Дело № 2-454/2019
УИД 28 RS0№-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2019 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
с участием помощника прокурора Серышевского района Гриневой М.В.,
при секретаре судебного заседания Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лермонтовского сельского совета, об обязании оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Серышевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском мотивируя требования тем, что прокуратурой Серышевского района во исполнение поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов топливно-энергетического комплекса к предстоящему отопительному периоду 2019-2020 г.г. Согласно постановлению главы Серышевского района «Об итогах прохождения отопительного сезона 2018-2019 гг. и задачах по подготовке предприятий ЖКХ Серышевского района к отопительному периоду 2019-2020 годов» теплоснабжающим организациям рекомендовано представить акты и паспорта готовности котельных в срок до 01 октября 2019 года; руководителям управляющих компаний рекомендовано представить паспорта готовности домов к эксплуатации в зимних условиях в срок до 01 октября 2019 года; главам поселений рекомендовано представить паспорта готовности в срок до 01 октября 2019 года. Котельные, расположенные по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Лермонтовский сельсовет. На основании договора аренды № 2 от 28.10.2017 котельные по адресам: <адрес>, переданы администрацией Лермонтовского сельсовета для осуществления деятельности по теплоснабжению МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго». В октябре 2018 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 г.г. муниципального образования Лермонтовский сельсовет, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии. Таким образом, в 2018 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию Серышевский район паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии - отсутствие приборов учета на котельных. Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества. По состоянию на 16.08.2019 финансирование мероприятий по установки приборов учета тепловой энергии не предусмотрено, конкурсы не объявлены и контракты не заключены, что препятствует своевременной подготовке к отопительному периоду 2019-2020 гг и получению паспорта готовности муниципального образования. Отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 ГПК РФ, просил обязать администрацию Лермонтовского сельсовета Серышевского района оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: <адрес> приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Серышевского района Гринева М.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик - глава администрация Лермонтовского сельского совета ФИО1 в ходе судебного заседания исковые требования признала.
Третье лицо МУП «Жилкомэнерго», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в представленном письменном отзыве указали, что с требованием истца согласны по следующим основаниям. Согласно ст. 210 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.4 части1, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; Федеральный Закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ вступил в силу с 27.11.2009 года, а значит ответчик, как собственник (владелец) обязан было организовать коммерческий учет тепловой энергии до заключения договора аренды с МУП «Жилкомэнерго». Договором аренды муниципального недвижимого имущества №2 от 28.10.2017 г., заключенным между администрацией Лермонтовского сельсовета и МУП «Жилкомэнерго», приобретение и установка приборов учета тепловой энергии на указанных котельных не предусмотрена. МУП «Жилкомэнерго» ведет регулируемый вид деятельности, все расходы в связи с ее осуществлением заложены в тариф, утверждаемый Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области. Расходы на приобретение приборов учета для котельной Лермонтовского сельсовета в тариф не заложены, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 г. № 534 с 2018г. не устанавливается расчетная предпринимательская прибыль для муниципальный унитарных предприятий, т.е. источников финансирования затрат на приобретение и установка приборов учета тепловой энергии у МУП «Жилкомэнерго», нет и не будет.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно постановлению главы Серышевского района «Об итогах прохождения отопительного сезона 2018-2019 гг. и задачах по подготовке предприятий ЖКХ Серышевского района к отопительному периоду 2019-2020 годов» теплоснабжающим организациям рекомендовано представить акты и паспорта готовности котельных в срок до 01 октября 2019 года; руководителям управляющих компаний рекомендовано представить паспорта готовности домов к эксплуатации в зимних условиях в срок до 01 октября 2019 года; главам поселений рекомендовано представить паспорта готовности в срок до 01 октября 2019 года.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокуратурой Серышевского района проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов топливно-энергетического комплекса к предстоящему отопительному периоду 2019-2020 г.г. выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету. с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Согласно ч. 4 указанной статьи до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Судом установлено, что котельные, расположенные по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Лермонтовский сельсовет.
На основании договора аренды № 2 от 28.10.2017 котельные по адресам: <адрес>, переданы администрацией Лермонтовского сельсовета для осуществления деятельности по теплоснабжению МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго».
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу с. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В октябре 2018 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 г.г. муниципального образования Лермонтовский сельсовет, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии.
Таким образом, в 2018 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию Серышевский район паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии - отсутствие приборов учета на котельных.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества.
Как следует из обстоятельств дела по состоянию на 16.08.2019 финансирование мероприятий по установки приборов учета тепловой энергии не предусмотрено, конкурсы не объявлены и контракты не заключены, что препятствует своевременной подготовке к отопительному периоду 2019-2020 гг и получению паспорта готовности муниципального образования.
В силу п. 5 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 (далее по тексту - Правила № 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно п. 15 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Таким образом, суд считает, что отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федераций,
Согласно статье 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжаюшими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Таким образом, организация коммерческого учета тепловой энергии на котельных в <адрес> и <адрес> в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ должна быть возложена на собственника имущества - администрацию Лермонтовского сельсовета.
При этом отсутствие в бюджете муниципального образования необходимых средств для организации коммерческого учета тепловой энергии на котельных не является предусмотренным законом основанием для не оснащения котельной прибором учета тепловой энергии и не освобождает орган местного самоуправления от выполнения возложенной на него как на собственника обязанности.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы прокурора обоснованными, а исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом того, что несвоевременное оборудования котельных приборами учета тепловой энергии, и как следствие не получение паспорта готовности к отопительному сезону муниципальным образованием - Серышевским районом, ведет к реальной угрозе срыва отопительного сезона 2019-2020 годов, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Серышевского района - удовлетворить.
Обязать администрацию Лермонтовского сельсовета Серышевского района оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: <адрес> приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Серышевский районный суд, то есть с 10 сентября 2019 года.
Председательствующий судья: Демяненко Н.А.