ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4552/2023 от 01.12.2023 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-4552/2023

73RS0002-01-2023-006008-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 1 декабря 2023 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе

председательствующего судьи Кезиной О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Дубановой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного учреждения здравоохранения «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение здравоохранения «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» (далее по тексту – ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4») обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность. В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона ГУЗ «ФИО2 ПОЛИКЛИНИКА » заключен контракт на поставку лекарственного препарата на сумму 71 575 руб. 68 коп. с поставщиком Общество с ограниченной ответственностью «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» (далее по тексту – ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР»). Согласно п. 10.1 контракта поставщик обеспечивает исполнение контракта путём внесения на счет заказчика денежных средств в размере 5% от начальной максимальной цены контракта (97 791 руб. 12 коп.) в размере 4 889 руб. 56 коп. Указанная сумма обеспечения оплачена поставщиком ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ). В соответствии с п. 10.6 контракта сумма обеспечения исполнения возвращается поставщику в срок не позднее 30 дней со дня с исполнения поставщиком обязательств. В адрес поставщика заказным письмом направлялись акты сверки взаимных расчетов для произведения возврата суммы обеспечения, подписанные акты сверки в адрес ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» не поступали. По данным из ЕГРЮЛ ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» является действующим юридическим лицом, однако операции по банковским счетам приостановлены по решению налогового органа, также в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений о юридическом лице и принято решение о предстоящем исключении ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» из ЕГРЮЛ, бухгалтерская отчетность отсутствует с 2020 года. Заявитель полагает, что ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» отказалось от владения и распоряжения денежными средствами, в связи с чем, данное имущество является бесхозяйным, поскольку с момента перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта (с ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время владелец и собственник данного имущества к заявителю с намерениями сохранить какие-либо права на указанное имущество не обращался. В том числе, заявлений о возврате денежных средств от ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» в ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА не поступало, в судебном порядке поставщик не обращался с требованиями о возврате данных денежных средств. Установить достоверный адрес владельца и собственника денежных средств, а также наличие его правопреемников не представляется возможным. Таким образом, денежные средства в размере 4 889 руб. 56 коп., оплаченные ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» в качестве обеспечения исполнения контракта, имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем, подлежат обращению в собственность ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА ». Заявитель просит признать бесхозяйными денежные средства в размере 4 889 руб. 56 коп., хранящиеся на счете ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА », оплаченные ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» в качестве обеспечения контракта, обратить в собственность ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА » данные денежные средства в размере 4 889 руб. 56 коп.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены генеральный директор ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» Бхардвадж Анкит, Министерство финансов Ульяновской области, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Администрация города Ульяновска, Управление Федеральной налоговой службы России по Калужской области.

Представитель заявителя ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» Плешова Г.Р. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что контракт, заключенный 04.12.2019 между ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» и ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР», был фактически исполнен поставщиком обязательств. Согласно условиям контракта, сумма обеспечения исполнения возвращается поставщику в срок не позднее 30 дней со дня с исполнения поставщиком обязательств. Указала, что оплата по контракту и возврат обеспечения исполнения контракта возможны только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в таком контракте. По реквизитам ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР», указанным в контракте, перевод денежных средств, поступивших заявителю от указанного юридического лица в обеспечение контракта, осуществить не представляется возможным, так как операции по счетам ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» в банке, указанном в реквизитах (ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»), приостановлены. Пояснила, что заявитель неоднократно направлял акты сверки взаимных расчетов в адрес заинтересованного лица с обращениями об их подписании, скреплении печатью, о сообщении актуальных реквизитов организации. Ответы от ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» в адрес заявителя не поступали. Так же дополнила, что денежные средства не востребованы контрагентом уже более 3 лет, ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» в течение срока исковой давности не обращалось с намерениями сохранить указанное имущество.

Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебном заседании не участвовала, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя Министерства здравоохранения Ульяновской области, а также указала, что решение по существу заявления оставляет на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в судебном заседании не участвовала, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя УФНС России по Ульяновской области, также указала, что на налоговые органы функции о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность не возлагаются.

Представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Ульяновской области в судебном заседании не участвовала, представила письменное заявление, в котором просила гражданское дело рассмотреть в отсутствие представителя УФК по Ульяновской области, указала, что в УФК по Ульяновской области лицевые счета заявителю не открыты.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области в судебном заседании не участвовал, представил письменный ответ на запрос суда, в котором указал, что последняя налоговая отчетность представлена ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» за 6 месяцев 2021 года. Согласно сведениям и информационным ресурсам налоговых органов у ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» отсутствуют банковские счета, по которым не приостановлены операции.

Представители иных заинтересованных лиц, заинтересованное лицо Бхардвадж Анкит в судебном заседании не участвовали, извещались судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

С учетом мнения участника процесса суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с вышеуказанным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке в сроках осуществления заказчиком приемки постановленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Ч. 27 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

В соответствии с п.5 ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями данного Кодекса.

Для санкционирования оплаты денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Судом установлено, что между ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» и ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.1 данного контракта предметом контракта является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Гозерелин в соответствии со спецификацией.

Согласно п. 2.1 контракта цена составляет – 97 791 руб. 12 коп., включая НДС 10% в размере 8 890 руб. 10 коп.

Согласно п. 10.1 контракта исполнителем обеспечивается исполнение контракта. В соответствии с п.10.2 контракта обеспечение контракта предоставлено в размере 4 889 руб. 56 коп.

Согласно п. 10.6 контракта срок возврата заказчиком поставщику таких денежных средств не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

В п. 18 контракта указаны реквизиты поставщика ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» (юридический адрес, почтовый адрес, адрес электронной почты, банковские реквизиты).

Из материалов гражданского дела (в том числе, из пояснений представителя заявителя) следует, что контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА » и ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» исполнен. Для возврата ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» денежных средств, поступивших ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» в качестве обеспечения контракта в размере 4 889 руб. 56 коп., заявителем в адрес заинтересованного лица направлялись акты сверки взаимных расчетов для произведения возврата суммы обеспечения, подписанные акты сверки в адрес заявителя не поступали.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 2 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 вышеуказанной статьи лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 267 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 157н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", суммы денежных средств, подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, относятся к денежным средствам во временном распоряжении.

Учитывая, что по своей экономической сущности средства, поступившие в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, не являются расходами (доходами) учреждения, операции по их перечислению (возврату) следует отражать как операции с денежными средствами.

Основываясь на положениях гражданского законодательства Российской Федерации, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, уплаченные участником закупки, могут признаваться доходом учреждения в случае наличия соответствующего судебного решения, принятого вследствие невостребованности данных средств в течение срока исковой давности.

Нормами статей 196, 197 Гражданского кодекса установлены общий и специальные сроки исковой давности с учетом положений статей 202 и 205 данного Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 371 Инструкции N 157 операции по списанию невостребованных контрагентом средств обеспечения исполнения государственного контракта на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами" не отражаются. Указанные средства продолжают учитываться на балансе до истечения срока исковой давности.

Согласно пункту 5 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаи и порядок возврата или перечисления средств, поступающих во временное распоряжение получателей бюджетных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 356 "О случаях и порядке возврата или перечисления средств, поступающих во временное распоряжение получателей бюджетных средств" средства во временном распоряжении в случае невостребованности по истечении 3 лет со дня их поступления получателю бюджетных средств и невозможности их возврата плательщику в связи с непредставлением им заявления, содержащего реквизиты для осуществления возврата средств во временном распоряжении, подлежат перечислению в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом сведений об отсутствии действующих счетов у организации ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР», а также трехлетнего срока со дня поступления денежных средств на счет заявителя в качестве обеспечения контракта, отсутствия заявленных требований ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» о возврате денежных средств, суд полагает, что требования ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Государственного учреждения здравоохранения «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» удовлетворить.

Признать бесхозяйными денежные средства в размере 4 889 руб. 56 коп., хранящиеся на счете ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4», оплаченные ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» в качестве обеспечения исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать доходом Государственного учреждения здравоохранения «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4» денежные средства в размере 4 889 руб. 56 коп., хранящиеся на счете ГУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4», оплаченные ООО «ЛАЙФ ЛАЙН ХЕЛСКЕР» в качестве обеспечения исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Кезина

Мотивированное решение суда изготовлено 08.12.2023.