ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-454/2023 от 21.09.2023 Петуховского районного суда (Курганская область)

№ 2-454/2023

УИД 45RS0015-01-2023-000590-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Частоозерье 21 сентября 2023 г.

Петуховский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Прокопьевой О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчинниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента агропромышленного комплекса Курганской области к Кантаеву Имрану Ахметовичу о взыскании субсидии,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Курганской области обратился в суд с иском к Кантаеву И.А. о взыскании субсидии.

В обоснование исковых требований указано, что постановлением Правительства Курганской области от 18 февраля 2016 г. № 36 «О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области» утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Развитие мясного скотоводства». Данный Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Развитие мясного скотоводства» государственной программы Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 февраля 2017 г. № 45, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования. 28 марта 2022 г. ответчик Кантаев И.А. обратился в Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее – Департамент) с заявкой и необходимыми документами в целях получения субсидии. Согласно представленным ответчиком справкам – расчет и сведениям о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2021 год, маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород общее количество составило 34 головы, сведениям о фактических затратах, понесенных в связи с содержанием маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород за 2021 год, составило 171 589 руб. 40 коп. Распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Курганской области от 28 апреля 2022 г. № 136, Кантаеву И.А. была предоставлена субсидия из областного бюджета на возмещение части затрат, понесенных в связи с содержанием маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород. 29 апреля 2022 г. между сторонами было заключено Соглашение «О предоставлении из бюджета Курганской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией товаров, за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг». В нарушение п. 26 указанного Порядка, п. 4.3.4.1 Соглашения, предусматривающего предоставление отчета о достижении результата предоставления субсидий (по форме, установленной приложением № 3 Соглашения) в срок до 31 января года, следующего за годом получения субсидии, отчетность в Департамент агропромышленного комплекса Курганской области не была представлена, в связи с чем ответчик обязан был вернуть в областной бюджет сумму в размере 171 589 руб. 40 коп. В адрес Кантаева И.А. было направлено требование о возврате бюджетных средств от 15 февраля 2023 г. в размере 171 589 руб. 40 коп., которое оставлено без удовлетворения. Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, крестьянское (фермерское) хозяйство под руководством индивидуального предпринимателя – Главы К(Ф)Х Кантаева И.А. прекратило свою деятельность 09 августа 2022 г., о чем сделана соответствующая запись.

На основании изложенного просит взыскать с Кантаева И.А. в пользу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области субсидию в размере 171 589 руб. 40 коп.

Представитель истца Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Ответчик Кантаев И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее в ходе судебных заседаниях пояснял о наличии маточного товарного поголовья крупного рогатого скота, представив в подтверждение документы, не представление соответствующей отчетности не отрицал.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации).

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, условия предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежат нормативному закреплению в правовых актах, регулирующих предоставление субсидии.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Курганской области от 18 февраля 2016 г. № 36 «О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области» утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Развитие мясного скотоводства» (далее – Порядок).

Данный Порядок определяете цели, условия и порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Развитие мясного скотоводства» государственной программы Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 февраля 2017 г. № 45.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) (далее - заявители, участники отбора), в целях возмещения части затрат, понесенных в связи с содержанием маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород (без учета налога на добавленную стоимость).

Одним из условий предоставления субсидии является требование к участнику (получателю субсидии) содержание не менее 20 голов маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород (подп. 2 п. 8 Порядка).

В силу п. 23 Порядка (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидии,) субсидия предоставляется на одну голову маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород по состоянию на 1 января текущего финансового года в объеме не более фактических затрат, понесенных участником отбора в связи с содержанием маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород.

Результатом предоставления субсидии является прирост маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород за отчетный финансовый год по отношению к численности маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород за год, предшествующий отчетному финансовому году. Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является численность маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород (п. 24 Порядка).

В п. 25 Порядка указано, что в случае недостижения значения результата предоставления субсидии, указанного в п. 24 Порядка, субсидия подлежит возврату в доход областного бюджета в части, пропорциональной величине недостижения значения результата предоставления субсидии, предусмотренного Соглашением, в срок до 15 февраля года, следующего за годом получения субсидии, на счет Департамента (за исключением случаев недостижения значения результата предоставления субсидии в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подтвержденных документами, предусмотренными действующим законодательством).

Получатели субсидий представляют в Департамент в срок до 31 января года, следующего за годом получения субсидии, следующие документы: отчет о достижении результата предоставления субсидий по форме, установленной Соглашением, который подписывается должностным лицом, ответственным за составление формы отчета, и руководителем получателя субсидии и заверяется печатью (при наличии); справку-расчет соотношения среднемесячного размера начисленной заработной платы в расчете на одного наемного работника по отношению к минимальному размеру оплаты труда (с учетом районного коэффициента) по установленной форме (п. 26 Порядка).

В соответствии с п. 28 Порядка в случае нарушения получателем субсидии требований, установленных при ее предоставлении, выявленного в ходе проверок, проведенных Департаментом и органом государственного финансового контроля Курганской области, субсидия, предоставленная в отчетном финансовом году и текущем финансовом году, подлежит возврату в доход областного бюджета в полном объеме. Департамент в течение 30 дней со дня выявления нарушения направляет получателю письменное требование о возврате средств субсидии. Получатель субсидии в течение 30 дней со дня получения письменного требования о возврате средств перечисляет указанные средства на счет Департамента.

Из анализа приведенных выше положений закона следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, без установления обязательств по возврату. Возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Из материалов дела следует, что 28 марта 2022 г. Кантаев И.А. обратился в Департамент агропромышленного комплекса Курганской области с заявкой и необходимыми документами для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Развитие мясного скотоводства».

Распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Курганской области от 28 апреля 2022 г. № 136 «О предоставлении субсидии из облатсного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия «Развитие мясного скотоводства» было утверждено предоставление индивидуальному предпринимателю – Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кантаеву И.А. субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, понесенных в связи с содержанием маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород.

29 апреля 2022 г. между Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области и индивидуальным предпринимателем – Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Кантаевым И.А. было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Курганской области субсидии (далее – Соглашение).

На основании данного Соглашения Департамент агропромышленного комплекса Курганской области перечислил субсидию в размере 171 589 руб. 40 коп. на расчетный счет индивидуального предпринимателя – Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кантаева И.А., что подтверждается платежным поручением от 04 мая 2022 г. № 801.

Согласно разделу 1 Соглашения субсидия предоставляется в целях возмещения на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования получателя, связанных с содержанием маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород в рамках мероприятия «Развитие мясного скотоводства» государственной программы Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 февраля 2017 г. № 45.

Субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения; при представлении получателем предоставителю документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия.

Значение результата предоставления субсидии согласно подп. 4.1.4.1 Соглашения должно составлять 35 голов маточного товарного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород.

Согласно п. 4.3 Соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии, а в случае недостижения значения результата предоставления субсидии возвратить субсидию в доход областного бюджета в части, пропорциональной величине недостижения значения результата предоставления субсидии в срок до 15 февраля, следующего за годом получения субсидии, на счет Департамента (подп. 4.3.2, 4.3.3).

Получатель также обязуется представлять предоставителю отчет о достижении результата предоставления субсидий в срок до 31 января года, следующего за годом получения субсидии (подп. 4.3.4.1 Соглашения).

В силу подп. 4.3.6.2 Соглашения получатель обязан возвратить в бюджет Курганской области субсидию в размер и в сроки, определенные в требовании.

15 февраля 2023 г. в адрес ответчика Кантаева И.А. направлено требование о возврате бюджетных средств в размере 171 589 руб. 40 коп. в связи с непредставление отчета о достижении результата предоставления субсидии, которое оставлено без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства ответчиком Кантаевым И.А. представлены документы, подтверждающие наличие маточного поголовья крупного рогатого скота в количестве 39 голов, с идентификацией маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород «Салерс» и «Герефорд», что истцом не оспаривалось.

Таким образом, ответчиком условия предоставления субсидии выполнены в полном объеме, цель предоставления субсидии достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, деятельность индивидуального предпринимателя – Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кантаева И.А. прекращена 09 августа 2022 г.

Обращаясь в суд с настоящим иском к Кантаеву И.А. Департамент агропромышленного комплекса Курганской области просит взыскать сумму субсидии, указывая на непредставление отчетности о достижении результата предоставления субсидии в нарушение подп. 4.3.4.1 Соглашения и п. 26 Порядка.

Условие о возврате субсидии в случае нарушения получателем субсидии условий ее предоставления (недостижение значения результата предоставления субсидии) по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и (или) восстановления нарушенного права.

Таким образом, ответственность в виде возврата субсидии подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и(или) к нарушению права.

В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера получатель субсидии будет поставлен в неравные условия с предоставителем субсидии, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован.

Кроме того, требования о предоставлении отчетности не относятся к условиям предоставления субсидий и их возврата, а относится к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанных требований не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Департамента агропромышленного комплекса Курганской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса Курганской области о взыскании с Кантаева Имрана Ахметовича субсидии в размере 171 589 руб. 40 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2023 г.

Судья О.Н. Прокопьева