УИД 86RS0001-01-2021-008891-15
№ 2-505/2022 (2-4547/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Колесниковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО8
с участием истца ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО10 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре, которое мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. ему назначена досрочная страховая пенсия по старости, как отцу ребенка-инвалида, воспитавшего его до восьми лет. ДД.ММ.ГГГГ г. он получил уведомление от ответчика, в котором было сказано, что для решения вопроса о повышенной фиксированной выплате к страховой пенсии с учетом нетрудоспособного члена семьи ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида 1 группы необходимо представить документы, какие документы – не указано. В последующем в ответ на его обращение в Пенсионный фонд РФ специалист фонда разъяснил ему, что требуется решение суда о признании инвалида недееспособной. Решением Ханты-Мансийского районного суда ФИО13 признана недееспособной. Решение суда вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ г. Данное решение истец представил в пенсионный орган, однако решением от 14.12.2021 г. в перерасчете пенсии ему было оказано. Считает отказ незаконным, поскольку право на повышение фиксированной выплаты у него имеется согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях). Кроме того, согласно п. 9.1 ст. 18 Закона о страховых пенсиях ответчик должен был назначить ему повышенную фиксированный выплату без предоставления дополнительных документов. На основании изложенного истец просит возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г. на основании ч. 3 ст. 17 Закона о страховых пенсиях.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре ФИО14. представила письменные возражения на иск, в которых с исковыми требованиями не согласилась по причине отсутствия оснований для перерасчета.
К дате судебного заседания представителем ответчика ФИО15. представлены дополнительные письменные пояснения, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ г. истцу был произведен перерасчет фиксированной выплаты к пенсии на основании всестороннего и полного рассмотрения его документов. Оснований для перерасчета пенсии с более ранней даты не имеется, поскольку в распоряжении пенсионного органа отсутствовали подтверждающие документы.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что до назначения пенсии по старости он получал пенсию по инвалидности, к которой выплачивалась соответствующая надбавка в повышенном размере. Таким образом, в соответствии со статьей 18 Закона о страховых пенсиях надбавка должна была быть ему сохранена при назначении пенсии по старости.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд приступил к рассмотрению дела по существув отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 16 Закона о страховых пенсиях одновременно с назначением страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии.
Статья 17 Закона о страховых пенсиях предусматривает основания повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Так, согласно ч. 3 ст.17 Закона о страховых пенсиях в редакции Федерального закона от 24.02.2021 № 18-ФЗ, действующей на дату обращения истца в пенсионный орган, лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Пункт 1 ч. 2 ст. 10 Закона о страховых пенсиях относит к нетрудоспособным членам семьи детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Нормативное содержание понятия «иждивение» раскрывается в части 3 статьи 10 Закона о страховых пенсиях применительно к определению круга лиц, имеющих право на назначение пенсии по случаю потери кормильца. Данное законоположение предусматривает, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При этом ч. 4 ст. 10 Закона о страховых пенсиях установлена презумпция нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Это означает, что нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на иждивении своих родителей не требует доказательств, в то время как в отношении детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, факт нахождения на иждивении их родителей подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Данный общий подход распространяется в том числе и на детей-инвалидов, а также лиц, достигших 18 лет и ставших инвалидами до достижения этого возраста (инвалидов с детства), которых федеральный законодатель хотя и относит к категории нетрудоспособных членов семьи, однако прямо не признает их априори состоящими на иждивении своих родителей.
Исходя из этого родитель, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, - в силу презумпции иждивенства, прямо установленной законом только в отношении несовершеннолетних детей, - имеет безусловное право на предусмотренное указанным законоположением повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО16 обратился с заявлением о назначении пенсии по старости.
На дату обращения с указанным заявлением его дочери ФИО17ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом с детства первой группы, исполнилось 18 лет. В связи с чем, повышенный размер фиксированной выплаты к пенсии истцу мог быть установлен при назначении страховой пенсии только при наличии решения суда о признании дочери недееспособной.
Такое решение принято Ханты-Мансийским районным судом ДД.ММ.ГГГГ г., мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно копии заявления ФИО18. обратился в ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре с заявлением о перерасчете пенсии ДД.ММ.ГГГГ г., приложив копию решения суда.
Решением ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре (л.д. 71) в перерасчете истцу отказано со ссылкой на непредоставление документа, подтверждающего признание ФИО19. опекуном ФИО20. Заявление истца рассмотрено по ч. 3.1 ст. 17 Закона о страховых пенсиях.
Вместе с тем, распоряжением №ФИО21. выполнен перерасчет размера пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о страховых пенсиях на нетрудоспособного члена семьи с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Закона о страховых пенсиях перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов.
Поскольку заявление ФИО22. о перерасчете подано в декабре 2021 г., перерасчет пенсии правомерно выполнен ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ г.
Требование истца о перерасчете размера пенсии с даты составления мотивированного решения Ханты-Мансийского районного суда о признании ФИО23. недееспособной на нормах права не основаны.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО24 не подлежат удовлетворению.
Доводы истца со ссылкой на ч. 9.1 ст. 18 Закона страховых пенсиях, введенной в действие Федеральным законом от 24.02.2021 № 18-ФЗ, о том, что повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии должно было быть ему назначено автоматически с даты признания ребенка недееспособным, основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права.
Данная правовая норма распространяется на родителей детей-инвалидов, получавших повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, до достижения ребенком-инвалидом 18 лет. По достижении ребенком-инвалидом 18-летнего возраста такие родители, предоставившие в течение 12 месяцев решение суда о признании инвалида с детства недееспособным, сохраняют право на получение повышенной фиксированной выплаты к своей пенсии со дня признания ребенка-инвалида недееспособным.
Из материалов дела следует, что впервые пенсия назначена ФИО25., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ г., то есть после достижения ФИО26 совершеннолетия.
Согласно пояснениям представителя ответчика до указанной даты истец не являлся получателем пенсии. Таким образом, повышенную фиксированную выплату в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о страховых пенсиях истец не получал и не мог получать.
При таких обстоятельствах ФИО27. не относится к категории лиц, указанных в ч. 9.1 ст. 18 Закона страховых пенсиях, имеющих право сохранить повышенную фиксированную выплату при признании совершеннолетнего ребенка-инвалида недееспособным.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО28 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подписьТ.В. Колесникова
копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Т.В. Колесникова
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 18февраля 2022 года.