Дело № 2-454/20 17 марта 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.О.
при секретаре Кононенко С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения в части снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, об обязании восстановить на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ заявленные требования, обратилась в суд с иском к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ее с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, об обязании восстановить на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 1983 года и до настоящего времени она постоянно проживает и зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Первоначально в 1980 году истцу было предоставлено койко-место в общежитии, впоследствии комната в общежитии, которая позднее была переведена в статус коммунальной квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, которую истица и занимает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и состояла на очереди до ДД.ММ.ГГГГ до издания распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, по которому она была снята с учета со ссылкой на п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действий Жилищного кодекса Российской Федерацию».
Согласно указанной норме, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ, полученном истцом в июне 2019 года, администрацией <адрес> Санкт-Петербурга в качестве основания для снятия с учета указано, что законные основания для нахождения на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений утрачены ввиду наличия в собственности 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, п. Яр, <адрес>, в связи с чем жилищная обеспеченность истицы превышает установленную законом норму предоставления жилых помещений.
Однако, по смыслу указанных выше положений закона ФИО1, поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пл. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
На момент постановки истицы на учет действовала статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (пункт 5 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР).
На момент постановки ФИО1 на учет нуждающихся действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР, которые закрепляли основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, снятие истины с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент ее постановки на учет.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренный частью 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, являлся исчерпывающим. Так, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в частности в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Изменений в жилищных условиях ФИО2, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло. ФИО1 продолжает проживать в коммунальной квартире, более 30 лет состояла на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, постоянно зарегистрирована и проживает в городе Санкт-Петербурге, на протяжении многих лет не выезжала для проживания в другой регион Российской Федерации, имеет постоянное место работы по месту проживания.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у истицы не отпали установленные законом основания, в связи с наличием которых она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем постановление администрации о снятии ее с учета нельзя признать законным.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия ФИО2, с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как принятой на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории Санкт-Петербурга до вступления в силу Закона Санкт- Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», правовое значение имеет вопрос о наличии оснований для применения к ней статьи 56 ЖК Российской Федерации.
Приобретение в собственность 1/3 доли жилого дома в другом субъекте Российской Федерации по обстоятельствам рассматриваемого спора не может трактоваться как улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения в объеме требований пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Площадь 1/3 доли в доме в Удмуртской Республике (другом субъекте РФ), принадлежащей истцу на праве собственности, необоснованно учтена при определении жилищной обеспеченности истицы, поскольку жилищные условия последней с момента постановки ее на жилищный учет не изменились.
Кроме того, право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой на жилой дом, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, п. Яр, <адрес>, возникло в порядке наследования, о чем ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию и ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" актуализация данных выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями и направления состоящим на учете гражданам запросов для устранения неопределенностей, возникших в процессе получения информации, в порядке, устанавливаемом Правительством Санкт-Петербурга.
Актуализация данных проводится уполномоченным органом ежегодно и при подготовке документов для принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. 3 ст. 11 указанного Закона).
Учитывая, что Распоряжение о снятии истицы с учета было издано ДД.ММ.ГГГГ, а также принимая во внимание, что основанием для его издания стало наличие права собственности на долю дома, возникшее в 2009 году, можно сделать вывод, что актуализация данных учета в отношении ФИО1 не проводилась в период с 2009 по 2019 год. При указанных обстоятельствах издание оспариваемого распоряжения спустя 10 лет с момента возникновения оснований, положенных в основу принятого решения, нельзя признать законным и обоснованным.
При этом, принятие решения о снятии с учета с существенным нарушением установленного срока не является формальностью, а влечет негативные последствия для ФИО1, которая в настоящее время находится в предпенсионном возрасте и решение жилищного вопроса без государственной поддержки, на которую истица полагалась более 30 лет, является затруднительным. Своевременное принятие подобного решения и наличие соответствующего распоряжения 10 лет назад являлось бы для ФИО1 также негативным, однако, имея постоянную работу, стабильный доход, находясь в трудоспособном возрасте решение жилищной проблемы было бы возможно, а в настоящее время исключено.
Истец ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, иск поддержала.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснила, что истица является собственником 24/153 долей в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, что соответствует 40,56 кв.м. общей площади жилого помещения. Указанная квартира является коммунальной, в связи с чем на момент перевода общежития в государственный жилищный фонд истица не могла быть снята с учета в связи с тем, что не отпали основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали ей право на постановку на учет, так как проживание в коммунальной квартире являлось самостоятельным основанием для постановки на учет, независимо от метража. По запросу Жилищного комитета администрацией была проведена актуализация учетных дел, в результате которой было выявлено, что истец на основании свидетельства о праве на наследство является собственником 1/3 доли жилого дома общей площадью 37,5 кв.м. по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, п. Яр, <адрес>. На момент снятия истца с учета ее жилищное обеспечение составляло 53,06 кв.м., что превышает учетную норму, установленную Законом СПб, в связи с чем отпали те основания, которые давали истцу до введения в действия ЖК РФ право состоять на учете, т.к. у нее появилось отдельное жилое помещение, не коммунальная квартира.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, указал, что в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.
Положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или (и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или (и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
<адрес> жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, по смыслу части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", указанное положение не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Ленгорисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека.
Вместе с тем, в настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена иная норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, ФИО1 на основании решения Исполкома Дзержинского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, как проживающая в общежитии.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была постоянно зарегистрирована в комнате площадью 23,80 кв.м. в общежитии по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ указанное общежитие было включено в состав жилищного фонда социального использования <адрес>.
Указанная комната была передана истцу в собственность на основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, доля истца в праве общей долевой собственности на указанную квартиру составила 24/153.
Кроме того, истице с ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля в жилом доме по адресу: Удмуртская Республика, п. Яр, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН.
Распоряжением администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№-р истица была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как обеспеченная жилым помещением по норме, в примечании указано: в собственности имеется 1/3 жилого дома общей площадью 37,50 кв.м. по адресу: Удмуртская Республика, п. Яр, <адрес>.
Вопрос о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 был рассмотрен на заседании районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом указанного решения ответчиком было принято оспариваемое распоряжение.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из размера общей площади жилого помещения, занимаемого истицей в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (40,56 кв. м), и принадлежащей истцу 1/3 доли жилого дома по адресу: Удмуртская Республика, п. Яр, <адрес> общей площадью 12,5 кв.м. (1/3*37,5), обеспеченность истца жилой площадью составила 53,06 кв.м. (40,56+12,5).
Следовательно, жилищная обеспеченность истца превышает минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - 18 кв. м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина.
Учитывая, что основанием постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось ее проживание в общежитии и отсутствие у нее жилого помещения, а в последующем ее проживание в коммунальной квартире, однако после приобретения истицей доли в жилом доме изменилась ее обеспеченность жилыми помещениями и условия, которые давали ей право на получение жилых помещений в настоящее время отпали, в связи с чем она подлежала снятию с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Доводы истца о том, что жилой дом, в котором ей принадлежит доля расположен в другом субъекте РФ не имеет правового значения в данном случае, поскольку согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих лицу на праве собственности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, об обязании восстановить на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.О. Яковлева