ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4547/13 от 23.08.2013 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

 Дело № 2-4547/13

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Сыктывкарский городской суд Республики Коми

 в составе председательствующего судьи Веселковой Т. А.

 при секретаре Прохоровой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре, «23» августа 2013 года, гражданское дело по иску руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 к ФИО2 о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда,

 установил:

 Руководитель Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 обратился в суд с иском ФИО2, где просил признать не соответствующими действительности сведения, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию, распространенные ФИО2 в отношении ФИО1, как руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте, в письмах от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., направленных в адрес органов государственной власти и в организации, в которых распространены сведения о невыделении ФИО1 денежных средств   в размере ... рублей, о фальсификации ФИО1 протокола №... о выделении региональной общественной организации   денежных средств   в размере ... рублей, о целенаправленном срыве ФИО1 подготовки   к Олимпиаде  , а также учебно-тренировочных сборов  .

 Также истец просил признать не соответствующими действительности сведения, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию, распространенные ФИО2 в отношении ФИО1, как руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте, в письме от ** ** ** года №..., направленного в адрес органов государственной власти и в организации, в которых распространены сведения об освобождении от должности руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 решением Главы Республики Коми, Президента Российской Федерации, политической партией «Единая Россия», Министерством спорта Российской Федерации и всех  , готовящихся к Паралимпийским играм в Сочи и других организаций.

 Кроме того, ФИО1 обязывал ФИО2 опровергнуть вышеперечисленные, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию ФИО1 сведения путем направления в течение десяти дней со дня получения решения суда в органы государственной власти в организации, в адрес которых были распространены данные сведения, а также просил взыскать компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.

 В обоснование исковых требований указано, что в письмах от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., направленных ФИО2 в органы государственной власти и в организации, содержатся сведения в отношении ФИО1, как руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте, не ответствующие действительности, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию.

 Впоследствии истец уточнил ранее заявленные требования, где просил возложить на ФИО2 обязанности опровергнуть сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию путем направления решения суда в течение 10-ти дней со дня его получения в адрес Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Коми, Информационного агентства БНК.

 В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

 Представитель истца ФИО4, действующая по доверенности, в суде поддержала иск ФИО1 в полном объеме.

 В судебном заседании ответчик ФИО2 иск не признал со ссылкой на письменные возражения, при этом пояснил суду, что указанные в исковом заявлении письма не направлял в адрес Информационного агентства БНК.

 Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО2, как председатель общественной организации   Республики Коми «Олимпик» путем направления писем от ** ** ** № ..., от ** ** ** № ..., от ** ** ** № ... в адрес, в том числе Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Коми распространил сведения в отношении ФИО1, как руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте, где имелись утверждения, а именно:

 - о невыделении ФИО1 денежных средств   в размере ... рублей;

 -о фальсификации ФИО1 протокола № ... о
выделении региональной общественной организации «Федерация лыжного спорта
Республики Коми» денежных средств   в размере ... рублей;

 -о целенаправленном срыве ФИО1 подготовки   к Олимпиаде  , а также учебно-тренировочных сборов 

 В письме же от ** ** ** года № ..., направленного ФИО2 в указанные выше органы государственной власти и в организации, ответчиком констатируются факты об освобождении ФИО1 от должности руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту, решением Главы Республики Коми, Президента Российской Федерации, Партии «Единая Россия», Минспорта Российской Федерации и всех  , готовящихся к Паралимпийским играм в Сочи и других организаций.

 На основании протокола № ... от ** ** ** заседания президиума Региональной общественной организации   от ** ** ** года по второму вопросу повестки дня рассмотрен вопрос о распределении средств федерации на подготовку сборных команд и стимулирующих выплат ведущим спортсменам с сентября 2011 года.

 По итогам заседания было вынесено решение Президиума Региональной общественной организации   от ** ** ** года, которое оформлено протоколом №... и утверждено вице-президентом организации ФИО1

 Исходя из положений п.6 решения Президиума выделено ... рублей, поступивших с 1 сентября 2011 года на счета федерации по соглашению с ОАО ..., на софинансирование подготовки к зимнему сезону спортсменов   по утвержденному списку.

 Материалами дела подтвердился тот факт, что ОАО ... выполнило, взятые ранее на себя обязательства согласно договора об оказании спонсорской помощи от ** ** ** года, перечислив на счет Региональной общественной организации   денежные средства в размере ... рублей, о чем свидетельствует платежное поручение №... от ** ** ** года.

 Таким образом, утверждение ФИО2 о невыделении ФИО1 денежных средств   в размере ... рублей, о фальсификации ФИО1 протокола №... о выделении региональной общественной организации   денежных средств   в размере ... рублей в ходе судебного разбирательства опровергнуто указанными выше документами, приобщенными к материалам дела.

 В соответствии с пунктом 2.2. Устава Государственного автономного учреждения Республики Коми «Центр спортивной подготовки сборных команд» (далее по тексту Центр) предметом деятельности учреждения является организациями осуществление специализированной централизованной подготовки сборных команд Республики Коми по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта для участия в чемпионатах и первенствах России, а также в международных соревнованиях, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских Играх.

 Исходя из положений п. 2.3 данного Устава целью деятельности учреждения является обеспечение высокой результативности спортсменов, входящих в состав сборных команд Республики Коми, по вышеуказанным видам спорта.

 Пунктами 2.4.1, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.8 и 2.4.11 Устава Центра предусмотрено, что учреждение обеспечивает подготовку сборных команд Республики Коми по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта в части обеспечения медицинскими средствами, современными материально техническими средствами, участия в разработке сводных планов, целевых комплексных программ, программ медико-биологического обеспечения. Кроме того, Центр обеспечивает укрепление и развитие материально-технической базы для подготовки спортсменов Республики Коми по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта; реализует комплексные целевые программы в подготовке спортсменов Республики Коми к крупнейшим официальным международным соревнованиям, включая олимпийские игры: участвует в разработке критериев отбора в сборные команды Республики Коми по вышеуказанным видам спорта; разрабатывает программы деятельности на олимпийский, паралимпийский и сурдлимпийский цикл с учетом специфики видов спорта, материально-технического, финансового обеспечения, особенностей и традиций.

 Учебно-тренировочные сборы осуществляются в соответствии с единым календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий Республики Коми, подготовленным на основании индивидуальных планов тренировки спортсменов, представленных тренерами в Центр.

 На основании изложенного, можно сделать вывод, что вопросы организации подготовки спортсменов Республики Коми,   а также материально-технического обеспечения, привлечения высококвалифицированных специалистов, решение проблем, связанных с обеспечением условий надлежащей подготовки   относится к компетенции Центра, в связи с чем не входит в полномочия ФИО1, как руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту.

 В соответствии с Концепцией подготовки сборной команды России к XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи, утвержденной решениями Паралимпийского собрания России и Штаба Минспорттуризма России по контролю за обеспечением подготовки спортивных сборных команд России к XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи, полномочиями по централизованной подготовке   к зимним играм в г. Сочи наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд России».

 Таким образом, финансирование указанных мероприятий проводится за счет средств федерального бюджета, что безусловно свидетельствует о том обстоятельстве, что ФИО1 в силу своих должностных полномочий не имеет возможность влиять на процесс подготовки   к учебно-тренировочным сборам для их участия в Олимпиаде  .

 В письме от ** ** ** года № ..., направленного ФИО2, в том чсиле в адрес Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Коми, констатируются факт об освобождении ФИО1 от должности руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту, решением Главы Республики Коми, Президента Российской Федерации, Партии «Единая Россия», Минспорта Российской Федерации и всех  , готовящихся к Паралимпийским играм в Сочи и других организаций.

 В соответствии с пунктом 12 Положения «Об Агентстве Республики Коми по физической культуре и спорту», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от ** ** ** № ..., агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Коми.

 Однако, как на момент направления ФИО2 письма от ** ** ** года №..., так и на сегодняшний момент, у ответчика отсутствовали основания констатировать указанный выше факт в связи с отсутствием соответствующего распоряжения Главы Республики Коми об освобождении ФИО1 от должности руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту.

 Кроме того, в ходе судебного разбирательства ответчик пояснил суду, что данное утверждение носило шутливый характер, так как перед сообщением имелась фраза «поддерживая вашу игру в непонимайку», в связи с чем к нему нельзя было относиться серьезно.

 Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

 В силу ст. 150 ГК РФ достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы.

 В соответствии со ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

 Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

 Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

 Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

 Как следует из пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, являются факт распространения ответчиком сведений об истце, несоответствие их действительности и порочащий характер этих сведений. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

 В силу п. 1 ст. 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике, который не представил суду доказательства, подтверждающие, что оспариваемые сведения соответствуют действительности.

 Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав приведенные нормы законодательства, судья признает не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство ФИО1 сведения, которые были направлены ФИО2 в адрес Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Коми в виде письменных обращений от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №... и от ** ** ** года №..., в которых были изложены факты и события, связанные с совершением истцом нечестных поступков по линии его профессиональной деятельности, о нарушении им действующего законодательства при принятии решений о выделении средств для   и вмешательства при их подготовке к Олимпиаде  , к учебно-тренировочным сборам.

 Кроме того, суд полагает, что в контексте всего предложения не усматривается «шуточная» формулировка утверждения ответчика, что ФИО1 на момент направления письма от ** ** ** года №... освобожден от должности руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту, поскольку должностные лица и организации, куда направлялось письменное обращение ответчика, кроме Главы Республики Коми, руководствовались именно изложенной информацией.

 Вместе с тем, в силу ст.56 ГПК РФ истцом не представлено доказательство того факта, что ответчиком направлялись указанные выше недостоверные сведения в адрес Информационного агентства БНК, в связи с чем на ФИО2 не могут быть возложены обязанности об опровержении их путем направления в течение десяти дней решения суда со дня его получения в адрес данного агентства.

 Также суд полагает, что на ФИО2 могут быть возложены обязанности по опровержению вышеперечисленных сведений путем направления решения суда в адрес Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Коми, но по истечении десяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу.

 Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

 Согласно ст. 1099 ч. 1 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

 Статьей 1100 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

 В силу ст.152 ч. 5 ГК РФ гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

 С учетом изложенного, суд полагает, что требования истца в части взыскания компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

 При этом, определяя размер морального вреда, подлежащего взысканию с ФИО2 в пользу ФИО1, суд принимает во внимание содержание распространенных, не соответствующих действительности сведений, степень их распространения, конкретные обстоятельства дела, степень нравственных страданий истца, и определяет размер ... рублей.

 Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

 РЕШИЛ:

 Исковые требования руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 удовлетворить частично.

 Признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство, деловую репутацию руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 сведения, распространенные ФИО2 в письмах от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., направленных в адрес Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Коми, в которых распространены сведения о невыделении ФИО1 денежных средств   в размере ... рублей, о фальсификации ФИО1 протокола №... о выделении региональной общественной организации   денежных средств   в размере ... рублей.

 Признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство, деловую репутацию руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 сведения, распространенные ФИО2 в письмах от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., от ** ** ** года №..., направленных в адрес Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Коми, в которых распространены сведения о целенаправленном срыве ФИО1 подготовки   к Олимпиаде  , а также учебно-тренировочных сборов  .

 Признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство, деловую репутацию руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 сведения, распространенные ФИО2 в письме от ** ** ** года №..., направленного в адрес Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарат уполномоченного по правам человека в Республике Коми, в котором распространены сведения об освобождении от должности руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 решением Главы Республики Коми, Президента Российской Федерации, политической партией «Единая Россия», Министерством спорта Российской Федерации и всех  , готовящихся к Паралимпийским играм в Сочи и других организаций.

 Обязать ФИО2 опровергнуть вышеперечисленные, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию ФИО1 сведения путем направления в течение десяти дней решения суда, вступившего в законную силу, в адрес Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Главы Республики Коми ФИО3, Государственного Совета Республики Коми, политической партии «Единая Россия», ОАО ..., Министерства спорта Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры РФ, Прокуратуры Республики Коми, Министерства внутренних дел Республики Коми, Аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Коми.

 Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

 Руководителю Агентства Республики Коми по физической культуре и спорте ФИО1 в иске к ФИО2 об обязании ФИО2 опровергнуть вышеперечисленные, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию ФИО1 сведения путем направления в течение десяти дней решения суда со дня его получения в адрес Информационного агентства БНК отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение 1 месяца через Сыктывкарский городской суд.

 Судья- Т. А. Веселкова