ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4549/2013 от 22.11.2013 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2013 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Абубикаровой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Пензы, Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата  Номер  в части даты постановки на учет, понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. с первоначальной даты постановки на учет с Дата  и понуждении к внесению изменений в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-1015 годы по Пензенской области на 2014 год с указанием даты постановки на учет с Дата 

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав, что она проживала в Адрес  в период с Дата , после чего прибыла в Пензенскую область со своей семьей в составе четырех человек: она, муж - А.С., две несовершеннолетних дочери А.А., Дата  года рождения и А.Т., Дата  года рождения. В Дата  она получила статус вынужденной переселенки, что подтверждается соответствующим удостоверением. С Дата  она проживала со своей семьей и была зарегистрирована по Адрес , в жилом доме принадлежащем П.Н., которая приходилась бабушкой её мужу А.С., где они снимали комнату и проживали на правах квартирантов. В период проживания по данному адресу она встала на учет в Управлении социальной защиты населения администрации Пензенского района с ранее указанным составом семьи в качестве вынужденной переселенки нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ФЗ № 202 от 20.12.1995г. «О вынужденных переселенцах», поскольку не имела жилого помещения для постоянного проживания на территории РФ. С Дата  она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением администрации Большееланского сельсовета, и была включена в программу «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», действие которой продлено на 2011-2015 гг. что подтверждается справкой Номер  от Адрес  Дата  брак между ней и А.С. был расторгнут. С момента расторжения брака по настоящее время ею было рождено двое детей: А.О., Дата  года рождения и А.Д., Дата  рождения. В Дата  она переехала в г. Пензу и Дата . вместе с детьми зарегистрировалась по Адрес  в съемном жилом помещении. В связи с переездом в г. Пенза, она обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о включении её в список участников подпрограммы, «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». 04.05.2012г. она с составом семьи 5 человек была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом она была уверена, что является участником подпрограммы с момента первоочередной постановки на учет, то есть с Дата  года. Впоследствии ей стало известно, что она поставлена на учет с Дата  г, её учетный номер на Дата  - 5838, при этом заявления о снятии её с учета в администрации Большееланского сельсовета она не подавала. Считает, что она необоснованно значится в сводном списке граждан - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг., утвержденной постановлением правительства РФ от Дата  Номер , по Пензенской области по категории «граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами» под Номер  по дате постановки на учет лишь с Дата  а не с даты первичной постановки на учет Дата  По этому поводу ею направлялись обращения в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, главе администрации города Пензы. Ни на одно из обращений положительного ответа она не получила. Так же считает, что снятие с регистрации в селе Большая Елань, Пензенского района, Пензенской области, и последующая регистрация в г. Пенза, не свидетельствует об отсутствии у неё права состоять в сводном списке с даты первоначальной постановки на учет - Дата , поскольку правоотношения между ней и органом местного самоуправления по предоставлению жилого помещения возникли именно с указанного времени, и с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий переселенца она не снималась, её жилищные условия не изменились, она по-прежнему проживает в съемном жилом помещении, квартире Адрес , которая на праве собственности принадлежит А.Л.

Просит суд признать приказ заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата  Номер  на учет незаконным. Обязать администрацию города Пензы поставить её на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 5 человек в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. с первоначальной даты постановки на учет, то есть с Дата  года. Обязать администрацию города Пензы внести изменения в сводный список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Пензенской области на 2014 год с указанием даты постановки её на учет с Дата    

    Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика администрации г. Пензы ФИО3, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, считает, что оснований для удовлетворения требований не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и материалы учетного дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением от Дата  Номер .

До Дата  ФИО1 состояла в браке с А.С.

Согласно справке администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области от Дата , ФИО1 до Дата  была зарегистрирована и проживала по Адрес  в жилом помещении, принадлежащим П.Н., которая не являлась родственницей ФИО1 ФИО1 является бывшей женой внука П.Н.

ФИО1 имеет четверо детей: А.А., Дата  года рождения, А.Т., Дата  рождения, А.О., Дата  рождения и А.Д., Дата  рождения.

В настоящее время ФИО1 и её дети зарегистрирована и проживает в квартире по Адрес , принадлежащей на праве собственности А.Л.

Согласно справке Управления социальной защиты населения администрации Пензенского района Пензенской области Номер  от Дата , ФИО1, ранее зарегистрированная по Адрес , с Дата  признана нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением администрации Большееланского сельсовета. Включена в программу «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. 04.02.2003.

После переезда в Дата  ФИО1 обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о включении её в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

    Согласно выписки из приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер  от Дата , ФИО1 с составом 5 человек (она, дочь, дочь, сын, сын) принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Как указывается в приказе, ФИО1 и её дети зарегистрированы в жилом помещении общей площадью Данные изъяты., принадлежащем на праве собственности А.Л., где по месту жительства зарегистрированы 7 человек, по Адрес

Согласно выписки из Сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2014 год по Пензенской области ФИО1 имеет дату постановки на учет Дата  то есть с даты принятия заместителем главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию приказа Номер

Согласно справке отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы Номер  от Дата , по состоянию на Дата  учетный номер ФИО1 по списку граждан, нуждающихся в жилых помещениях Номер 

ФИО1 обращалась в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области с заявлением об изменении даты при включении ее семьи в список участников под программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в письме от Дата  Номер  отказало ФИО1 во включении ее семьи в список участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» на 2014 г. с первоначальной даты обращения (Дата ) в виду того, что её семья состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации г. Пензы с Дата  На Дата  номер в общем списке – 5838. В списке многодетных семей из числа очередников более 100 семей. В год по условиям программы получают выплаты 5-7 семей, из них 2 семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей, 3-5 семей, имеющих трех-четырех детей. Первые по списку состоят на учете с 2007 года.

В настоящее время положение семьи ФИО1 не изменилось, из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеющихся в учетном деле, следует, что отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества семьи ФИО1

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации N 4530-1 от 19.02.1993 г. «О вынужденных переселенцах» (в редакции, действующей на период получения истцами статуса вынужденного переселенца) (далее – Закон) обязанность включения федеральным органом исполнительной власти (каковым является ФМС) в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности исключена не была.

Поскольку в силу п. 1 ст. 1 Закона под вынужденным переселенцем понимается лицо, покинувшее свое место жительства вследствие насилия и иных противоправных действий, истцы являлись и являются лицами, лишившимися своего места жительства и не имеющим жилья.

Материалы дела свидетельствуют, что ФИО1 жильем не обеспечена в течение всего срока нахождения в статусе вынужденного переселенца и в настоящее время проживает с детьми в квартире по Адрес  в квартире принадлежащей на праве собственности А.Л., общей площадью Данные изъяты

Жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется в соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845, которым списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья, были признаны действительными.

Пунктами 3.3 и 3.4 Приказа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации N 31 от 10.04.2001 г. «О постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» были сформированы сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений как в органах местного самоуправления, так и составленных территориальными органами упраздненной ФМС России со включением по более ранней дате принятия на учет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, где предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме (пункт 19). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 24). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде).

Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (пункт 26). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Таким образом, анализ приведенных выше положений действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления жилищных сертификатов вынужденным переселенцам, свидетельствует о том, что на орган местного самоуправления возложена лишь обязанность сформировать список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, с разбивкой по конкретным категориям граждан, имеющих право на его получение, и представить этот список в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения.

    ФИО1 при ее сложившихся жизненных обстоятельствах, обладая специальным статусом вынужденного переселенца, вправе была рассчитывать на предоставление ее семье социальных гарантий и поддержки от государства в уполномоченном органе согласно хронологической последовательности.

Соответственно, у администрации г. Пензы отсутствовали правовые основания для изменения даты постановки истца на учет для получения сертификата, так как она была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилья как вынужденный переселенец с Дата  года.

Постановлением Правительства Пензенской области от 31 января 2013 года N 33-пП было утверждено Положение о Министерстве труда, социального развития и демографии Пензенской области (далее – Положение).

Согласно п. 2.6.1. Положения Министерство труда, социального развития и демографии Пензенской области реализует подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями).

В Министерство труда, социального развития и демографии Пензенской области истица с заявлением о включении в сводный список с 8 октября 2002 года не обращалась, следовательно, в этой части ее требования заявлены преждевременно, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что иск ФИО1 о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата  Номер  в части даты постановки на учет, понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. с первоначальной даты постановки на учет с Дата  является обоснованным и подлежащим удовлетворению, в остальной части иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Иск ФИО1 удовлетворить частично.

    Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата  Номер  в части даты постановки на учет, понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. с первоначальной даты постановки на учет с Дата

    Обязать администрацию г. Пензы поставить ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. с первоначальной даты постановки на учет с Дата

    В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня вынесения.

    С