ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4558/19 от 18.09.2019 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

26RS0-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2019 года <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.В.,

с участием:

представителя истца ФИО1ФИО2 по доверенности,

при секретаре: Булекове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к ФГУП «Почта России» о взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указано, что истцом был произведен заказ вещей для личного пользования через интернет-магазин. После совершения покупки Истец воспользовался услугой ФГУП «Почта России» EMS по доставке посылки из США - весом 20 кг. 450 гр. стоимостью 502,50 долларов США и стоимостью доставки (пересылки) 332,95 долларов США в Российскую Федерацию.

Стоимостью доставки (пересылки) оплачивалась за счет средств знакомой, т.к. у Истца в момент оплаты за пересылку не было денежных средств на карте, были только наличные. Вместе с тем посылка с идентификатором <***> US оформлена на Истца которая являлась получателем международного почтового отправления.

Товар был выслан в адрес Истца международным почтовым отправлением с идентификационным номером <***> US.

Согласно сведениям с официального сайта почта России www.pochta.ru - дата посылка с идентификационным номером <***> US прибыла на территорию Российской Федерации, дата выпущена таможней Российской Федерации.

дата покинуло сортировочный центр <адрес> и по настоящее время Истцу не доставлена.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу ст. 37 ФЗ N 176 «О почтовой связи» от дата (далее - ФЗ «О почтовой связи») при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Статьей 55 ФЗ «О связи» предусмотрено, что к претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.

дата Истцом подана претензия в УФПС <адрес> - филиал ФГУП «Почта России» о розыске посылки в том числе с требованием о возмещении денежных средств с приложением документов.

Согласно ответу ФГУП «Почта России» за .4.2.5-02/20530 от дата международное почтовое отправление <***> US считается утраченным. Более того, ответчик ссылается на п. 5.2 регламента применения типового соглашения EMS (Берн 2017) и указывает, что возмещение адресату может быть выплачено только при условии отказа отправителя, при этом документ об отказе должен быть предоставлен через справочно-рекламационную интернет систему.

Вместе с тем, Истцом был сдан оригинал заявления отправителя об отказе от выплаты возмещения в пользу адреса, согласно которому назначенным оператором является ФГУП «Почта России» т.к. посылка была утеряна именно на территории Российской Федерации, а не на территории Соединенных штатов Америки.

Пункт 5.2 регламента применения типового соглашения EMS (Берн 2017) не содержит ссылки на то, что отказ отправителя должен быть представлен через справочно-рекламационную интернет систему.

В пункте 5.2 вышеназванного регламента указано - в случае, если заявителем претензии является адресат, отправитель должен отказаться от своих прав в пользу адресата. Оператор, производящий выплату, выплачивает возмещение клиенту сразу после того, как будет завершено рассмотрение рекламации (т.е. будет признано, что отправление повреждено или утрачено).

Частью 2 ст. 4 ФЗ «О почтовой связи» отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

Согласно ст. 20 ФЗ «О почтовой связи», пп. «б» п. 47 Приказа Минкомсвязи России от дата N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.

Статьей 34 ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что операторы почтовой связи несут обязанность по возмещению убытков, причиненных ими при оказании услуг почтовой связи, в том числе в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления. Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Российская Федерация является членом Всемирного почтового союза, конгресс которого в Женеве дата принял Всемирную почтовую конвенцию, вступившую в силу с дата.

С дата действует Всемирная почтовая конвенция (Заключена в <адрес>дата) (ст. 40 Всемирной почтовой конвенции (Заключена в <адрес>дата)).

В соответствии с п.п. 1.12 ст. 1 вышеуказанной конвенции назначенным оператором является любая государственная или негосударственная организация, официально назначаемая страной-членом для обеспечения эксплуатации почтовых служб и выполнения относящихся к ним обязательств, вытекающих из Актов Союза, на своей территории.

Согласно п.п. 1.17 ст. 1 вышеуказанной конвенции, рекламация это претензия или запрос, касающиеся пользования почтовой услугой, подаваемые в соответствии с условиями, изложенными в Конвенции.

Статьей 21 Всемирной почтовой конвенции (Заключена в <адрес>дата) предусмотрено, что каждый назначенный оператор обязан принимать рекламации в отношении посылок и заказных отправлений или отправлений с объявленной ценностью, поданных в его собственной службе или в службе другого назначенного оператора, если только они представлены клиентами в течение шести месяцев, считая со следующего после подачи отправления дня. Рекламации направляются и обрабатываются назначенными операторами согласно условиям, изложенным в Регламенте. Шестимесячный период распространяется на отношения между предъявителями претензий и назначенными операторами и не включает в себя срок пересылки рекламаций между назначенными операторами. Обработка рекламаций осуществляется бесплатно.

Согласно п.п. 3.1 ст. 22 Всемирной почтовой конвенции (Стамбул 2016) в случае утраты, полного хищения или полного повреждения простой посылки отправитель имеет право на возмещение, установленное Регламентом почтовых посылок (принятом в <адрес>, дата).

В соответствии с п.9 ст. 22 Всемирной почтовой конвенции (Заключена в <адрес>дата) в отступление от положений, изложенных в § 2, 3 и 4 указанной статьи - адресат имеет право на возмещение за расхищенное, поврежденное или утраченное заказное отправление, простую посылку или отправление с объявленной ценностью, если отправитель отказывается от своих прав в письменном виде в пользу адресата. Необходимость в этом отказе отпадает в случаях, когда отправитель и адресат являются одним и тем же лицом.

Пунктом 5.2 регламента применения типового соглашения EMS (Берн 2017) предусмотрено, что в случае, если заявителем претензии является адресат, отправитель должен отказаться от своих прав в пользу адресата. Оператор, производящий выплату, выплачивает возмещение клиенту сразу после того, как будет завершено рассмотрение рекламации (т.е. будет признано, что отправление повреждено или утрачено).

Более того, п. 5.3 регламента применения типового соглашения EMS (Берн 2017) предусмотрено, что ответственность всегда ложиться на того оператора, на хранении или под контролем которого отправление находилось в тот момент когда произошло нарушение.

Ответчик признал факт утраты посылки, но при этом не выплатил возмещение.

Ответственность назначенных операторов - любой государственной или негосударственной организации, официально назначаемой страной-членом для эксплуатации почтовых служб и выполнения относящихся к ним обязательств, вытекающих из Актов Союза, на своей территории (п.п. 1.12 ст. 1 Всемирной почтовой конвенции (Заключена в <адрес>дата) - за утрату, хищение или повреждение заказных отправлений, простых посылок и отправлений с объявленной ценностью предусмотрена в статье 23 названной Конвенции, которая не исключает возможности возложения ответственности за утрату почтовых отправлений как на назначенного оператора страны подачи, так и на назначенного оператора страны назначения, а согласно п. 9 ст. 22 Конвенции адресат имеет право на возмещение (за расхищенное, поврежденное или утраченное) заказное отправление, простую посылку или отправление с объявленной ценностью, если отправитель отказывается от своих прав в письменном виде в пользу адресата.

Доказательств, что отправитель претендует на возмещение стоимости посылок, оплаченный истцом-адресатом, Ответчиком не представлено (данная позиция нашла свое отражение в Апелляционном определении Московского городского суда от дата по делу N33-36566/2015; Апелляционном определении Пензенского областного суда от дата по делу N33-364/2017).

В силу п. 2.1. ст. РП 149 Регламента почтовых посылок (принятом в <адрес>, дата) возмещение, предусмотренное п. 4.1 ст. 21 Всемирной почтовой конвенции (заключенной в <адрес>дата) – (не должно превышать сумму, рассчитанную) путем объединения тарифа 40 СПЗ за (простую) посылку и тарифа 4,50 СПЗ за килограмм. (Добавляются также уплаченные при подаче отправления тарифы и сборы).

Согласно курса СПЗ на дата -1 СПЗ = 92,6070руб.

Возмещение за утрату МПО составляет:

40 СПЗ + 90 СПЗ (4,50 СПЗ за 1 кг с учетом веса международного почтового отправления равного 20 кг 450 гр.) = 130 СПЗ

130 СПЗ х 92,6070руб. = 12 038,91 руб.

Плата за пересылку составляет 22 474,13 рублей (332,95 долларов США). Оплата за пересылку произведена дата, что подтверждается выпиской по счету кредитной карты и справкой по операции.

Таким образом, возмещение за утрату МПО составляет сумму 34 513,04 руб. (где СПЗ -12 038,91 руб. и плата за пересылку 22 474,13 руб.).

На правоотношения, связанные с предоставлением услуг почтовой связи, распространяется действие Закона РФ от дата № «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ « О защите прав потребителей»).

Согласно пунктам 1, 5 статьи 28 Закона РФ от дата N 2300-1 Закон РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Таким образом, подлежащая взысканию с ответчика неустойка с дата (подаче" претензии о возмещении денежных средств) по день подачи иска в суд составляет 34 513,04 рублей (расчет неустойки (пени): 34 513,04руб. х 3% за каждый день просрочки х 79 дней просрочки за неисполнение возмещения денежных средств (с дата по дата включительно) = 81 795,90руб. При этом абзац 4 пункта 5 статьи 28 Закона РФ от дата N 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что сумма неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

В связи с тем, что ответчик потерял мою посылку я испытываю нравственные и моральные страдания (по настоящее время нахожусь в состоянии стресса).

На основании ст. 15 Закона РФ « О защите прав потребителей» с Ответчика должна быть взыскана компенсация морального вреда, которую я оцениваю в размере 20 000 руб. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя (п,з45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Кроме того за отказ ответчика удовлетворить мое требование в добровольном порядке прошу взыскать с ответчика штраф в соответствии с п.6 ст. 13 Закона РФ « О защите прав потребителей», а также п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей ».

Обращаю внимание на то, что дата Истец обратилась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с жалобой на действия ФГУП «Почта России».

Согласно ответу Роскомнадзора от дата за номером 15834-02-11/77 - ФГУП «Почта России» выявлено нарушение ст. 20 ФЗ - от дата «О почтовой связи» в части обеспечения сохранности международного почтового отправления <***> US. В настоящее время решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного истец просит суд:

Взыскать с ФГУП «Почта России» в счет возмещения ущерба за утраченное международное отправление и услуг по ее доставке (пересылки) денежные средства в размере 34 513,04 рублей;

Взыскать с ФГУП «Почта России» неустойку за каждый день просрочки денежные средства в размере 34513,04 рублей;

Взыскать с ФГУП «Почта России» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей;

Взыскать с ФГУП «Почта России» штраф за отказ в добровольном удовлетворении требования потребителя в размере 50% от суммы, присужденной в ее пользу.

В судебное заседание истец ФИО1, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом не явилась, личному участию предпочла ведение дела через представителя, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО2 по доверенности, заявленные в иске требования и отзыв на возражения ответчика подержал, по основаниям, письменно изложенным и просил суд иск удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика ФГУП «Почта России» ФИО3, извещенная надлежащим образом о времени рассмотрения дела, участие не приняла, представила письменные возражения на исковое заявление, согласно которым по данным Ответчика, спорное EMS-отправление № EP984442035US утрачено стороной авиаперевозчика на этапе пересылки.

ФГУП «Почта России» при осуществлении своей деятельности руководствуется требованиями Федерального закона от дата № 126-ФЗ «О связи», Федерального закона от дата № 176-ФЗ «О почтовой связи», Правилами оказания услуг почтовой связи», утв. Приказом Минкомсвязи России от дата, а также иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, регулирующими взаимоотношения в области связи.

Статья 1064 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от дата-КГ14-20, по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности являются: причинение вреда, противоправность поведения и вина причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда.

Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении ущерба. Схожих позиций придерживается Конституционный суд РФ в своих Определениях от датаl-O, 24IU9.2013 , дата, дата-О-О, а также Верховный Суд РФ в своих определениях от дата-КП5-4, дата-КПЗ-26, дата-В10-71.

Ответчик считает, своими действиями не причиняло вреда Истцу, а обстоятельства, описанные в Исковом заявлении, произошли не по вине Ответчика.

Статья 34 ФЗ от дата № 176-ФЗ (ред. от дата) «О почтовой связи» предусматривает ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи, либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах:

в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность;

в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения - в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;

в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения - в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без массы оболочки почтового отправления);

в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и суммы тарифной платы;

в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы;

в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения - в размере суммы тарифной платы.

Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что" таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

За утрату почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, недостачу или порчу (повреждение) вложений почтовых отправлений, недоставку периодических изданий, недостачу денежных средств работники организаций федеральной почтовой связи, по вине которых причинен ущерб, несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от дата по делу -ЭС15-5869, А67-3195/2014, статьей 34 Закона о почтовой связи установлен ограниченный размер ответственности оператора почтовой связи, что исключает полное возмещение убытков такой организацией, если договором на оказание услуг почтовой связи не установлена повышенная ответственность оператора почтовой связи.

В настоящем случае, утрата спорного ЕМС отправления произошла не по вине Ответчика и между истцом и ответчиком указанного в Определении ВС договора на оказание услуг почтовой связи заключено не было.

По вопросу взыскания неустойки, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Ответчик поясняет следующее.

В действиях Ответчика отсутствуют противоправность поведения и вина причинителя вреда, причинно-следственная связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, не подлежат взысканию неустойка и штраф.

Согласно п.6 ст.13 Закон РФ от дата (ред. от дата) «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

По вопросу компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., Ответчик поясняет следующее.

В соответствии со ст. 151 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от дата № 51-ФЗ (ред. от дата) (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физически! "*к нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Ответчик считает, что не причинял истцу своими действиями морального вреда, а заявленная сумма компенсации в размере 20 000. руб. является не обоснованной.

Также Истец просит взыскать с Ответчика штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы.

Согласно п.6 ст.13 Закон РФ от дата (ред. от дата) «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

Полагаем, нормы Закона о защите прав потребителей Ответчиком не нарушены и взыскание с Ответчика суммы штрафа является незаконным.

Таким образом, Ответчик действовал в рамках законодательства, регламентирующего деятельность организации почтовой связи.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 35,56, 149, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, просила в удовлетворении уточненных исковых требований, в заявленном объеме отказать.

Рассмотреть по существу настоящее дело в отсутствие представителя ФГУП «Почта России» и направить по почте копию решения суда.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, однако его явка не является обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Из материалов дела следует, что истцом был произведен заказ вещей для личного пользования через интернет-магазин. После совершения покупки Истец воспользовался услугой ФГУП «Почта России» EMS по доставке посылки из США - весом 20 кг. 450 гр. стоимостью 502,50 долларов США и стоимостью доставки (пересылки) 332,95 долларов США в Российскую Федерацию. Стоимостью доставки (пересылки) оплачивалась за счет средств знакомой, т.к. у Истца в момент оплаты за пересылку не было денежных средств на карте, были только наличные. Вместе с тем посылка с идентификатором <***> US оформлена на Истца которая являлась получателем международного почтового отправления. Товар был выслан в адрес Истца международным почтовым отправлением с идентификационным номером <***> US. Согласно сведениям с официального сайта почта России www.pochta.ru - дата посылка с идентификационным номером <***> US прибыла на территорию Российской Федерации, дата выпущена таможней Российской Федерации. дата покинуло сортировочный центр <адрес> и по настоящее время Истцу не доставлена.

Отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются, в частности, Федеральным законом от дата N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от дата N 176-ФЗ "О почтовой связи" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

При этом часть 5 статьи 34 Федерального закона от дата N 176-ФЗ "О почтовой связи" устанавливает, что вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в пункте 59 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 221.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от дата N 176-ФЗ "О почтовой связи" международные почтовые отправления оформляются и обрабатываются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Ответственность назначенных операторов - любой государственной или негосударственной организации, официально назначаемой страной-членом для эксплуатации почтовых служб и выполнения относящихся к ним обязательств, вытекающих из Актов Союза, на своей территории (п. 1.8 ст. 1 Конвенции) - за утрату, хищение или повреждение заказных отправлений, простых посылок и отправлений с объявленной ценностью предусмотрена в статье 21 названной Конвенции, которая не исключает возможности возложения ответственности за утрату почтовых отправлений, как на назначенного оператора страны подачи, так и на назначенного оператора страны назначения, а также не исключает возможности предъявления соответствующих требований, как отправителем, так и адресатом (пункты 10 - 11.2 ст. 21).

Согласно ст. 24 этой же Конвенции при условии соблюдения права предъявления иска назначенному оператору, который несет ответственность, обязательство выплаты возмещения и возврата тарифов и сборов возлагается, в зависимости от случая, на назначенного оператора страны подачи или назначенного оператора страны назначения.

В свою очередь, по смыслу положений статьи 34 Федерального закона "О почтовой связи", регулирующих ответственность российских операторов почтовой связи и в силу части 5 этой статьи подлежащих применению к отношениям сторон наряду с международными договорами Российской Федерации, операторы почтовой связи несут обязанность по возмещению убытков, причиненных ими при оказании услуг почтовой связи, в том числе в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления.

Судом установлено, что дата Истцом подана претензия в УФПС <адрес> - филиал ФГУП «Почта России» о розыске посылки в том числе с требованием о возмещении денежных средств в случае утери посылки.

В соответствии с ответом ФГУП «Почта России» за .4.2.5-02/20530 от дата международное почтовое отправление <***> US считается утраченным. Более того, ответчик ссылается на п. 5.2 регламента применения типового соглашения EMS (Берн 2017) и указывает, что возмещение адресату может быть выплачено только при условии отказа отправителя, при этом документ об отказе должен быть предоставлен через справочно-рекламационную интернет систему.

Вместе с тем, Истцом был сдан оригинал заявления отправителя об отказе от выплаты возмещения в пользу адресата.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ЕР 984442035US дата отправление прибыло на территорию России в сортировочный центр, 07.февраля 2019 г. прибыло в Сортировочный центр <адрес> и прошло регистрацию.

Таким образом, т.к. назначенным оператором является ФГУП «Почта России» поскольку посылка была утеряна именно на территории Российской Федерации, а не на территории Соединенных штатов Америки, то следовательно именно ФГУП «Почта России» не соблюдены сохранность указанного почтового отправления.

Судом установлено, что дата истец обратилась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с жалобой на действия ФГУП «Почта России».

Согласно ответу Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от дата выявлено нарушение ст. 20 ФЗ - от дата «О почтовой связи» в части обеспечения сохранности международного почтового отправления <***> US. В настоящее время решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3ст. 14.1 КоАП РФ в отношении оператора ФГУП «Почта России».

Ответственность назначенных операторов - любой государственной или негосударственной организации, официально назначаемой страной-членом для эксплуатации почтовых служб и выполнения относящихся к ним обязательств, вытекающих из Актов Союза, на своей территории (ст. 23 Конвенции) - за утрату, хищение или повреждение заказных отправлений, простых посылок и отправлений с объявленной ценностью предусмотрена в статье 24 названной Конвенции, которая не исключает возможности возложения ответственности за утрату почтовых отправлений, как на назначенного оператора страны подачи, так и на назначенного оператора страны назначения, а согласно п. 9 ст. 23 Конвенции адресат имеет право на возмещение (за расхищенное, поврежденное или утраченное) заказное отправление, простую посылку или отправление с объявленной ценностью, если отправитель отказывается от своих прав в письменном виде в пользу адресата.

Таким образом, судом установлено наличие причинения вреда ФГУП «Почта России», противоправное поведение и вина причинителя вреда, а так же наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда.

Согласно п. 3.1 ст. 23 Всемирной почтовой Конвенции (Доха, дата) в случае утраты, полного хищения или полного повреждения простой посылки отправитель имеет право на возмещение, установленное Регламентом почтовых посылок. Аналогичная формулировка содержится в п. 3.1 ст. 22 Всемирной почтовой конвенции (Стамбул 2016).

Денежной единицей, предусмотренной в ст. 7 Устава Всемирного почтовою союза» и используемой во Всемирной почтовой конвенции и других Актах Союза, является специальное право заимствования.

В соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, специальных правах заимствования и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по специальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Из материалов дела следует, что оплата за пересылку произведена истцом дата, что подтверждается выпиской по счету кредитной карты и справкой по операции.

Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в счет возмещения ущерба за утраченное международное отправление в сумме 34 513,04 руб. (12 03,8,91 руб. (СПЗ) + 22 474,13 руб. (плата за пересылку), исходя из следующего расчета:

Согласно курсу СПЗ, по состоянию на дата, 1 СПЗ= 92,6070 руб.

40 СПЗ + 90 СПЗ (4,50 СПЗ за 1 кг с учетом веса международного почтового отправления равного 20 кг 450 гр.) = 130 СПЗ

130 СПЗ х 92,6070руб. = 12 038,91 руб.

Плата за пересылку составляет 22 474,13 рублей (332,95 долларов США).

Суд, проверив расчет истца, считает его математически верным, а требования подлежащими удовлетворению.

Согласно п.п. 1, 5 ст. 28 Закона РФ от дата N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Таким образом, подлежащая взысканию с ответчика неустойка с дата (подача претензии о возмещении денежных средств) по дата (день подачи иска в суд) составляет 34 513,04 рублей (расчет неустойки (пени): 34 513,04руб. х 3% за каждый день просрочки х 79 дней просрочки за неисполнение возмещения денежных средств (с дата по дата включительно) = 81 795,90руб.

Поскольку, в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от дата N2300-1 «О защите прав потребителей» сумма неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от дата N 7 п.71 если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Таким образом учитывая, что в материалы дела Ответчиком не представлено указанного заявления, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика неустойки в сумме 34 513,04 руб.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя установлен, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.

Согласно ч. 6. ст. 13 Закона РФ от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, из расчета: (33 513,04 руб.+33 513,04 руб.+5 000 руб.)* 50%= 37 013,04 руб.

Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ и ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика ФГУП «Почта России» подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 2270,78 рублей.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании денежных средств – удовлетворить частично.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 в счет возмещения ущерба за утраченное международное отправление и услуг по ее доставке (пересылки) денежные средства в размере 34 513,04 рублей;

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 неустойку за каждый день просрочки денежные средства в размере 34513,04 рублей;

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей;

В удовлетворении компенсации морального вреда в размере 15000 рублей отказать.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 штраф за отказ в добровольном удовлетворении требования потребителя в размере 37 013,04 руб.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2270,78 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова

26RS0-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

дата<адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.В.,

с участием:

представителя истца ФИО1ФИО2 по доверенности,

при секретаре: Булекове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании денежных средств,

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании денежных средств – удовлетворить частично.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 в счет возмещения ущерба за утраченное международное отправление и услуг по ее доставке (пересылки) денежные средства в размере 34 513,04 рублей;

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 неустойку за каждый день просрочки денежные средства в размере 34513,04 рублей;

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей;

В удовлетворении компенсации морального вреда в размере 15000 рублей отказать.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 штраф за отказ в добровольном удовлетворении требования потребителя в размере 37 013,04 руб.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2270,78 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова