Дело №2-4549/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2012 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Фадеевой И.Г.,
с участием представителей ответчика ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ----- к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании отказа в принятии на работу незаконным, возложении обязанности заключить срочный служебный контракт, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
ФИО4 обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда в Чувашской Республикео признании незаконным отказа в принятии на работу на должность государственного инспектора труда Чувашской Республики по правовым вопросам и заключения с ним срочного служебного контракта, обязать заключить с ним служебный контракт с 31 июля 2012 г., взыскать средний заработок за время вынужденного прогула в размере -----. и компенсацию морального вреда в размере -----
В обоснование своих требований истец указал, что 31 июля 2012 г. он обратился к ответчику с заявлением и резюме о приеме его на работу по срочному служебному контракту на должность государственного инспектора труда (по правовым вопросам), как имеющий длительный стаж работы у ответчика, а 3 августа 2012 г., в связи с неполучением ответа, обратился с заявлением о выдаче ему мотивированного отказа в приеме на указанную должность. 31 августа 2012 г. получил письменный отказ со ссылкой на то, что по достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжать работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы. Ответчик также указал, что данная норма распространяется лишь на лиц, которые в период прохождения государственной гражданской службы достигли возраста 60 лет и согласны на продолжение служебных отношений с нанимателем и не распространяется на лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы вновь, в порядке принятия на работу, к которым относится он. С данным отказом не согласен потому, что он просил принять его на должность государственного инспектора труда в ЧР (по правовым вопросам) и заключить с ним срочный трудовой договор. Он не находится с ответчиком в трудовых отношениях, поэтому его возраст 60 лет не должен был учитываться и конкурс не проводится. В настоящее время у ответчика имеются две свободные должности государственного инспектора труда по правовым вопросам: его место, так как он уволен 7 апреля 2011 г., -----., уволенного в августе 2012 г. При расчете среднего заработка за время вынужденного прогула в размере -----. исходил из своей прежней зарплаты в размере -----. и среднедневной зарплаты в размере -----). В связи с незаконным отказом в принятии его на работу он был лишен права трудиться один день 31 июля 2012 г. с оплатой труда в размере -----., а в августе и в сентябре-полный месяц с оплатой труда по ----- руб., в октябре- 14 рабочих дня------ руб. Общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика за время его вынужденного прогула в связи с необоснованным отказом в приеме на должность юрисконсульта составляет -----
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился. 5 октября 2012 г. от него поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика ФИО1 требования истца не признала, просила в удовлетворении отказать, так как в соответствии с приказом №51 от 07.04.2011 г. истец был уволен 7 апреля 2011 г. на основании п.13 ч.1 ст.33 ФЗ от 27 июля 2005 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, согласно приговору Ленинского районного суда г.Чебоксары от 21.01.2011 г., которым был признан виновным в совершении преступления по ч.1 ст.159 УК РФ и осужден к наказанию в виде штрафа в размере -----. На обращение истца от 31 июля и 3 августа 2012 г. о принятии его на работу на должность государственного инспектора труда (по правовым вопросам) ему был дан письменный ответ от 29 августа 2012 г. с разъяснением о невозможности удовлетворения его заявления. В соответствии со ст.22 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения должности федеральной государственной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, а ч.2 ст.22 ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда конкурс не проводится, который к его случаю не относится. Срочный служебный контракт не может быть заключен с истцом по тем основаниям, что ч.4 ст.25 Закона №79-ФЗ к нему не относится. Данная статья предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда с гражданином может быть заключен срочный служебный контракт. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. Государственной инспекцией труда в ЧР на время обращения ФИО4 по настоящее время предложения о заключении служебного контракта, в том числе срочного служебного контракта, для замещения должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего не делались (например, сообщения в органы занятости населения не передавались; объявления по радио, в газетах и т.д. не размещались). Кроме того, в настоящее время в соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости №713-рк от 16.09.2011 г., с 1 апреля 2013 года предусмотрено увольнение 3 гражданских служащих в связи с сокращением должностей гражданской службы Государственной инспекции труда в Чувашской Республике. При этом в п.2.6 указано, что прием гражданских служащих в течение 2011-2013 годов осуществлять с учетом численности, подлежащей сокращению.
Представитель ответчика ФИО2 также не признала требования истца, ссылаясь на доводы представителя ответчика ФИО1.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Так, из материалов дела судом установлено, что истец проходил государственную гражданскую службу в должности государственного инспектора труда (по правовым вопросам), а приказом №51 от 7 апреля 2011 г. был уволен по п.13 ч.1 ст.33 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных названным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Основанием для увольнения послужил приговор Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 января 2011 г, которым истец был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.159 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ----- руб. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 15 марта 2011 г. приговор оставлен без изменения.
Постановлением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 сентября 2011 года судимость по вышеуказанному приговору Ленинского районного суда г.Чебоксары ЧР от 21 января 2011 г. была с истца снята. Постановление вступило в законную силу 3 октября 2011 г.
Как следует из заявлений истца от 31 июля и 3 августа 2012 г., он обратился к ответчику с заявлением в Государственную инспекцию труда по вопросу принятия его на работу на должность государственного инспектора труда ( по правовым вопросам) путем заключения с ним срочного служебного контракта, как имеющий стаж государственной службы в ГИТ в ЧР более 16 лет и награжденного почетной грамотой Минздравсоцразвития РФ, и имеющего звание «Ветеран труда».
Письмом от 29 августа 2012 г. истцу было отказано принять его на должность государственного инспектора труда в ЧР (по правовым вопросам), в том числе по срочному служебному контракту по тем основаниям, что прием на вакантную должность государственной гражданской службы-госинспеектора труда в ЧР (по правовым вопросам) осуществляется на конкурсной основе. Кроме того указано, что Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике на время обращения ФИО4 предложения о заключении служебного контракта, в том числе срочного служебного контракта, для замещения должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего не делались (например, сообщения в органы занятости населения не передавались; объявления по радио, в газетах и т.д. не размещались).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются ФЗ №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ст.70 ФЗ №79-ФЗ непосредственно в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Статьей 73 ФЗ №79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим ФЗ.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 «О практике применения судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статей 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должностиили работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора. При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.
Согласно ст.21 ФЗ №79-ФЗ на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а согласно ст.22 ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Конкурс не проводится лишь в следующих случаях: 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; 2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении срочного служебного контракта; 4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями1,2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона; 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Таким образом, должность государственной гражданской службы-государственного инспектора труда по правовым вопросам может замещаться лишь на основании конкурса. Ответчиком конкурс на замещение должности государственного инспектора труда (по правовым вопросам) не объявлялся и не проводился в связи с предстоящим сокращением штанной численности должностей гражданской службы на основании приказа Федеральной службы по труду и занятости №713-рк от 16 сентября 2011 г.
Доводы истца о том, что с ним должен быть заключен срочный служебный контракт на основании подп.3 п.2 ст.11 ФЗ в связи с наличием у него стажа работы в ГИТ в ЧР более 16 лет и награжденного почетной грамотой Минздравсоцразвития РФ и имеющего звание «Ветеран труда», не могут быть приняты во внимание судом, как не основанные на законе. В ФЗ №79-ФЗ отсутствует положение, обязывающее работодателя принять на постоянную работу, так и по срочному служебному контракту вопреки установленному порядку лиц, имеющие указанные награды и звания.
Часть 4 статьи 25 Закона предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда с гражданином может быть заключен срочный служебный контракт. Так, срочный служебный контракт может заключаться в случае: замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта; замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе.
Согласно ст.25.1 Закона предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.
Таким образом, указанная норма распространяется лишь на лиц, которые в период прохождения государственной гражданской службы достигли возраста 60 лет и согласны на продолжение служебных отношений с нанимателем (представителем нанимателя), и не распространяется на лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы вновь, в порядке принятия на работу, как того требует ФИО5.
Кроме того, Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике ни на время обращения ФИО4, ни в настоящее время предложения о заключении служебного контракта, в том числе срочного служебного контракта, для замещения должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего не делались (например, сообщения в органы занятости населения не передавались; объявления по радио, в газетах и т.д. не размещались).
Как следует из приказа Федеральной службы по труду и занятости №713-рк от 16.09.2011г. с 1 апреля 2013 года у ответчика предусмотрено увольнение 3 гражданских служащих в связи с сокращением должностей гражданской службы Государственной инспекции труда в Чувашской Республике. При этом в п.2.6 приказа указано, что прием гражданских служащих в течение 2011 - 2013 годов следует осуществлять с учетом численности, подлежащей сокращению.
В соответствии со ст. 25.1 ФЗ №79-ФЗ предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.
Доводы истца о возможности заключения с ним как с лицом, достигшим 60 лет, срочного служебного контракта не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная норма распространяется лишь на лиц, которые в период прохождения государственной гражданской службы достигли возраста 60 лет и согласны на продолжение служебных отношений с нанимателем, и не распространяется на лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы вновь, в порядке принятия на работу, к числу которых и относится истец.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 6 июня 1995 г. № 7-П, от 27 декабря 1999 г. № 19-П, определении от 3 октября 2002 г. №233-О, специфика государственной службы России как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях, в силу чего не исключается установление исключительных правил.
Как указал Конституционный Суд, установление требования о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления, особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принцип равенства (ст. 19 Конституции), поскольку различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции N 111 МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий», принятой в г. Женеве 25 июня 1958 г. (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г. «О ратификации Конвенций Международной организации труда (МОТ)», не считаются дискриминацией.
Таким образом, истцу было обоснованно отказано в принятии на работу в должности государственного инспектора труда (по правовым вопросам) по срочному служебному контракту. Оснований для заключения с ним такого контракта судом не установлено.
По этим же основаниям не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании в пользу него среднего заработка за время вынужденного прогула в размере -----., компенсации морального вреда в размере -----., так как ответчиком не нарушены личные неимущественные права истца, в отношении него не совершены каких-либо неправомерных действий, отказ в принятии на работу был законным.
В соответствии с со ст. 237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО3 ----- к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании отказа в принятии на работу на должность государственного инспектора труда Чувашской Республики по правовым вопросам и заключения с ним срочного служебного контракта, в обязании заключить с ним служебный контракт с 31 июля 2012 г., взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в размере ----- коп. и компенсации морального вреда в размере ----- руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца после составления мотивированного решения, начиная с 23 октября 2012 г.
Судья:
Мотивированное решение составлено 22 октября 2012 г.
Решение не вступило в законную силу.