ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4555/2023 от 30.10.2023 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4555/2023

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2023 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Белоусовой О.С.,

с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, при секретаре Романской О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» к ФИО2 о взыскании денежных средств, выплаченных в счет государственной социальной помощи на основании социального контракта,

установил:

КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств, выплаченных в счет государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, организация и развитие хостела. После рассмотрения заявления, между сторонами заключён социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В рамках социального контракта ответчику предоставлены денежные средства в размере 350 000 руб. В подтверждение целевого расходования денежных средств, ответчиком представлены документы на сумму 305 000 руб. на приобретение предметов мебели и обихода для достижения целей социального контракта, доказательств расходования всей суммы по целевому назначению, ответчиком не представлено. Представленные документы также вызывают сомнение, поскольку договор купли-продажи заключен между родственниками, учредителем компании в которой приобреталась мебель и предметы обихода для предпринимательской деятельности, является родной сын ответчика. Таким образом, ответчиком не доказано ведение предпринимательской деятельности в сфере организации и развития хостела и целевое расходование денежных средств, предоставленных по социальному контракту, в связи с чем, контракт был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ истом в одностороннем порядке, с требованием вернуть денежные средства в полном объеме. До настоящего времени денежные средства не возвращены. Просит взыскать с ответчика денежные средства, перечисленные в счет государственной социальной помощи в размере 350 000 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, указав, что до настоящего времени ответчик не предоставила доказательств целевого расходования денежных средств, что дает истцу основание для расторжения контракта с требованием вернуть перечисленные по контракту денежные суммы в полном объеме.

Ответчик ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что она осуществляет предпринимательскую деятельность, зарегистрирована в качестве самозанятой и в качестве индивидуального предпринимателя, о чем сведения были предоставлены истцу. По объективным причинам, не связанным с её волей, она не может представить документальные подтверждения оплаты аренды, но она осуществляла деятельность по <адрес> в <адрес> по услугам временного проживания в хостеле, но ООО «Техностройсервис» отказал ей в аренде и она в настоящее время осуществляет предпринимательскую деятельность в <адрес> и направление данной деятельности в предоставлении услуг по временному размещению в хостеле. Помещение оборудовано полностью, за размещение ей оплачиваются денежные средства и она отчитывается в налоговом органе и данное подтверждается скриншотами с программы. Она предоставила истцу все документы и полагает, что их достаточно для того, чтобы сделать вывод о целевом расходовании предоставленных ей денежных средств. Подтвердить документально расходы по аренде, она не может, но данное подтверждают договоры. Сам факт приобретения мебели и иных предметов в компании, где учредителем является её сын, не указывает на недействительность сделки, учитывая, что расходы на 305 000 руб. подтверждены оригиналами документов и данные расходы она несла на предметы мебели и обихода по социальному контракту. Полученное по сделке, не подлежит возврату. Просит отказать в удовлетворении иска.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан и меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в силу абзаца 2 статьи 1 которого, государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семья, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что отражено в абзаце 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно частям 1 – 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены предмет социального контракта, права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи, порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, срок действия социального контракта, порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Хабаровского края назначается в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2020 № 343-пр «Об оказании адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее – Порядок).

В соответствии с п.3.1. Порядка, целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее также - государственная социальная помощь) является стимулирование активных действий малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.

Согласно п. 3.35. Порядка, заявитель, заключивший социальный контракт (далее - получатель государственной социальной помощи), обязан расходовать денежные средства по целевому назначению в соответствии с программой социальной адаптации.

В силу п. 3.37 Порядка, для осуществления ежемесячного контроля за исполнением мероприятий программы социальной адаптации получатель государственной социальной помощи в сроки, установленные программой социальной адаптации, представляет в центр социальной поддержки отчет по исполнению установленных в ней мероприятий по форме, утвержденной приказом министерства социальной защиты края (далее - отчет).

К отчету по мероприятию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3.5 Порядка (занятие предпринимательской деятельностью) прилагаются следующие документы, в том числе: а) договоры на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (в течение трех рабочих дней со дня заключения указанных договоров); б) счета, счета-фактуры и иные документы, на основании которых осуществляется оплата основных средств, материально-производственных запасов и имущественных обязательств, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (в течение трех рабочих дней со дня оформления указанных документов); в) документы, подтверждающие фактическое получение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (в течение трех рабочих дней со дня оформления указанных документов); г) документы, подтверждающие расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (однократно в течение трех рабочих дней со дня осуществления соответствующих расходов); з) документ, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в ЕГРИП или постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, организация и развитие хостела.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом , ФИО2 назначена единовременная выплата в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 350 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» и ФИО2 заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 предметом социального контракта является соглашение сторон, в соответствии с которым Центр социальной поддержки обязуется оказать Заявитель государственную социальную помощь на основании социального контракта при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2020 № 343-пр «Об оказании адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта», а заявитель (семья заявителя) – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в целях осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта.

В силу п. 2.1 Социального контракта, Центр социальной поддержки имеет право, в том числе: запрашивать у третьих лиц (организаций, налоговых органов и иных органов) дополнительные сведения о доходах и имуществе заявителя и членов его семьи для их проверки (п.2.1.1); проводить дополнительную проверку (комиссионное обследование) материально-бытовые условия заявителя (семьи заявителя), в соответствии с пунктом 3.18 раздела 3 Порядка (п.2.1.2); проводить проверку достоверности поступивших сведений о наступлении случаев, влекущих прекращение оказания государственной социальной помощи (п.2.1.3).

В обязанности Центра, в соответствии с п.2.2.8 Социального контракта, включена обязанность проводить ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также за целевым использованием денежных средств, выплаченных по социальному контракту.

В соответствии с п. 2.2.11 Центр социальной поддержки обязан взыскать денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе заявителя).

Согласно п. 3.1.2 заявитель при непредставлении своевременного отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительным причинам, указанным в п. 3.31 раздела 3 Порядка, представляет в Центр социальной поддержки сведения, подтверждающие наличие уважительных причин.

В обязанности заявителя в силу п. 3.2 Социального контракта, включаются в том числе, обязанность: зарегистрироваться (встать на учет) в инспекции федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (3.2.1); приобрести в период действия социального контракта, основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в центр социальной поддержки подтверждающие документы (п.3.2.3); осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Центр социальной поддержки (п.3.2.4); ежемесячно представлять в Центр социальной поддержки документы, подтверждающие факт выполнения заявителем мероприятий программы социальной адаптации (п.3.2.5); взаимодействовать с представителями Центра социальной поддержки, осуществляющими сопровождение социального контракта, в порядке, установленном п. 3.38 раздела 3 Порядка (п. 3.2.8); расходовать денежные средства, выделенные на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, по целевому назначению в соответствии с программой социальной адаптации (п. 3.2.10); возвратить в полном объеме денежные средства в случаях и порядке, предусмотренных пунктами 3.43, 3.44 раздела 3 Порядка.

В соответствии с п. 4 Социального контракта, конечным результатом является: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (п.4.1); повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта (п.4.2).

Согласно п. 6.1 Социального контракта, социальный контракт расторгается в одностороннем порядке по инициативе Центра социальной поддержки в случаях, предусмотренных подпунктом 3.42 раздела 3 Порядка.

Программой социальной адаптации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, установлены сроки и периоды предоставления ФИО2 отчетности: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ; предоставление договора аренды по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ; приобретение кроватей 2-х ярусных 6 штук; матрацы 12 штук; постельное белье 36 комплектов и предоставление чеков, счет-фактур до ДД.ММ.ГГГГ, приобретение мебели кухонной, шкафа-купе, дивана, стола администратора и предоставление чеков, счетов-факту до ДД.ММ.ГГГГ; приобретение микроволновой печи, чайника 2 шт., телевизора, стиральной машины, фен 3 штуки и предоставление чеков, счет-фактур до ДД.ММ.ГГГГ; обустройство хостела (предоставление фотоотчетности) до ДД.ММ.ГГГГ; предоставление документов, заключения комиссий по пожарной безопасности, САНПИН до ДД.ММ.ГГГГ; реклама в соцсетях, размещение объявлений (скрины объявлений, фото) до ДД.ММ.ГГГГ; повышение доходов семьи за счет оказания услуг, оплата налога на профессиональный доход до ДД.ММ.ГГГГ; предоставление документов о доходах за июнь-август 2023 года (в течение четвертого месяца после окончания срока действия соцконтракта) до ДД.ММ.ГГГГ; предоставление отчета об оценке эффективности реализации социального контракта до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно содержания программы социальной адаптации, ответчик приняла на себя обязательства открыть хостел в <адрес> в <адрес>.

В соответствии с п. 3.12 Порядка в программу социальной адаптации с целью ведения предпринимательской деятельности включены следующие мероприятия по адаптации малоимущей семьи ответчика: регистрация в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя; аренда помещения по адресу: <адрес>; приобретение оборудования; обустройство хостела; реклама; предоставление документов, заключения комиссий по пожарной безопасности, САНПИН.

Исходя из сметы, содержащейся в Программе социальной адаптации, на приобретение кроватей 2-х ярусных, матрацы, постельного белья выделяется сумма в 162 000 руб.; на приобретение мебели кухонной, шкафа-купе, дивана, стола и стула администратора – 105 000 руб.; на приобретение микроволновой печи, чайника 2 штук, телевизора, стиральной машины, фена 3 штуки выделена сумма 48500 руб., аренда помещения по адресу: <адрес> – 52 000 руб.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в размере 350 000 руб. по социальному контакту перечислены ФИО2 на расчетный счет в кредитной организации.

В соответствии с разделом 3.2 Социального контракта, п. 3.37 раздела3 Порядка, ФИО2 приняла на себя обязательства для осуществления ежемесячного контроля за исполнением мероприятий программы социальной адаптации, в сроки, установленные программой социальной адаптации, предоставлять в центр социальной поддержки отчет по исполнению установленных в ней мероприятий по форме, утвержденной приказом министерства социальной защиты Хабаровского края.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащему ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

Из материалов дела следует, что ФИО2 предоставила в соответствии с п. 3.22, 3.2.3 Социального контракта, частично документы, подтверждающие расходы на ведение предпринимательской деятельности на сумму 305 000 руб.

Согласно договору купли-продажи и поставки товара от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ЧИСТЫЙ ДОМ» и ФИО2, продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить следующий товар: матрацы 12 шт.; постельное сменное бельё -24 ком.; кровати 2х ярусные – 6 шт.; стол администратора 1 шт.; стул администратора – 1 шт.; мебель кухонная – 1 ком.; шкаф-купе 1 шт.; микроволновая печь – 1 шт.; электрический чайник 2 шт.; телевизор 1 шт.; стиральная машина 1 шт.; фен – 3 шт. (п.1.1).

В соответствии с п. 3.1 Договора, стоимость товара составляет 305 000 руб. и данную стоимость, согласно представленной товарной накладной и чекам, ФИО2 оплатила ООО «ЧИСТЫЙ ДОМ».

В соответствии с п. 3.43 раздела 3 Порядка, в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта по собственной инициативе, а также в случае выявления центром социальной поддержки факта нецелевого использования получателем денежных средств, выплаченных ему в соответствии с условиями социального контракта, денежные средства подлежат возврату на счет центра социальной поддержки в полном объеме в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с пунктом 3.44 настоящего Порядка.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, что установлено частью 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу пункта 3.42. Порядка, центр социальной поддержки расторгает социальный контракт в одностороннем порядке и прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов с месяца, следующего за месяцем возникновения обстоятельств, указанных в настоящем пункте, в случаях, в том числе: г) неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, указанных в пункте 3.31 настоящего раздела; з) расходования денежных средств на цели, не предусмотренные программой социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ социальный контракт расторгнут истцом в одностороннем порядке с ДД.ММ.ГГГГ по причине не предоставления доказательств целевого использования получателем денежных средств.

До настоящего времени денежные средства ответчиком не возращены, в связи с чем, КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» обратилось в суд с иском о взыскании денежных средств в принудительном порядке.

Доводы ответчика о том, что она не знакома с содержанием программы социальной адаптации, что ей данную программу не вручали, на что указывает отсутствие подписи о получении Программы социальной адаптации, суд находит несостоятельными, поскольку именно в программе социальной адаптации содержится перечень предметов мебели, постельных принадлежностей в количественном показателе, количество которых соответствуют перечню предметов, закупленных ответчиком в рамках исполнения обязательств по социальному контракту, как и смета затрат на приобретение товаров (работ, услуг).

Доводы ответчика о том, что на экземпляре Программы социальной адаптации отсутствует её подпись, не ставит под сомнение факт предоставления ответчику такой программы.

Кроме того, текст социального контракта содержит отсылочные положения к условиям программы социальной адаптации, в том числе, по срокам исполнения условий социального контракта, и экземпляр социального контракта имеется у ответчика, что она и не оспаривала в процессе рассмотрения дела.

При этом, в период до судебного разбирательства, ответчик не обращалась к истцу с требованиям предоставить программу социальной адаптации, и данные обстоятельства, в том числе, ставят под сомнение утверждение ответчика об отсутствии у неё экземпляра программы социальной адаптации.

Суд также обращает внимание, что обязанность предоставления отчетных документов возлагается на ответчика как действующим федеральным законодательством, так и законодательством субъекта, соответственно, у ответчика имеется обязанность в период действия социального контракта по предоставлению отчетности расходования денежных средств по целевому назначению, и именно данную обязанность ответчик не выполнила до настоящего времени в полном объеме.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелось достаточно информации, которые возлагают на ответчика обязанность в предусмотренные и установленные сроки предоставлять отчеты по целевому расходованию выделенных денежных средств в рамках социального контракта.

Не принимаются во внимание также доводы ответчика о невозможности выполнения социального контракта по причинам смены истцом места нахождения и не извещения её об указанном факте, учитывая, что КГКУ «Центр социальной поддержки населения г.Хабаровска» является государственным учреждением, соответственно, информация о любых изменениях в юридическом адресе, общедоступна.

Судом также отмечается, что из пояснений ответчика в судебном заседании следует, что она посещала учреждение как до смены юридического адреса, так и после смены юридического адреса, что в свою очередь, ставит под сомнение доводы ответчика о затруднительности исполнения условий контракта в определенные в нем сроки по указанным причинам.

Таким образом, действия истца по прекращению социального контракта и истребованию денежных средств по контракту, целевое назначение которых не подтверждено до настоящего времени, соответствуют действующему законодательству.

Доводы истца о необходимости при расторжении контракта взыскания всей суммы, основаны, вместе с тем, не неверном толковании норм материального права, поскольку в возникших между сторонами правоотношениях юридическое значение имеет выполнение условий социального контракта, в том числе, и в части, каждой из его сторон, соответственно, судом при рассмотрении спора учитывается частичное выполнение ответчиком принятых на себя обязательств (мероприятий) по приобретению имущества и предоставлению истцу отчета о расходовании денежных средств.

Ссылка на недействительность договора купли-продажи, заключенного между ответчиком и ООО «ЧИСТЫЙ ДОМ», носит субъективный характер, при условии предоставления платежных документов в оригинале и товарной накладной, в которой имеется печать организации.

Таким образом, применительно к конкретно установленным обстоятельствам, подлежит взысканию с ответчика не вся сумма, выделенная по социальному контракту, поскольку из представленных платежных документов следует, что на сумму 305 000 руб. ответчик подтвердила документально несение расходов на ведение предпринимательской деятельности.

Сам факт ведение предпринимательской деятельности с марта 2023 г. и регистрация в качестве ИП с января 2023 г., ответчиком подтвержден, как и подтверждено, что данной деятельностью ответчик занимается до настоящего времени, будучи зарегистрированной не только как индивидуальный предприниматель, но и как самозанятая, извлекая доходы из данного вида деятельности.

Утверждение истца о том, что налоги за предпринимательскую деятельность не оплачиваются ответчиком, опровергаются представленными суду скриншотами, из которых усматривается тот факт, что ФИО2 занимается предпринимательской деятельностью и получает доход от предпринимательской деятельности по оказанию услуг по размещению (временному размещению).

Подтверждают предпринимательскую деятельность и представленные ответчиком договоры аренды хостела, датированные датами в период действия социального контракта.

Доводы истца о том, что предметы мебели и обихода приобретены в компании, учредителем которой является родственник ответчика, не ставят под сомнение несение расходов при условии, что в материалы дела представлены платежные документы, в том числе, в оригинале, подтверждающие приобретение ответчиком мебели по количеству, соответствующему программе социальной адаптации.

Вместе с тем, доказательств целевого расходования представленных денежных средств на сумму превышающую 305 000 руб., в том числе на рекламу, аренду помещения, ответчиком не представлено.

Исходя из пояснений ответчика, между сторонами договора аренды производились взаиморасчеты путем предоставления взаимных услуг, что не может приниматься во внимание для выводов о целевом расходовании представленных денежных средств в виде государственной социальной помощи.

При этом, представленные договоры аренды, с указание размера арендной платы, не подтверждают несение данных расходов по аренде ответчиком, поскольку именно путем предоставления платежных документов данные расходы должны быть подтверждены, чего в процессе рассмотрения дела ответчиком не предоставлено.

Именно не предоставление отчетных документов о расходовании денежных средств и доказательств выполнения мероприятий в полном объеме в рамках заключенного социального контракта, отсутствие письменных обращений со стороны ответчика о продлении срока предоставления тех либо иных документов, подтверждающих выполнение мероприятий, дают основания прийти к выводу о наличии в действиях ответчика фактов уклонения от выполнения условий социального контракта в полном объеме, и соответственно, об обоснованности его расторжения.

Учитывая изложенное, в пользу истца подлежит взысканию сумма в 45 000 руб., целевое расходование которой, ответчик в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ не подтвердила в процессе рассмотрения спора допустимыми и относимыми доказательствами.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» к ФИО2 о взыскании денежных средств, выплаченных в счет государственной помощи на основании социального контракта, удовлетворить частично.

Взыскать в пользу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» (ИНН ) с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. () денежные средства в счет государственной помощи на основании социального контракта в размере 45 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения – 07.11.2023 г.

Судья О.С.Белоусова