Дело (УИД) № ***
Производство № 2-4549/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сергеевой О.И., при секретаре Пашиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд к ОСФР по Самарской области, с учетом уточненных исковых требований просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работ: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве водителя автобуса в Сызранском пассажирском автотранспортном предприятии и назначить страховую пенсию в соответствии с п. 10 п. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ – с <дата>. В обоснование требований истец указал, что решением пенсионного фонда от <дата> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы. По подсчетам пенсионного фонда в специальный стаж истца в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не включены указанные периоды работы, поскольку считает, что льготный период истцом не подтвержден. Специальный стаж истца составляет 1 год 2 мес. 1 день. Страховой стаж заявителя составил 32 года 2 мес. 3 дня. В специальный стаж не были зачтены спорные периоды работ, по тем основаниям, что отсутствуют документы, подтверждающие факт работы на регулярных городских пассажирских маршрутах. Истец полагает, что решение пенсионного фонда незаконно, нарушает его конституционные права на пенсионное обеспечение. Указал, что работа в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, подтверждаются записями в трудовой книжке, архивными справками и справками уточняющих льготный характер работы.
Полагает, что работа на автобусе предполагает его техническое обслуживание и ремонт, без чего невозможно эксплуатировать транспортное средство. Указал, что периоды ремонта и ТО оплачивались работодателем и соответственно должны быть включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии. Периоды нахождения в командировках должны быть также включены в специальный стаж работы, так как в командировки истец направлялся по приказу работодателя.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании против исковых требований возражала по основаниям, изложенным в решении пенсионного фонда и письменных возражениях на исковое заявление.
Проверив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право у лиц данной категории на установление страховой пенсии по старости досрочно возникает у мужчин по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
Аналогичные положения содержались в п. 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до <дата>.
Из ч. 2 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует то, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации № *** от <дата> «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ *** «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1 Письма Минтранса РФ от <дата>№ ***-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах» (вместе с «Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от <дата>№ ***)») право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Положениями п. 2 Письма Минтранса Российской Федерации от <дата>№ ***-пр предусмотрено, что подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров).
На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.
Пунктами 2, 3, 4 раздела 1 приказа Минтранса России от <дата> N 15 (ред. от <дата>) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха далее по тексту - Приказ Минтранса России N 15) предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
Из положений п. 6, 7 раздела 2 приказа Минтранса России № *** усматривается, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Таким образом, приведенные положения нормативных актов прямо предусматривают в качестве необходимого условия - осуществление трудовой деятельности в должности водителя автобусов на регулярном городском маршруте и выполнение указанной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Судом установлено, что <дата> ФИО1 обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования в РФ по Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от <дата>№ *** ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» поскольку отсутствует требуемая продолжительность специального стажа не менее 20 лет в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, что является основным условием, предусмотренным в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона № ***–ФЗ для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста установленного ст. 8 Закона № ***–ФЗ.
Установлено, что в стаж работы истца на соответствующих видах работ в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не включены периоды работы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве водителя автобуса в Сызранском пассажирском автотранспортном предприятии, поскольку не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня.
В судебном заседании согласно записей трудовой книжки истца ФИО1 серии № *** от <дата> было установлено, что <дата> ФИО1 принят на работу в Сызранское пассажирское автопредприятие на должность водителя-стажера в автоколонну № *** (пр. № ***ок от <дата>), <дата> переведен на должность водителя 3 класса (пр. № ***ок от <дата>), <дата> переведен водителем-стажером в автоколонну № *** (пр. № ***ок от <дата>), <дата> переведен водителем 2 класса в автоколонну № *** (пр. № ***ок от <дата>), <дата> переведен водителем 2 класса в автоколонну № *** (пр. № *** от <дата>), <дата> в связи с реорганизацией МУП «СПАТК» зачислен в штат МУП «УК «Городские перевозки» в должности водителя автобуса 2 класса автоколонны № *** (пр. № ***-к от <дата>), <дата> переведен водителем автобуса 2 класса автоколонны № *** (пр. № ***к от <дата>), <дата> уволен по собственному желанию согласно <...> от <дата>).
Согласно Архивной справке № ***-Б от <дата>, выданной архивным отделом Администрации г.о. Сызрань учреждение, в котором истец осуществлял свою трудовую деятельность в Сызранском пассажирском автопредприятии, которое неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось. <дата> Сызранское пассажирское автохозяйство переименована в Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие (приказ Средне-Волжского транспортного управления № *** от <дата>); <дата> Сызранское пассажирское предприятие переименовано в муниципальный Сызранский пассажирский автотранспортный комбинат (постановление Главы Администрации г. Сызрани № *** от <дата>). На основании постановления Главы Администрации г. Сызрани от <дата>№ *** Сызранский пассажирский автокомбинат переименован в МУП «Сызранский пассажирский автотранспортный комбинат». На основании постановления Главы Администрации г. Сызрани от <дата>№ *** МУП «Сызранский пассажирский автотранспортный комбинат» реорганизовано МУП «Управляющая компания «Городские перевозки». Решением Арбитражного суда Самарской области от <дата> МУП «УК «Городские перевозки» признано несостоятельным (банкротом) с внедрением в отношении него процедуры конкурсного производства.
Факт осуществления трудовой деятельности истца ФИО3, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в спорный период подтверждается также: архивной справкой № ***-Б от <дата>, выданной архивным отделом Администрации г.о. Сызрань, в которой имеются сведения о приеме и увольнении ФИО1, сведения о начислении заработной платы за период с <дата><дата> по <дата>.
Согласно перечня производств, работ, профессий и должностей МУП «УК «Городские перевозки» от <дата> дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий по Спискам № ***, № *** и пп. 10 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ от <дата> за <дата>, в число которых входят водители автобуса, в том числе автоколонна № *** и № ***, где работал истец, с указанием описание характера выполняемой работы – постоянная работа на регулярных городских пассажирских маршрутах в течении полного рабочего времени.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от <дата>№ *** в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иным нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд.
Письмом Минтранса Российской Федерации от <дата>№ ***-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо <дата>№ ***), в котором указано, что право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись, полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами; при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основания их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.).
Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда России от <дата>№ *** под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него времени выполнения вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте.
Согласно Положениям о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ N 16 от <дата> нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (80% - 128 часов в месяц).
До <дата> действовало Положение, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N № *** от <дата>, которым предусматривалось, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 41 часа в неделю (80% - 131,2 часов в месяц).
При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.
В рабочее время за месяц включается суммарно время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций (проведение подготовительно-заключительных работ, участие в плановых технических обслуживаниях и устранение эксплуатационных неисправностей автобуса)
Таким образом, из подсчета специального стажа водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах подлежат исключению те месяцы, в которых отсутствует предусмотренный объем суммарного рабочего времени, предусмотренного вышеуказанными Положениями.
Представленные в материалы дела документы не содержат сведений о выполнении ФИО1 своей работы по сокращенному рабочему времени или сокращенной рабочей неделе, о совмещении с работой по иной профессии, доказательств неполной занятости истца на указанных работах суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым засчитать ФИО1 в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по заявленным основаниям укзанные выше периоды работы в качестве водителя автобуса в Сызранском пассажирском автопредприятии, Сызранском пассажирском автотранспортном комбинате, МУП «Сызранский автотранспортный комбинат», МУП «Управляющая компания «Городские перевозки».
При установленных обстоятельствах при зачете оспариваемых периодов, специальный стаж истца будет достаточен для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости, а поэтому суд полагает необходимым обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования в РФ по Самарской области назначить ФИО1 пенсию досрочно с момента обращения, т.е. с <дата>.
Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, ИНН № *** включить в специальный стаж работы ФИО1, <дата>. рождения, паспорт № ***, выдан <дата>* * * периоды работы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве водителя автобуса в Сызранском пассажирском автотранспортном предприятии.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, ИНН № ***, назначить ФИО1, <дата>. рождения, паспорт серии № ***, выдан <дата>* * *, досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Судья: О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято <дата>