ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-454/2021 от 10.08.2021 Фатежского районного суда (Курская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 10.08.2021

Фатежский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Феоктистова А.В.,

с участием представителя истца - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> - ФИО5,

ответчика - ФИО2,

представителя третьего лица - отдела по опеке и попечительству Управления образования <адрес> - ФИО6,

при помощнике судьи ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> к ФИО2 о возложении обязанности допускать сотрудников органов системы профилактики в свое жилище для проведения обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье,

УСТАНОВИЛ:

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО2 о возложении на нее обязанности допускать сотрудников органов системы профилактики в свое жилище для проведения обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье.

В обоснование требований указав, что на учете в КДН и ЗП <адрес> в связи с ненадлежащим воспитанием несовершеннолетней ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит ФИО2, проживающая по адресу: <адрес>, имеющая на иждивении шесть несовершеннолетних детей. Кроме того в адрес администрации района поступило коллективное обращение жителей <адрес>, в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей ФИО2 При этом, в рамках профилактической работы были предприняты неоднократные попытки со стороны сотрудников органов системы профилактики провести обследование жилищно-бытовых условий ее семьи, однако ФИО2 каждый раз препятствовала осмотру, не допуская членов комиссии в свое жилище.

Представитель истца Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес>ФИО5 в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме.

Ответчик ФИО2 иск признала частично, пояснив, что не возражает против проведения обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, если сотрудники органов системы профилактики будут оказывать ее семье реальную помощь.

Представитель третьего лица - отдела по опеке и попечительству Управления образования <адрес> - ФИО6, в судебном заседании подтвердил, что ответчик препятствует сотрудникам органов системы профилактики провести обследование жилищно-бытовых условий ее семьи, полагал необходимым требования иска удовлетворить.

Выслушав мнения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Согласно ст. 6 того же закона основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 закона, если они зафиксированы в следующих документах: постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.

Из содержания части 2 статьи 11 названного Федерального закона следует, что порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗКО "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории <адрес>".

Статьей 5 которого установлен порядок образования территориальных комиссий, которые действуют на основании указанного закона и Положения, утвержденного <адрес>.

В соответствии с п. 7 ч. 7 Положения «О районной, городской, окружной (в округе <адрес>) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их права», утвержденного постановлением <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия имеет право, в том числе, проводить обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семьях.

Как установлено в судебном заседании, согласно учетно-профилактическому делу, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> на основании постановления о признании семьи в социально опасном положении от ДД.ММ.ГГГГ, состоит ФИО2, имеющая на иждивении 6 несовершеннолетних детей, проживающая по адресу: <адрес>, д. Средний Любаж, <адрес>, за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетней дочери ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением комиссии утвержден комплексный межведомственный план (программа реабилитации) индивидуальной профилактической работы с семьей ФИО2, согласно которому одним из направлений работы является проведение обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> поступило коллективное обращение жителей <адрес>, в связи с ненадлежащим исполнением ФИО2 обязанностей по воспитанию детей.

В соответствии с протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе рассмотрен вопрос о результатах проведенной профилактической работы с семьей ФИО2, при этом установлено, что мероприятия плана профилактической работы в полном объеме не выполняются, поскольку ФИО2 не идет на контакт с представителями учреждений системы профилактики, препятствует проведению обследования жилищно-бытовых условий семьи. В связи с чем, комиссия постановила продолжить проведение индивидуальной профилактической работы с семьей ФИО2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также обратиться с суд с настоящим иском.

Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и ее дети ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Средний Любаж, <адрес>.

Как следует из справки о составе семьи, предоставленной главой Верхнелюбажского сельсовета <адрес>, семья ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, д. Средний Любаж, <адрес>.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий семьи ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2, извещенная об обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, в назначенное время отсутствовала дома, и отказала комиссии в проведении обследования.

Данный факт также в судебном заседании подтвердил начальник отдела по опеке и попечительству Управления образования <адрес>ФИО6, и социальный педагог ОКУ «Железногорский центр соцпомощи» ФИО10, пояснив, что ответчик неоднократно отказывала сотрудникам органов системы профилактики провести обследование жилищно-бытовых условий ее семьи.

При этом сама ФИО2 в судебном заседании не отрицала, что не допускала сотрудников органов системы профилактики обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, в жилище по адресу: <адрес>, д. Средний Любаж, <адрес>, пояснив, что реальной помощи от данных органов никогда не получала.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлен факт препятствия сотрудникам органов системы профилактики, действующих в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и п. 7 ч. 7 Положения «О районной, городской, окружной (в округе <адрес>) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их права», утвержденного постановлением <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ, обследованию условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье со стороны ФИО2, состоящей на учете в комиссии за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетней дочери, исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом доводы ФИО2 в судебном заседании о том, что она и ее дети положительно характеризуются по месту жительства и учебы сами по себе не являются основанием для отказа сотрудникам органов системы профилактики в проведении обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, поскольку ответчик состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> и данные мероприятия проводятся в рамках индивидуальной профилактической работы.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> удовлетворить.

Возложить обязанность на ФИО2 допускать сотрудников органов системы профилактики в свое жилище, расположенное по адресу: <адрес>, д. Средний Любаж, <адрес>, для проведения обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье в рамках индивидуальной профилактической работы в связи с постановкой на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Фатежский районный суд <адрес> в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья