами (объектами индивидуального жилищного строительства), гаражами) устанавливается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Размер земельного участка, образуемого в отсутствии проекта межевания территории, принимается в соответствии с градостроительным регламентом.
Таким образом, обоснованным является вывод должностного лица Комитета о том, что в отсутствии проекта межевания территории, размер земельного участка не должен превышать предельный размер, установленный градостроительным регламентом. Вместе с тем, суд не соглашается с тем, что в месте расположения испрашиваемого земельного участка отсутствует проект межевания территории.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, проект межевания территории в границах <адрес> утвержден постановлением Администрации от 11.10.2013 года № 1572, и указанным проектом, с учетом наличия ранее образованных земельных участков (в т.ч. участка №), было предусмотрено образование ряда земельных участков, в том числе земельного участка, обозначенного на проекте № – для присоединения к земельному участку №.
В силу положений статьи 43 ГрК РФ, подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
При этом, согласно части 5 статьи 43 ГрК РФ, текстовая часть проекта межевания территории включает в себя в том числе: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, несмотря на то, что в момент утверждения проекта межевания процедура перераспределения земель ЗК РФ предусмотрена не была, данным проектом межевания было определено местоположение границ образуемых и изменяемых участков на местности, в т.ч. земельного участка, который данным проектом предполагался под гараж истицы, а также возможный способ его образования – путем объединения с земельным участком №.
Предусмотренное данным проектом межевания объединение земельных участков реализовано не было, а к моменту обращения истицы за объединением земельных участков произошло изменение, как законодательства, так и фактических обстоятельств (приобретение истицей участка №), однако данный проект межевания является действующим, и объединение земельных участков в установленных данным проектом межевания границах им предусмотрено, а выбор процедуры данного объединения (объединение двух участков государственной собственности, либо перераспределение земель государственной собственности с земельным участком, принадлежащим гражданину) существенного правового значения в данном случае не имеет, поскольку во всяком случае соответствует проекту межевания.
Таким образом, поскольку проектом межевания территории предусмотрено создание земельного участка путем объединение земельного участка, обозначенного в проекте № и участка с №, а образованный земельный участок с № в полной мере соответствует данному проекту межевания, и соответственно допустимо образование этого участка площадью <данные изъяты> кв.м., суд считает отказ Комитета в заключении соглашения о перераспределении земель от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> незаконным, и поскольку иных оснований для отказа в перераспределении земель Комитет не усматривает, нарушенное право истицы подлежит восстановлению путем обязания Комитета заключить с Дозорец Е.В. соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером №, на основании которого Дозорец Е.В. приобретает право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Кроме того, суд учитывает, что земли государственной собственности, подлежащие передаче истице в порядке перераспределения, не могут быть использованы иначе, кроме как землепользователем земельного участка с кадастровым номером №, и отказ в перераспределении приведет к том, что истица будет использовать неразграниченные земли (в том числе для проезда к гаражу) на безвозмездной основе, что будет противоречить принципам платности использования земель и рационального использования земель.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Дозорец Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ № из-№ в заключении с Дозорец Е.В. соглашения о перераспределении земель, и обязать Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» заключить с Дозорец Е.В. соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером №, на основании которого Дозорец Е.В. приобретает право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2019 года.
Судья А.В. Таранов