ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4558 от 19.11.2013 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №2-4558

Решение

именем Российской Федерации

19 ноября 2013 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Назыровой А.А.

с участием прокурора Мухамадеева М.Г.

при секретаре Клементьевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии № по выборам депутатов Совета депутатов Совета <адрес>, обязании участковой избирательной комиссии № провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке №, обязании участковой избирательной комиссии № составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный».

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ во время выборов депутата Совета <адрес> по округу № она находилась на избирательном участке №, в качестве доверенного лица кандидата в депутаты ФИО3 Голосование и подсчет голосов были проведены с грубейшими нарушения норм избирательного законодательства, Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на избирательном участке № 1533. Ею были обнаружены нарушения избирательного законодательства: ее незаконно удалили с избирательного участка, сославшись на то, что она не имела права разъяснять председателю УИК № ФИО4, что она нарушает закон, не пуская члена ТИК присутствовать при подсчете голосов. Вторая причина для удаления - в том, что он в 21 час сказала председателю УИК ФИО4: погашение бюллетеней и т.д. должно начинаться в 20 часов, сразу после закрытия участка, она советовала поскорее начать. По предложению ФИО5, комиссия рассмотрела вопрос об удалении заявителя с судебного участка, и она была удалена. Считает ее удаление неправомерным. Как представитель кандидата она имела право требовать соблюдения избирательного законодательства, это не может быть основанием для удаления. Подозревает, что на избирательном участке была совершена фальсификация итогов голосования, так как ее незаконно удалили по надуманным основаниям, около 19.30 часов с избирательного участка был удален член территориальной избирательной комиссии Зеленодольска с совещательным голосом партии «Коммунисты России» ФИО6. Около 22 часов с участка был неправомерно удален корреспондент газеты «...» (<адрес>). Была удалена наблюдатель от партии «Коммунисты России» ФИО8 Заявитель находилась на участке до 22 часов, и за это время участковая комиссия так и не начала гасить бюллетени, работать со списками избирателей и т.д. По вине председателя заявитель так и не узнала количество неиспользованных бюллетеней. Очевидно, что должностными лицами УИК №, при подведении итогов голосования, были нарушены нормы права.

Заявитель – ФИО1, ее представитель – ФИО9, действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, на заявлении настаивал.

Представитель территориальной избирательной комиссии <адрес> – ФИО10, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась.

Представители участковой избирательной комиссии № – ФИО4, ФИО11, действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласились.

Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего данное заявление неподлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Согласно ст.30 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов наблюдатель может быть назначен каждым зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. При проведении выборов в органы местного самоуправления наблюдатель может быть назначен также иным общественным объединением.

6. Наблюдатели вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в части 3 статьи 21 настоящего Кодекса;

3) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 21 настоящего Кодекса;

6) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается комиссией, организующей выборы;

9) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

В силу ч.12 ст. 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

В соответствии со ст.75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В судебном заседании из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе голосования на избирательном участке № в ходе проведения голосования на дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ в помещении участковой избирательной комиссии избирательного участка № доверенному лицу ФИО1 от зарегистрированного кандидата ФИО3 было выдано предупреждение Решением УИК № от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со ст.43 пункт 3 ФЗ №67-ФЗ о соблюдении полномочий, согласно законодательству. Однако доверенное лицо от зарегистрированного кандидата вновь превысила свои полномочия.

Решением УМК избирательного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 – доверенное лицо от зарегистрированного кандидата ФИО3, удалена из помещения для голосования избирательного участка № (л.д. 7).

Заявитель пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ во время выборов депутата Совета <адрес> по округу № она находилась на избирательном участке № 1533, в качестве доверенного лица кандидата в депутаты ФИО3 Голосование и подсчет голосов были проведены с грубейшими нарушения норм избирательного законодательства, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на избирательном участке № 1533. Ее незаконно удалили с избирательного участка, считает ее удаление неправомерным, поскольку как представитель кандидата она имела право требовать соблюдения избирательного законодательства, это не может быть основанием для удаления. Подозревает, что на избирательном участке была совершена фальсификация итогов голосования, так как ее незаконно удалили по надуманным основаниям, около 19.30 часов с избирательного участка был удален член территориальной избирательной комиссии Зеленодольска с совещательным голосом партии «Коммунисты России» ФИО6. Около 22 часов с участка был неправомерно удален корреспондент газеты «...» (<адрес>). Была удалена наблюдатель от партии «Коммунисты России» ФИО8 Заявитель находилась на участке до 22 часов, и за это время участковая комиссия так и не начала гасить бюллетени, работать со списками избирателей.

Председатель участковой избирательной комиссии № – ФИО4, допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что с заявлением не согласна и пояснила, что ФИО16 вел видеосъемку, она предупредила, что видеосъемка должна быть без крупного плана. В течение всего дня ФИО1 подходила к рабочим столам для просмотра списков, чего нельзя было делать, подписывала акты о нарушениях. ФИО1 предупреждали, что доверенное лицо имеет право присутствовать и наблюдать за проведением выборов. ФИО1 также требовала предъявить списки наблюдателей, в течение всего дня делала замечания председателю избирательного участка. В конце дня ФИО12 стала в центре зала и обратилась к членам комиссии с речью по вопросам удаления. После чего члены комиссии проголосовали единогласно и ФИО12 удалили. Наблюдатель ФИО13 также вела себя вызывающе, провоцировала скандалы, в том числе и с избирателями, угомонить ее было невозможно. ФИО13 была удалена за скандал с избирателями. ФИО16 снимал избирателей и членов комиссии крупным планом, вставал на стол, и пытался снимать сверху стол, после чего стол сломался. На каждом участке присутствовали представители от кандидатов, были наблюдатели от партий 7 человек, они наблюдали за работой комиссии, были 2 члена от ЛДПР и КПРФ.

На основании изложенного судом установлено, что за нарушение порядка в помещении для голосования в ходе голосования на избирательном участке № в ходе проведения голосования на дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была удалена из помещения для голосования после ранее вынесенного предупреждения о недопущении нарушений избирательного законодательства. За принятие данного решения единогласно проголосовали все члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса. ФИО14 была также удалена за неоднократные нарушения порядка в помещении для голосования, а также в следствие с конфликтами с избирателями. ФИО16 был удален после неоднократных замечаний председателя и членов избирательной комиссии, за видеосъемку списков избирателей, членов УИК без их согласия. Оснований для признания недействительным протокола участковой избирательной комиссии № по выборам депутатов Совета депутатов Совета <адрес> суд не находит, поскольку принятие комиссией решения об отстранении наблюдателя не является основанием для признания итогов голосования недействительными.

Как следует из пояснений, допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7, ФИО15, присутствующих при подсчете голосов, участковой избирательной комиссией соблюдался порядок подсчета голосов избирателей, претензий и жалоб от других лиц, участвовавших при подсчете голосов, не поступало.

Таким образом, суд не находит нарушений законодательства в действиях участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1533, оснований для признания недействительным протокола участковой избирательной комиссии № по выборам депутатов Совета депутатов Совета <адрес>, обязания участковой избирательной комиссии № провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке №, обязания участковой избирательной комиссии № составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный» не имеется, поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и руководствуясь ст.55-57,194-199, 259-261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии № по выборам депутатов Совета депутатов Совета <адрес>, обязании участковой избирательной комиссии № провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке №, обязании участковой избирательной комиссии № составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный» - отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде 22.11.2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: