К делу №2-4556/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2018 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Гриценко Ю.А.
при секретаре Востриковой Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иващенко Ивана Васильевича к Прокопенко Сергею Николаевичу об обязании восстановить ограждение, по иску Иващенко Ивана Васильевича к Комитету по управлению имуществом г.Таганрога об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском об обязании ответчика восстановить ограждение, указав, что ему на праве собственности принадлежит домовладение расположенное по адресу: <адрес>, а именно: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – в целях индивидуального жилищного строительства; площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 10.12.2012г. сделана запись регистрации №. На данном земельном участке расположен жилой дом, назначение: жилой дом, общей площадью 368,8 кв.м., этажность: 2, подземная этажность: 1, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 24.12.2013г. сделана запись регистрации №. Правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, является Прокопенко Сергей Николаевич. Ответчик в отсутствие истца снес без разрешения забор между смежными участками, мотивируя тем, что ограждение не соответствует границам участка. Добровольно ответчик восстанавливать забор не хочет и на контакт со истцом не идет. Истец просит суд обязать ответчика восстановить ограждение между домовладениями.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил, указав, что земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 08.06.2006 г., однако местоположение его было ориентировочным, а площадь декларированной. Фактические границы земельного участка ограничивались существующим забором. Его площадь составляла 1034 кв.м. При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером: №, выяснилось, что площадь его уменьшилась, а фактические границы не совпадают с юридическими. Причиной этому явилось постановка на кадастровый учет 17.05.2011 г. многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> (между <адрес> и <адрес>) площадью 44170 кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения земельного участка общего пользования – <адрес>», при установлении границ которого не была учтена существующая застройка. То есть земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет в соответствии с результатами материалов сплошной инвентаризации, то есть без выхода на местность, на основании данных органов технической инвентаризации, установление его границ производилось по расчетным координатам. И т.к. земельный участок был декларированный и не имел спутниковых координат, границы земельного участка установили по спутниковым координатам объекта недвижимости. Для устранения кадастровой ошибки, в соответствии с действующим законодательством мною была заказана в ООО «ТБК» г. Таганрога схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащая согласованию с КУИ г. Таганрога. Комитет по управлению имуществом отказал в согласовании вышеуказанной схемы, т.к. перераспределение земельного участка в данном случае не представляется возможным. Решить данный спор в досудебном порядке не представляется возможным, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец Иващенко И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отношении не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:
Согласно п.7 ст.69 Земельного Кодекса РФ, порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества являются действия уполномоченного органа по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7 ст.1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч.9 ст. 22 закона № 218-ФЗ площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Согласно ч.8 указанной статьи местоположение земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ошибками в государственном реестре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (реестровая ошибка).
Для судебного исследования данного вопроса истцом был заказан межевой план от 18.07.2018г.
Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адресный ориентир: <адрес>, дорога <адрес> (между <адрес> и <адрес>).
Необходимость исправления местоположения границ земельных участков с кадастровым номером №, имеющего адресный ориентир: <адрес>, дорога <адрес> (между <адрес> и <адрес>) и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, возникла в связи с приведением в соответствие фактического пользования земельного участка с кадастровым номером №, закрепленного на местности по периметру объектом искусственного происхождения: капитальным забором.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 05.07.2018 № площадь земельного участка составляет 1000 кв.м, по итогам проведенных кадастровых работ площадь земельного участка составила 1034 кв.м.
Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» утверждены Решением Городской Думы города Таганрога № 506 от 25.12.2012 г. в редакции Решений Городской Думы города Таганрога № 18 от 06.11.2014г. «О внесении изменений в Решение Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012г. № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», № 187 от 01.04.2016г. «О внесении изменений в Решение Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012г. № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» и №388 от 02.10.2017г. «О внесении изменений в Решение Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012г. №506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» (источник официального опубликования: Официальный портал Администрации города Таганрога http://tagancity.ru/).
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: №, расположенного по адресу: <адрес>, попадает в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами - Ж1.
Предельные минимальные размеры земельных участков при формировании вновь образованных земельных участков - 0,04 га, в случае реконструкции земельного участка, раздела домовладения в квартале сложившейся жилой застройки - 0,02 га, предельные максимальные размеры земельных участков - 0,10 га.
На данном земельном участке расположен объект недвижимости: здание с кадастровым номером 61:58:0004522:184.
Земельный участок с кадастровым номером №, имеющий адресный ориентир: <адрес>, дорога <адрес> (между <адрес> и <адрес>), попадает в территориальную улично-дорожной сети - УД С. Для земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения земельного участка общего пользования - <адрес>" предельный максимальный и минимальный размер не установлен.
По сведениям ЕГРН правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами № являются Муниципальное образование "Город Таганрог", вид права -собственность и Муниципальное казённое учреждение "Благоустройство", вид права - постоянное (бессрочное) пользование. Согласование местоположения исправленных границ земельного участка № и земельного участка с кадастровым номером № проводилось на основании ст. 39 часть 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости", в результате которого в Акт согласования местоположения границ земельных участков включен собственник -Муниципальное образование "Город Таганрог", поскольку Муниципальное казённое учреждение "Благоустройство” является муниципальным бюджетным, согласно п.3 части 3 ст. 39 ФЗ №221 от 24.07.2007, в состав Акта согласования местоположения границ земельного участка не включено.
В соответствии с п. 4 ст. 30 ГрК РФ и п. 2 ст. 85 ЗК РФ каждый земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Последствием нахождения образованного земельного участка в нескольких территориальных зонах является отказ в постановке такого участка на кадастровый учет
Согласно п. 18 Приказа Министерства экономического развития РФ «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» от 04.02.2010 № 42, Постановления Правительства РФ «Об информационном взаимодействии при проведении государственного кадастра недвижимости» от 18.08.2008 № 618, регулирующего порядок взаимодействия между органами местного самоуправления и органами кадастрового учета по внесению в ГКН сведений о границах территориальных зон, данные сведения должны были иметься у органа кадастрового учета на основании информационного взаимодействия с Администрацией города Таганрога.
Согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 11 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Для каждой территориальной зоны в целях представления в орган кадастрового учета должен составляться отдельный документ, именуемый карта (план) территориальной зоны, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы территориальной зоны, а также иные ее характеристики.
Данная обязанность вытекает из положений ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования. В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах, в него вносятся сведения о таких зонах, в том числе индивидуальные обозначения и описание местоположения границ территориальных зон (ст. 10 данного закона).
Эти сведения орган местного самоуправления в срок не более десяти рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона, представляет в орган кадастрового учета (ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре).
Указанные сведения подаются путем предоставления выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат (п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости.)
Таким образом, из указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правил землепользования и застройки (изменений в них) представить в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, содержащую описание местоположения границы территориальной зоны.
Такие же разъяснения порядка составления землеустроительной документации в отношении территориальных зон и подзон были даны Министерством экономического развития Российской Федерации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Письмо Росреестра от 20.04.2015 N 19-исх/05586-см/15 «О предоставлении позиции»)
Между тем, координаты характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат в городе Таганроге на сегодняшний день не предоставлены в орган кадастрового учета. Из этого следует, что Правила землепользования и застройки г. Таганрога, как документ градостроительного зонирования, который включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающей границы территориальных зон, утвержденные в установленном порядке, в настоящее время в г. Таганроге отсутствуют.
Соответственно до такого утверждения нельзя говорить о том, что вновь образуемый земельный участок входит в состав двух территориальных зон.
В соответствии с п.70 Требований к подготовке межевого плана, а так же, руководствуясь Письмами Министерства экономического развития РФ №27701-ПК/Д23 и от 14.12.2012г. «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений» и №19-00221/16 от 20.04.2016г. «О государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка» при подготовке настоящего межевого плана был использован картографический материал - городские планшеты масштаба 1:500.
Обоснование местоположения исправляемых границ земельного участка № (описание прохождения частей границы земельного участка): от т.1 до т.4 граница сформирована по забору земельного участка № и смежного земельного участка №, стоящего на ГКУ с уточненной площадью, сведения о котором взяты из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата>№; в остальной части смежных границ земельного участка с кадастровым номером № исправлений и изменений сведений ЕГРН не проводилось.
Границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, согласно межевого плана от 18.07.2018 г. местоположение которого характеризуется следующими координатами: <данные изъяты>
Обоснование местоположения исправляемых границ земельного участка № (описание прохождения частей границы земельного участка): от т.1 до т.4 граница сформирована по забору земельного участка №, стоящего на ГКУ с уточненной площадью, сведения о котором взяты из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 05.07.2018 №; от т.5 до т.н3 земельный участок граничит с землями, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России № ОГ-Д23-1683 от 14 октября 2011г. «Об отсутствии необходимости для проведения согласования местоположения части границы или характерной точки границы земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (в том числе с землями, государственная собственность на которые не разграничена)» согласование местоположения в отношении соответствующей части границы не проводится; от т.н3 до т.6 граница сформирована по границе смежного земельного участка 61:58:0004522:26, стоящего на ГКУ с уточнённой площадью, сведения о котором взяты из ЕГРН.
В связи с вышеуказанным предлагается внести в ЕГРН исправленные сведения о местоположении границы и площади земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес> и исправленные сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адресный ориентир: <адрес>, дорога <адрес> (между <адрес> и <адрес>), на основании данных, предлагаемых в межевом плане от 18.07.2018 г.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ нарушенное право подлежит судебной защите.
Образование земельных участков в силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
На основании п.9 ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» пересечение границ уточняемого земельного участка границ другого участка может быть преодолено путем исправления ошибок в Едином государственном реестре недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иващенко Ивана Васильевича к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога об исправлении реестровой ошибки - удовлетворить.
Изменить границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 44170 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, дорога <адрес> (между <адрес> и <адрес>), в части 1-го контура с сохранением его площади, на основании межевого плана от <дата> в следующих характерных точках: <данные изъяты>
Местоположение и площади остальных контуров земельного участка с кадастровым номером № оставить без изменения.
Изменить границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, согласно межевого плана от <дата> местоположение которого охарактеризовать следующими координатами: т<данные изъяты>
Сохранить за Иващенко Иваном Васильевичем право собственности на земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 1034 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Таганрогский городской суд Ростовской области.
Председательствующий Ю.А. Гриценко
Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2018 года