ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4549/2015 от 08.12.2015 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе: председательствующего судьи Байтоковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Карамурзиной М.Н.,

с участием истца ФИО3,

представителя ответчика Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики – ФИО4, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики – ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-4549/15 по исковому заявлению ФИО6 ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в Черкесский городской суд к Министерству образования и науки КЧР с исковым заявлением о приобретении и предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование искового заявления указано, что ФИО7, родилась ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Решением Усть- Джегутинского районного суда от 23.08.2007г. он лишен родительских прав. Постановлением главы Усть-Джегутинского муниципального района №646 от 24.05.2007г. была установлена опека над несовершеннолетними детьми, в том числе истцом<данные изъяты> - ФИО6 ФИО2. <данные изъяты> Постановлением главы Администрации Усть-Джегутинского муниципального района №16 от 26.03.2012г. ФИО7, признана малоимущей и нуждающейся в обеспечении жилым помещением ребенком сиротой и ребенком, оставшимся без попечения родителей. 24.04.2012г. у истца приняли документы, необходимые для постановки на учет с целью предоставления жилого помещения. Приказом Министерства образования и науки КЧР от 30.05.2012г. №566 включена в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. У родителей истца в собственности жилого помещения не было. Как ребенку-сироте, за прошедшие годы, жилое помещение так предоставлено и не было. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит: Обязать Министерство образования и науки КЧР предоставить ФИО3 по договору специализированного найма за счет средств казны КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г.Черкесск не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в КЧР.

В ходе судебного разбирательства истец обратилась с письменным заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ, указав, что на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, просит суд обязать Министерство образования и науки КЧР предоставить ей по договору специализированного найма за счет средств казны КЧР жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам в Усть-Джегутинском районе КЧР не менее норм предоставления площади жилого помещения, установленных в КЧР.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР представил в суд письменные возражения на иск от 07.12.2015г., в которых указал, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора -Администрации Усть-Джегутинского муниципального района КЧР. Извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующим образом оформленная телефонограмма. Об отложении судебного заседания не просил, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного разбирательства.

Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, с учетом заявления, поданного в порядке ст.39 ГПК РФ, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и показала суду, что собственного жилья ни у нее ни у ее родителей никогда не имелось, считает, что она имеет право на предоставление жилья по установленным нормам, претендует на предоставление жилья в Усть-Джегутинском районе КЧР.

Представитель Министерства образования и науки КЧР - ФИО4 полагала, что требования истца не обоснованы, поддержала письменные возражения, в удовлетворении иска просила отказать.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР- ФИО5 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку на сегодняшний день действует законодательство, согласно которого определен порядок предоставления жилья данной категории лиц.

Выслушав мнение сторон, изучив возражения по заявленным требованиям, представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО6 (ФИО8) ФИО1, родилась ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Постановлением главы Усть-Джегутинского муниципального района №646 от 24.05.2007г. была установлена опека над несовершеннолетними детьми, в том числе истцом ФИО9 <данные изъяты> - ФИО6 ФИО2.

В 2007 году истец закончила среднюю школу, в 2012 году был получен диплом о высшем образовании ФГБОУ «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г.Карачаевск.

Постановлением главы Администрации Усть-Джегутинского муниципального района №16 от 26.03.2012г. ФИО7, признана малоимущей, нуждающейся в обеспечении жилым помещением ребенком сиротой и ребенком, оставшимся без попечения родителей.

24.04.2012г. у истца приняли документы, необходимые для постановки на учет с целью предоставления жилого помещения.

Приказом от 30.05.2012г. ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет для обеспечения жилым помещением.

До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Администрация Усть-Джегутинского муниципального района, в ответ на обращения, неоднократно отвечала, что в связи с отсуствием финансовых средств помочь в предоставлении жилья не могут.

У родителей истца в собственности жилого помещения не было. Сначала истец проживала у тети-опекуна, сейчас, выйдя замуж, с мужем на съемной квартире.

Жилое помещение за ФИО3 и членима ее семьи (родителями, мужем, детьми) не закреплялось.

В судебном заседании в полном объеме исследовано учетное дело истца ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей и признанного нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору специализированного найма.

Согласно пояснениям ответчика, в соответствии с Законом КЧР № 34-P3 за период с 01.01.2015г. по 07.12.2015г. из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, обеспечено жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда 19 человек (из них 1 - по решению суда).

В судебном заседании установлено, что с момента, когда ФИО7 вышла <данные изъяты>, она проживает отдельно от бывшего опекуна, постоянного места жительства не имеет, снимает жилье по договорам найма. В целях решения вопросов трудоустройства, обучения <данные изъяты> в г.Черкесске и получения других социальных прав в КЧР, по взаимной договоренности ФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес> с 13.08.2015г..

На момент судебного разбирательства, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, ФИО3 состоит под с 30.05.2012г. согласно постановления от 30.05.2012г..

Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 24.08.2015г. ; ; ; <данные изъяты> ФИО3 – ФИО10, истец – ФИО7, <данные изъяты> истца – ФИО11 и <данные изъяты> ФИО12 недвижимого имущества в собственности не имеют. Аналогичные сведения, содержатся и в учетном деле ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и подтверждаются, также справками Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия «Техническая инвентаризация» (сведения имеются на истца и членов семьи).

В судебном заседании достоверно установлено и ни кем не оспорено, что ФИО3, ее родители, супруг и дети собственного жилья, либо жилья предоставленного по договору социального найма не имеют, указанный факт также подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается сторонами.

Как установлено судом истица в настоящее время с членами семьи фактически проживает на съемной квартире по адресу: КЧР, <адрес>, что подтверждается договором найма жилого помещения от 20.02.2014г., как указывалось выше, фактически зарегистрирована по указанному адресу.

Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что истица относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребность в обеспечении жилым помещением у нее возникала по достижению 18 лет. Таким образом, у ФИО3 имеется право на обеспечение жилым помещением в порядке установленном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Конституционный Суд РФ, в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года №20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17- О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего также до 1 января 2013г., предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с 1 января 2013 года утратили силу. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам социального найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации

Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

К законодательству РФ относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На территории КЧР вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом КЧР от 25 июня 2013года №34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» (закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года).

Закон КЧР от 16 декабря 2008 г. № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в КЧР» со дня вступления в силу вышеуказанного Закона признан утратившим силу.

Согласно статье 2 Закона КЧР от 25 июня 2013 года № 34-РЗ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории КЧР, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий: 1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения; 2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом КЧР отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами КЧР. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - ребенок-сирота, дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из числа детей-сирот), и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.2).

В соответствии со статьей 3 указанного Закона реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот (далее также - специализированный государственный жилищный фонд для детей-сирот, специализированные жилые помещения) по договору социального найма специализированных жилых помещений (п.1); формирование специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот осуществляется уполномоченным Главой КЧР органом исполнительной власти КЧР (п.2); жилые помещения приобретаются уполномоченным органом (п.3); приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР (п. 4); стоимость приобретаемого жилого помещения определяется исходя из установленной нормы предоставления в соответствующем муниципальном образовании КЧР и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, определяемой уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства по соответствующим муниципальным районам и городским округам на полугодие.

Как следует из ст.8 указанного Закона функции наймодателя специализированных жилых помещений осуществляются уполномоченным органом. Не позднее пятнадцати дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет. В период действия договора найма предоставленное жилое помещение используется только для личного проживания и проживания членов семьи нанимателя. Наниматели специализированных жилых помещений несут ответственность за содержание жилых помещений в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии, не вправе сдавать их в поднаем или распоряжаться иным способом. Наймодатель совместно с органами опеки и попечительства осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда для детей-сирот, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

В силу ч.5 ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. На осуществление переданных государственных полномочий, в соответствии со ст.11 этого же Закона, органам местного самоуправления предоставляются в пределах бюджетных ассигнований из республиканского бюджета КЧР.

Как указано в ст. 11 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Перечень участников бюджетного процесса приведен в статье 152 Бюджетного кодекса РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.

Содержащееся в п. 7 ст. 5 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» указание на то, что очередность включения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список определяется по дате регистрации заявления с документами, указанными в ч4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя.

Из п. 4. ст. 7 указанного Закона КЧР специализированного жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из даты включения их в Список.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» (статья 4), учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования, путем формирования списка на основании поступивших заявлений от лиц, указанных в частях 2 и 3 ст.5 настоящего Закона. 3. Формирование Списка в бумажном виде осуществляется путем внесения сведений в Книгу регистрации заявлений лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением (их законных представителей), о постановке на учет для предоставления жилого помещения согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Формирование Списка в электронном виде осуществляется путем внесения представленных сведений о детях-сиротах и лицах из числа детей-сирот в единую базу данных, а также систематизации и обновления указанных сведений. Далее включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти КЧР в области образования (п.6). Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременным представлением законными представителями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот заявлений о включении детей-сирот в Список (п. 7). В случае непредставления законными представителями в установленный срок заявлений о включении детей-сирот в Список органы опеки и попечительства обязаны в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения детей-сирот в Список. Список подлежит уточнению уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования, ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля и направлению в срок до 15 января и 15 июля в уполномоченный орган для последующего обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.

Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учетных делах, возлагается на перечисленные органы.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Статьей 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно ст. 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.

Основания предоставления специализированных жилых помещений установлены статьей 99 ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

С учетом вышеизложенного, судом установлено, что ФИО3 в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, воспитывалась в семье опекуна, в настоящее время проживает на съемной квартире, с малолетними детьми и супругом, после окончания учебы в 2012 году, жилого недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжелом социальном положении.

Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ей предоставлены федеральным и республиканским законодательством.

Разрешая вопрос об обязанности ответчика по отношению к ФИО3, суд руководствуется положениями ст. 3 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», согласно которой жилые помещения приобретаются уполномоченным органом, то есть Минобразования КЧР, приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР.

Решение о предоставлении лицу, указанному в части 1 настоящей статьи, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования в форме правового акта (ст. 7 п. 5). Не позднее пятнадцати дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет (п. 2. ст. 8).

ФИО3 первоначально просила суд обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести для нее жилое помещение по договору специализированного найма в г.Черкесске КЧР, впоследствии требования уточнила и указала, что просит предоставить ей жилое помещение по договору специализированного найма на территории Усть-Джегутинского района. Судом установлено, что истец зарегистрирована по адресу: КЧР, <адрес>, фактически проживает на данной съемной квартире в г.Черкесске. Вместе с тем, поскольку в данном случае истец не отказалась от требования о предоставлении ей жилого помещения по договору специализированного найма в г.Черкесске, суд полагает необходимым в данной части вынести решение об отказе в удовлетворении требования о предоставлении ФИО3 жилого помещения по договору специализированного найма в г.Черкесске, удовлетворив требования о предоставлении указанного помещения в Усть-Джегутинском районе КЧР.

Таким образом, поскольку согласно представленным документам (Постановлению Главы Усть- Джегутинского муниципального района № 646 от 24.05.2007г.) попечительство над истицей было установлено по заявлению попечителя - ФИО6 ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, истица вправе претендовать на специализированное жилое помещение на территории именно Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики (место первичного выявления и устройства под опеку (попечительство) и место жительство лица, у которого ребенок-сирота находился на попечении), а не на территории города Черкесска.

Согласно п. 3 ст. 7 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной органом местного самоуправления норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории КЧР; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории КЧР при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со статьей 7 Конституцией РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из системного толкования приведенных конституционных положений следует, что право истицы на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очередности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у истицы возникла в 2012 г.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору специализированного найма.

Согласно закону КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Министерство образования и науки КЧР является главным распорядителем средств республиканского бюджета. Ведомственной структуре расходов республиканского бюджета КЧР на 2015 год (приложение №14 к Закону КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в КЧР на 2014-2016 годы" государственной программы "Развитие образования КЧР на 2014-2016 годы" (Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности) выделено 11222,3 тыс.руб..

Из смысла названных норм следует, что Министерство образования и науки КЧР как главный распорядитель бюджетных средств, выделенных на предоставление специализированных жилых помещений из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает самостоятельным полномочием по предоставлению такого жилого помещения.

При таких обстоятельствах, поскольку ФИО3, признана нуждающейся в жилом помещении еще в 2012 году, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ей предоставлено не было, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Министерство образования и науки КЧР освобождено от уплаты государственной пошлины как государственный орган.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО6 ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, о приобретении и предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма– удовлетворить в части.

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики предоставить ФИО6 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору специализированного найма за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, в Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесской Республики не менее норм предоставления площади жилого помещения, установленных в Карачаево-Черкесской Республике.

В части удовлетворения требования о предоставлении ФИО6 ФИО1 по договору социального найма жилого помещения в городе Черкесске - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено 11.12.2015 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А. Байтокова