Дело № 2-454/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 31 января 2017 года
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Федореева Е.В.,
при секретаре Распопине Е.В.,
с участием представителя истца ФИО1 ФИО8.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО9 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Сервис-Центр» о признании новой формы платежного документа незаконной и подлежащей отмене, возложении обязанности по принятию к расчету формы платежного документа в соответствии с приказом от 29.12.2014 года № 914/пр, компенсации морального вреда, взыскании штрафа за неправильное начисление платы за ЖКУ
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 ФИО10 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» о признании новой формы платежного документа незаконной и подлежащей отмене, возложении обязанности по принятию к расчету формы платежного документа в соответствии с приказом от 29.12.2014 года № 914/пр, компенсации морального вреда, взыскании штрафа за неправильное начисление платы за ЖКУ, в обоснование заявленных требований указав, что в июне 2016 года ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» (далее - исполнитель) предъявила оплату за ЖКУ в платежном документе составленном по новой форме. Новая форма платежного документа для оплаты ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги) не соответствует требованиям ЖК РФ, п. 69 - 71 «Правил предоставления коммунальных услуг … (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Новая форма платежного документа не дает возможности проверить предъявленную к оплате за ЖКУ без специальных знаний и представляет возможность исполнителю необоснованного многократного увеличения задолженности и пени. Это не только нарушение прав потребителей, это специально придуманный способ для махинаций. В соответствии с п. 1, ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение. Данная статья ЖК РФ четко определила, что должен вносить гражданин. Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт жилья; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Данным пунктом конкретно определено, что входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги. П. 7 ст. 156 установил, что размер платы за содержание и ремонт помещения в МКД определятся на общем собрании собственников помещений. П. 69 Правил установил содержание платежного документа, в нарушение установленных законом формы, состава и содержания платежного документа исполнитель изменил форму, состав и содержание платежного документа. Так в расчетную таблицу размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, исполнителем, в нарушение установленной формы, вставлены графы переплата, задолженность пеня и перерасчеты. Данные виды начислений вносятся в платежный документ в соответствии с подп. ж, з, и абз. 2.1.70 Правил в виде сведений, и в расчётную таблицу для начисления платы за ЖКУ не включаются. Включение исполнителем в состав расчетной таблицы графы - пеня, прямо нарушает п.70 Правил, в котором сказано, что размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в отдельном документе, предъявляемом потребителю. В расчетной таблице нового платежного документа отсутствуют строки итоговых сумм оплаты а жилые помещения, коммунальные услуги за расчетный период и соответственно собственнику помещения или другому потребителю, которые в силу жизненных условий не смогут самостоятельно проверить предъявленную к оплате общую цифру, придется оплачивать необоснованные суммы платежей. А те, кто сможет проверить и оплатить законно начисленную сумму, незаконно начисленные платежи исполнитель зачислит в задолженность. Заканчивается расчетная таблица в новом платежном документе графой: «Итого к оплате с учетом задолженности, текущ. начисл., руб.». Данная графа противоречит п.1 ст.153, п.2 ст.154 ЖК РФ, которыми установлено, что должен вносить гражданин, и что входит в состав платы за ЖКУ. Ho указанная итоговая сумма к оплате в итоговой графе не соответствует итоговой сумме к уплате указанной под расчетной таблицей, т.к. в указанную итоговую цифру, непонятно каким образом, включены пеня и плата за коллективную телеантенну. Причем исполнитель не отвечает за правильность предъявленной к оплате суммы за коллективную телеантенну, т. к. он не является исполнителем этой услуги. Об этом исполнитель написал в новом платежном документе. Тем самым исполнитель присвоил себе право предъявлять необоснованно завышенные платежи за коллективную телеантенну, объясняя это тем, что исполнитель за этот платеж не отвечает. Но деньги за этот платеж получает исполнитель. Данная форма платежного документа создана специально для обмана потребителей, включение в расчетную таблицу граф о переплате, перерасчете, задолженности и пени делает невозможной проверку законной суммы платежа за ЖКУ за месяц. И соответственно исполнитель имеет возможность манипулировать цифрами в своих интересах. И, главное, данная форма платежного документа дает возможность исполнителю ежемесячно удваивать задолженность и пеню. Дело в том, что в сумму оплаты за ЖКУ по новой форме включена и задолженность и пеня. По закону потребитель оплачивает только стоимость ЖКУ, а остальная сумма, в которую вошли законно включенные исполнителем в сумму месячной оплаты задолженность и пеня, тем же исполнителем, будет зачислена в задолженность. Таким образом, к существующей задолженности прибавится еще такая же задолженность и плюс пеня, Вот таким образом за один месяц задолженность увеличится более чем в два раза. Кроме указанных нарушений закона, исполнитель в новом платежном документе не указал: свой сайт в сети Интернет; не указал свои банковские реквизиты, в соответствии с подп. б п. 69 Правил; контактные данные органа государственного жилищного надзора; площади жилых и нежилых помещений МКД; площади общего имущества МКД в соответствии с подп. л п. 69 Правил для проверки расчетов платы за ОДН. При такой необоснованной и неполной форме платежного документа исполнитель половину листа отводит для показаний общедомового прибора учета, а нужна всего одна строчка. А показания общедомового прибора учета вообще отсутствуют. Поэтому все начисления за ОДН предъявлены исполнителем к оплате незаконно, т. к. согласно п. 44 Правил размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в МКД, оборудованные общедомовым прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10, приложения № 2 к настоящим Правилам по показаниям общедомового прибора учёта. В связи с чем, просит признать новую форму платежного документа противозаконной и подлежащей отмене; исполнителю в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу, принять к расчету с потребителями в соответствии с п. 71 Правил форму платежного документа в соответствии с приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 29.12.2014г. № 914/пр; взыскать с ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей, штраф за неправильное начисление платы за ЖКУ в июне 2016 года в сумме <данные изъяты> рублей.
Истец ФИО1 ФИО11., извещенная о месте и времени слушания дела по известному суду адресу, в зал судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Представитель истца ФИО1 ФИО12 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв по делу, согласно которому, в требованиях просил отказать.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с преамбулой к Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В ч. 1 ст. 156 ЖК РФ указано, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, договором управления установлен срок до 25 числа месяца, следующего за истекшим.
В силу ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, договором управления установлен срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), согласно п. 69 которых, в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного п.п. 42 и 42(1) настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с п.п. 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Пунктом 71 Правил предусмотрено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 29.12.2014 года № 924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендация по ее заполнению.
В судебном заседании установлено, что ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» на основании договора от 29.10.2008 года № Лен-10 осуществляет управление многоквартирным домом № по ул.Ленина в г.Хабаровске, собственником кв. № в котором, является ФИО1 ФИО13
В июле 2016 года ответчиком истцу предъявлен к оплате оспариваемый платежный документ - счет за июнь 2016 года, который содержит все обязательные необходимые сведения, указанные в п. 69 Правил, в том числе банковские реквизиты.
Указание в платежном документе сведений об адресе электронной почты и адресе сайта исполнителя в сети интернет, контактных данных органа государственного жилищного надзора, площадей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и площади общего имущества многоквартирного дома, п. 69 Правил не предусматривает.
Обязанность управляющей организации предъявлять к оплате платежные документы по примерной форме, утвержденной приказом Минстроя России от 29.12.2014 года № 924/пр, и соответственно указывать в счете сведения, которые предусмотрены данной примерной формой, действующим законодательством не предусмотрена.
Доводы истца о необоснованности указания в квитанции пени, суд считает несостоятельными, поскольку в силу абз. 2 п. 70 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года № 1498) размер пеней за нарушение потребителем условий договора, указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги.
Указание в платежном документе платы за оказанную услугу телевидения о незаконности платежного документа не свидетельствует, при этом, истец вправе потребовать выставления отдельного счета по данному виду услуге, либо для исключения из единой квитанции данной услуги вправе расторгнуть договор с МУП г.Хабаровска «Стрела» на предоставления ей этой услуги.
Одновременно с этим, истец не лишена права инициировать проведение собрания собственников многоквартирного дома об установлении конкретной формы платежного документа, в том числе, по примерной форме, утвержденной приказом Минстроя России от 29.12.2014 года № 924/пр, предъявляемого к оплате управляющей организацией.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Оценивая установленные судом обстоятельства и приведенные нормы права суд считает, что доводы истца о несоответствии оспариваемого платежного документа требованиям п. 1 ст. 153, п. 2 ст. 154 ЖК РФ, п.п. 69, 70 Правил, не нашли своего подтверждения, заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку нарушения прав ФИО1 ФИО14 управляющей организацией судом не установлено, основания для признания незаконной предъявленного ответчиком истцу платежного документа за июнь 2016 года, и возложения обязанности на ответчика принять к расчету форму платежного документа в соответствии с примерной формой платежного документа, установленной приказом от 29.12.2014 года № 924/пр, не усматривается.
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя, продавца, уполномоченной организации за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В связи с тем, что судом нарушений прав ФИО1 ФИО15 ответчиком не установлено, доказательств причинения ей морального вреда и обращения к ответчику в досудебном порядке с соответствующими заявлениями, суду не представлено, требования о компенсации морального вреда, взыскании штрафа, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 ФИО16 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Сервис-Центр» о признании новой формы платежного документа незаконной и подлежащей отмене, принятии к расчету формы платежного документа в соответствии с приказом от 29.12.2014 года № 914/пр, компенсации морального вреда, взыскании штрафа за неправильное начисление платы за ЖКУ – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Федореев
Решение в окончательной форме принято судом 05 февраля 2017 года.
Судья Е.В. Федореев