Дело № 2-455/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2018 г. р.п. Благовещенка
Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Роженцевой Ю.В.,
при секретаре Гордейчук С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требования указал, что 27 декабря 2017 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку имеет необходимый стаж работы водителем противопожарной службы.
Решением № 301 от 5 апреля 2018 г. в установлении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж работы в должности водителя пожарного автомобиля определен ответчиком в размере 15 лет 7 месяцев 15 дней, при этом специальный стаж его работы в данной должности в размере 10 лет 1 месяц и 15 дней остался незачтенным по следующим доводам ответчика:
с 23 февраля 1999 г. по 20 июля 2005 г. (6 лет 4 месяца 28 дней) в должности водителя пожарного автомобиля Родинского пожарно-спасательного отряда, так как на индивидуальном лицевом счете заявителя отсутствует льгота;
с 21 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. (2 года 11 дней) в должности водителя пожарного автомобиля в ПСЧ Родинского района, так как по представленным документам о переименовании не подтверждается принадлежность организации к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также отсутствует льгота на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица:
с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. (1 год 5 месяцев 1 день) в должности водителя в ПЧ ГПС-10 МЧС России по Алтайскому краю, в связи с отсутствием документального подтверждения закрепления за истцом пожарного автомобиля, а также из-за отсутствия льготы на лицевом счете:
с 1 сентября 2009 г. по 22 марта 2009 г. (2 месяца 22 дня) в должности водителя автомобиля (пожарного) в ПЧ ГПС-10, так как отсутствует льгота на лицевом счете;
с 30 ноября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. (13 дней) в должности водителя автомобиля (пожарного) 65 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «12 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», так как отсутствует льгота на лицевом счете.
С вышеуказанным решением пенсионного органа истец не согласен, поскольку считает, что имеет право выйти на досрочную пенсию, так как специальный стаж его работы составляем 25 лет 9 месяцев при требуемых для назначения указанной пенсии 25 годах, страховой стаж истца составляет 37 лет 2 месяца.
Истец указывает, что в нарушениях порядка подачи сведений индивидуального персонифицированного учета его вина отсутствует, уплата страховых платежей относилась к обязанностям работодателя, ответственность за действия которого на него не распространялась и невыполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению сведений для индивидуального персонифицированного учета с указанием кода льготы не может служить основанием для лишения его права на досрочное назначение пенсии при наличии соответствующих записей в трудовой книжке, которая подтверждает спорные периоды его работы в качестве водителя пожарного автомобиля.
С учетом изложенного истец просит включить в специальный трудовой стаж периоды работы:
-с 23 февраля 1999 г. по 20 июля 2005 г. в должности водителя пожарного автомобиля Родинского пожарно-спасательного отряда;
-с 21 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в должности водителя пожарного автомобиля в ПСЧ Родинского района;
-с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя в ПЧ ГПС-10 МЧС России по Алтайскому краю;
-с 1 сентября 2009 г. по 22 марта 2009 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в ПЧ ГПС-10;
-с 30 ноября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) 65 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «12 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю»,
и возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (межрайонное) обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 декабря 2017 г., то есть с момента обращения.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО2 полагала, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (межрайонное) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном отзыве просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме, указывая на то, что спорные периоды работы ФИО1 не зачтены в льготных стаж по причине отсутствия сведений о льготном характере работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, так как работодатель не сдавал надлежащие индивидуальные сведения, что повлекло нарушение пенсионных прав истца. Кроме того, указал, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации законом не установлено. Таким образом, истец права на назначение пенсии с момента обращения (27 декабря 2017 г.) не имеет.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 f: настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Названным списком утверждена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного) (код 11442).
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 г. преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Государственная противопожарная служба в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г., входит в единую систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с приказом МЧС России от 26 октября 2004 г. № 487 «О мероприятиях по созданию территориальных органов МЧС России – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации» с 1 января 2005 г. на территории Алтайского края создан территориальный орган – Главное управление МЧС России по Алтайскому краю.
В соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлением Администрации Алтайского края от 3 марта 2005 г. № 116 «О создании краевого государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» на базе Управления ГПС МЧС России Алтайского края создано с 1 мая 2005 г. краевое государственное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае».
В силу приказа МЧС России от 30 декабря 2004 г. № 631 «О создании отрядов ГПС по субъектам Российской Федерации», постановлением Администрации Алтайского края от 9 августа 2007 г. № 355 «Об обеспечении деятельности краевого государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» и приказом Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 9 июня 2007 № 155 «О создании подразделений ГПС МЧС России по Алтайскому краю» с 1 августа 2007 г. созданы территориальные подразделения – Отряды Государственной противопожарной службы и пожарные части ГПС МЧС России по Алтайскому краю, которые находились в подчинении Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
Как установлено в судебном заседании, истец с 23 февраля 1999 г. по 20 июля 2005 г. занимал должность водителя пожарного автомобиля Родинского пожарно-спасательного отряда; с 21 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. – должность водителя пожарного автомобиля в ПСЧ Родинского района; с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. – должность водителя в ПЧ ГПС-10 МЧС России по Алтайскому краю; с 1 сентября 2009 г. по 22 марта 2009 г. – должность водителя автомобиля (пожарного) в ПЧ ГПС-10; с 30 ноября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. – должность водителя автомобиля (пожарного) 65 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «12 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», где работает по настоящее время.
27 декабря 2017 г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (межрайонное) от 5 апреля 2018 г. № 301 ФИО1 было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Согласно представленным документам, как указано в решении, стаж ФИО1 на соответствующих видах работ составил 15 лет 7 месяцев 15 дней.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 5 апреля 2018 г. пенсионным органом в льготный стаж не были включены следующие периоды работы ФИО1:
- с 23 февраля 1999 г. по 20 июля 2005 г. в должности водителя пожарного автомобиля Родинского пожарно-спасательного отряда, так как на индивидуальном лицевом счете заявителя отсутствует льгота;
с 21 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в должности водителя пожарного автомобиля в ПСЧ Родинского района, так как по представленным документам о переименовании не подтверждается принадлежность организации к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также отсутствует льгота на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя в ПЧ ГПС-10 МЧС России по Алтайскому краю в связи с отсутствием документального подтверждения закрепления истца за пожарным автомобилем, а также из-за отсутствия льготы на лицевом счете;
с 1 сентября 2009 г. по 22 марта 2009 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в ПЧ ГПС-10, так как отсутствует льгота на лицевом счете застрахованного лица;
- с 30 ноября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) 65 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «12 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», так как отсутствует льгота на лицевом счете.
Вместе с тем, из трудовой книжки истца ФИО1, справок, уточняющих особый характер работы, архивной справки Главного управления МЧС России по Алтайскому краю № 24 от 12 января 2018 г., нарядов на службу о закреплении служебного пожарного автомобиля, пояснений истца и представителя третьего лица следует, что ФИО1 с 30 марта 1992 г. принят на вышеуказанную должность и работает в данной должности по настоящее время, при этом характер работы истца, его должностные обязанности и условия работы в должности водителя автомобиля (пожарного) не изменялись, на момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган 27 декабря 2017 г. истец осуществлял и осуществляет свою деятельность в указанной должности водителя автомобиля (пожарного) 65 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «12 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю».
Представленные справки, уточняющие особый характер работы истца подтверждается постоянная занятость истца в спорный период по настоящее время с полным рабочим днем и полной рабочей неделей.
Таким образом, судом установлено, что те подразделения, в которых работал истец в спорные периоды времени в должности водителя автомобиля (пожарного), являлись структурными подразделениями Управления Государственной противопожарной службы МЧС и фактически относились к структуре федеральной противопожарной службе, а поэтому указанные периоды работы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
По указанным основаниям суд не соглашается с доводами представителя ответчика в указанной части.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, специализации, командировках, связанных с исполнением трудовой деятельности, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Согласно материалам дела ФИО1 находился в командировке, связанной с прохождением обучения по профессиональной подготовке по профессии «Водитель ПА» с 30 ноября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. ФГБОУ ДПО «Барнаульский учебный центр ФПС».
Согласно справке ФГКУ «12 отряд ФПС по Алтайскому краю» № 291-1-3 от 16 ноября 2018 г. в период командирования ФИО1 в ФГБОУ ДПО «Барнаульский учебный центр ФПС» с 30 ноября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. за ним сохранялось место работы и заработная плата. Согласно выписке из индивидуального лицевого света ФИО1 в указанный период работодателем производились удержания и отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку в период нахождения истца в командировке в связи с прохождением обучения по профессиональной подготовке, связанной с исполнением трудовой деятельности, за истцом сохранялось место работы, производилась выплата заработной платы, производились все отчисления, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, данный период подлежит включению в специальный стаж ФИО1
Таким образом, все спорные периоды работы ФИО1 подлежат включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учетом включения спорных периодов работы ФИО1 в льготный стаж право на установление досрочной страховой пенсии по старости у ФИО1 возникло с 27 декабря 2017 г., то есть с момента обращения в пенсионный орган.
С учетом изложенного суд находит исковые требования ФИО1 законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом с учетом характера спора, фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд приходит к выводу об отсутствии вины пенсионного органа в нарушении прав истца, также суд принимает во внимание волеизъявление истца, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика в пользу истца понесенных им расходов по оплате государственной пошлины не находит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж периоды работы:
-с 23 февраля 1999 г. по 20 июля 2005 г. в должности водителя пожарного автомобиля Родинского пожарно-спасательного отряда;
-с 21 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в должности водителя пожарного автомобиля в ПСЧ Родинского района;
-с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя в ПЧ ГПС-10 МЧС России по Алтайскому краю;
-с 1 сентября 2009 г. по 22 марта 2009 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в ПЧ ГПС-10;
-с 30 ноября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) 65 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «12 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю».
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (межрайонное) обязанность назначить ФИО1 с 27 декабря 2017 г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Благовещенский районный суд Алтайского края.
Председательствующий Ю.В. Роженцева
Копия верна: Судья Ю.В. Роженцева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>