ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-455/20 от 18.08.2020 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-455/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 года г. Сокол,

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Закутиной М.Г.,

при секретаре Карпуниной Н.М.,

помощнике судьи Отопковой И.В.,

с участием:

- истца Офицеровой С.С., ее представителя Гомзяковой Н.В.,

- представителя ответчика Ершовой Т.А.,

- представителя третьего лица Кошкиной Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Офицеровой С.С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонному) (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Сокол (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,

у с т а н о в и л:

решением ГУ - УПФ РФ в г. Сокол (межрайонного) от 17 декабря 2019 года Офицеровой С.С. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) в связи с отсутствием специального стажа, связанного с педагогической деятельностью, продолжительностью не менее 25 лет. В обоснование отказа указано, что на дату определения права на пенсию 03 октября 2019 года специальный стаж Офицеровой С.С. составляет 04 года 02 месяца 29 дней.

При этом в специальный стаж не зачтен период работы с 01 декабря 1998 года по 02 октября 2019 года в качестве старшего воспитателя детского сада № 10 (в дальнейшем - МДОУ Детский сад № 10, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10», БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида № 10»).

Офицерова С.С. обратилась в суд с иском, требуя признать решение ГУ - УПФ РФ в г. Сокол (межрайонного) от 17 декабря 2019 года незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия; включить в специальный стаж период работы с 01 декабря 1998 года по 02 октября 2019 года в качестве старшего воспитателя детского сада № 10 (в дальнейшем - МДОУ Детский сад № 10, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10», БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида № 10»); обязать ответчика рассмотреть вопрос о назначении досрочной пенсии с 02 марта 2020 года. В обоснование указывает, что пенсионным органом данный период не включен в специальный стаж, поскольку её должностные обязанности соответствуют должностным обязанностям методиста и квалификационным характеристикам заместителя руководителя учреждения. С данными выводами не согласна. Ею проанализирован каждый пункт должностной инструкции старшего воспитателя детского сада № 10 на соответствие квалификационным характеристикам воспитателя (старшего воспитателя), содержащимся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих от 26 августа 2010 года № 761н, составлена таблица. В соответствии с квалификационными характеристиками старшего воспитателя в тех учреждениях, где штатным расписанием предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя, на него не возлагаются обязанности по непосредственному воспитанию детей в образовательных учреждениях. Данный пункт ответчик в своих обоснованиях упускает, именно отсутствие данных обязанностей в её должностной инструкции указывает основанием для отказа. Любой педагогический работник, не только старший воспитатель, занимается методической работой, то есть это часть профессии, но этот блок обязанностей не является определяющим в работе. Считает, что ответчиком проведена односторонняя оценка её должностных обязанностей. По её подсчетам 25-летний специальный стаж ею приобретен по состоянию на 02 сентября 2019 года, что дает ей право на пенсию с 02 марта 2020 года.

Определением суда от 18 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление образования Сокольского муниципального района Вологодской области, Департамент образования Вологодской области.

В судебном заседании истец Офицерова С.С., ее представитель по ордеру адвокат Гомзякова Н.В. исковые требования поддержали, просят удовлетворить, привели доводы, изложенные в исковом заявлении. Адвокат Гомзякова Н.В. суду пояснила, что истец по документам занимала должность старшего воспитателя, фактически исполняла обязанности именно старшего воспитателя, а не методиста или заместителя заведующей. В детском саду № 10 нет должности заместителя заведующей, имеется только заместитель заведующей по административно-хозяйственной работе. Старший воспитатель никогда не занимается административно-хозяйственной работой и в период отпуска заведующей не исполняет её обязанностей. Должность старшего воспитателя относится к педагогическим работникам. Даже режим рабочего времени, норма рабочего времени у заместителя заведующей и старшего воспитателя разные. У старшего воспитателя - 36 часов в неделю, а у заместителя заведующей - 40 часов в неделю. Ранее в штате детского сада была должность «воспитатель-методист». Изначально должность «воспитатель-методист» была введена в 1965 году; 25 июня 1984 года был издан приказ № 71 о введении в типовые штаты учреждения просвещения должности старшего воспитателя. В приказе было указано, что должность «воспитатель-методист» заменяется на должность «старший воспитатель». В 1990 году опять введена должность воспитателя-методиста, потом снова должность старшего воспитателя. В квалификационных характеристиках от 2010 года нет должности «воспитатель-методист», есть только должности «воспитатель, старший воспитатель» и «методист». Как указано в квалификационных характеристиках воспитателя (включая старшего), если в штатных расписаниях должность старшего воспитателя имеется обособленно, то он не обязан выполнять непосредственно работу воспитателя. В детском саду № 10 предусмотрена должность старшего воспитателя. В квалификационных характеристиках указано, что старший воспитатель осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников, проектирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышение квалификации воспитателей и развитие творческих инициатив. Считает, что в данном случае необходим правильный анализ должностных обязанностей истца. С актами проверки пенсионного фонда от 2013 года и 2019 года детский сад № 10 был не согласен.

В судебном заседании представитель третьего лица БДОУ СМР «Детский сад общеобразовательного вида № 10» на стороне истца заведующая Кошкина Н.Р. пояснила, что у неё имеется один заместитель по административно-хозяйственной части, который замещает её в период отсутствия. Офицерова С.С., занимая должность старшего воспитателя, относится к педагогическому персоналу, обязанности заведующей никогда не исполняет в её отсутствие. В обязанности воспитателя и старшего воспитателя входят именно образовательная, педагогическая деятельность, которую осуществляет Офицерова С.С. Она не целый день находится с детьми, но на законодательном уровне нигде не предусмотрено для старшего воспитателя ежечасное пребывание с детьми. Присмотр и уход может осуществлять и младший воспитатель, у которого 8-ми часовой день. Тем не менее Офицерова С.В. работает с детьми с ОВЗ, с одаренными детьми, работает по специальным проектам. Свой опыт работы она обобщает на уровне региона, у неё есть статьи в журналах, выступления на семинарах. Например, они разрабатывают с педагогами проекты. В обязанности истца входит опробование проекта на детях и публикация на более высоком уровне. Сейчас очень много детей с изменениями в поведении, с педагогической запущенностью. Её обязанность этих детей знать, знать их особенности. Со всеми детьми, у которых есть проблемы, Офицерова С.С. обязана проводить работу по исправлению. В детском саду № 10 проведена специальная оценка условий труда, старшему воспитателю не установлено право на досрочную пенсию. Но по результатам специальной оценки такое право не установлено и простым воспитателям, хотя они непосредственно и постоянно работают с детьми. Согласно отчетам о специальной оценке оценивались только такие вредные факторы работы, которые подлежат измерению, например, такие как уровень освещенности, температура и т.п. В целом все факторы работы труда воспитателей (включая старшего) не оценены, например, психофизиологическая нагрузка. Детский сад № 10 всегда отчитывался о стаже старшего воспитателя Офицеровой С.С. как об особых условиях труда. После проверок пенсионного фонда детскому было предписано внести корректирующие сведения.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Сокол (межрайонного) по доверенности Ершова Т.А. с исковыми требованиями не согласилась по изложенным в письменных возражениях доводам, суду пояснила, что указано неправильное наименование должности истца. В большей степени деятельность истца имеет не педагогический, а методический характер, замещения должностей заведующей и воспитателей не было. Также истец не осуществляла присмотр и уход за детьми, то есть деятельность, связанную с детьми. Такая работа была у неё периодической, то есть не было постоянной занятости. Если в результате проверки выясняется, что данные отчетности не совпадают с фактическими данными, то в акте всё указывается, даются рекомендации, а не предписание работодателю исправить отчетность. В соответствии с этим работодатель имеет право согласиться с этим актом или нет, также имеет право обжаловать этот акт. На наш взгляд, здесь нет условий, которые бы характеризовали льготные условия. В последнем акте они не согласились с нашими рекомендациями. В некоторых детских садах частично старший воспитатель занимается именно педагогической деятельностью, то есть замещает воспитателей на время отпусков, на время больничных, на время прохождения курсов повышения квалификации. У старшего воспитателя больше взаимодействия с детьми, у него есть свои группы по типу кружковой деятельности. Получается, что старший воспитатель ведет не только методическую деятельность, но и присмотр за детьми, то есть работает на группе. Это может быть от 3 до 4 месяцев за 1 год. Все это прописано в должностной инструкции. У таких воспитателей можно сказать, что есть занятие педагогической деятельностью. В данном случае из должностной инструкции видно, что деятельность практически методическая, осуществляется в большей степени именно с воспитателями, а не с детьми. Работа с детьми имеет периодический характер, непостоянная.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации Сокольского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента образования Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие, в письменном ответе указывает, что квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях, а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников, возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации. Согласно квалификационной характеристике должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Выслушав истца, её представителя, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации ст. 30 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «м» п. 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, при определении стажа применяется:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Списком от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены наименование учреждений – «дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований», наименование должности – «старший воспитатель».

Списком от 22 сентября 1999 года № 1067 были предусмотрены наименования учреждений – «дошкольные образовательные учреждения: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников)», наименование должности – «старший воспитатель».

Согласно трудовой книжке Офицерова С.С. 01 сентября 1994 года принята на работу в детский сад № 10 Гороно в качестве воспитателя-методиста; 21 ноября 1995 года присвоен 11 разряд по ЕТС; 01 сентября 1996 года считалась заместителем заведующей по воспитательно-методической работе; 28 апреля 1998 года присвоена 1 квалификационная категория; 01 декабря 1998 года считается старшим воспитателем, 25 октября 1999 года присвоена 1 квалификационная категория, 30 декабря 1998 года детский сад № 10 зарегистрирован Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 10»; 24 марта 2005 года присвоена 1 квалификационная категория по должности «старший воспитатель», 14 декабря 2007 года присвоена высшая квалификационная категория по должности старший воспитатель, 06 октября 2011 года Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 10» переименовано в Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида № 10»; 01 ноября 2012 года присвоена высшая квалификационная категория по должности «старший воспитатель», 28 сентября 2017 года установлена высшая квалификационная категория по должности «старший воспитатель».

Как следует из решения ответчика об отказе в установлении пенсии, период работы истца с 01 декабря 1998 года по 02 октября 2019 года в качестве старшего воспитателя детского сада № 10 (в дальнейшем - МДОУ Детский сад № 10, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10», БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида № 10») не включён в специальный стаж, поскольку функциональные обязанности старшего воспитателя детского сада № 10 не соответствуют должностным обязанностям воспитателя (включая старшего), которые предусмотрены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом «Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н, данные должностные обязанности соответствуют должностным обязанностям методиста. Старший воспитатель детского сада № 10 фактически выполняет функции заместителя и методиста детского сада, которые Списками не предусмотрены.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Как следовало из п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, от 22 сентября 1999 года № 1067, работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, включалась в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Так, нормы часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников устанавливались в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», приказом Минобрнауки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»; в настоящее время определяются приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

В соответствии с п. 2.1 приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года № 191 было определено, что продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников включала преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей составляла 36 часов в неделю.

Аналогичные положения о норме часов педагогической работы за ставку заработной платы были предусмотрены приказом Минобрнауки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2075.

В ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что истцом в спорный период выполнялась по месту её работы норма рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы, в размере 36 часов неделю.

Учитывая, что истец занимала должность, предусмотренную соответствующими Списками (должность старшего воспитателя), а также то, что она выполняла педагогическую нагрузку в полном объеме, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования и включить в специальный стаж истицы рассматриваемый период работы.

Доводы ответчика о том, что Офицерова С.С. фактически исполняла должностные обязанности методиста и/или заместителя заведующей детским садом, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Суд полагает, что должностные обязанности старшего воспитателя детского сада № 10, которые исполняла Офицерова С.С. в течение спорного периода в соответствии с должностной инструкцией старшего воспитателя детского сада № 10, в целом соответствуют должностным обязанностям воспитателя (включая старшего), приведенным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н.

При этом согласно данному справочнику при выполнении обязанностей старшего воспитателя в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя, не требовалось выполнение обязанностей по непосредственному воспитанию детей. Поскольку в детском саду № 10 имелась самостоятельная должность старшего воспитателя, которую занимала истец, выполнение ею обязанностей по непосредственному воспитанию детей в течение полного рабочего дня не являлось обязательным.

По этим же мотивам суд не соглашается с выводами ответчика, изложенными в акте от 31 декабря 2013 года № 97 по результатам документальной проверки достоверности индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида № 10», согласно которым должностные (функциональные) обязанности старшего воспитателя, изложенные в должностной инструкции от 30 декабря 2011 года (в частности, осуществление методического руководства деятельностью групп (проблемной, творческой) в рамках реализуемых образовательных программ, участие в подборе и расстановке педагогических кадров, планирование и анализ работы по повышению уровня квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, оказание методической помощи педагогическим работникам, способствование развитию их творческих инициатив, осуществление контроля за качеством образовательного и воспитательного процессов, объективностью оценки результатов образовательной подготовки воспитанников, используя педагогическую диагностику, ведение документации) не соответствуют тем обязанностям, которые предусмотрены для данной должности в Квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н, фактически старший воспитатель детского сада № 10 выполняет функции, предусмотренные для заместителей заведующих и методистов.

Также суд не соглашается с выводами ответчика, изложенными в акте от 04 декабря 2019 года № 18 о достоверности индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ на Офицерову С.С., работающую в должности «старший воспитатель» БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида № 10», согласно которым должностные (функциональные) обязанности старшего воспитателя, изложенные в должностной инструкции от 26 декабря 2016 года (в частности, осуществление методического руководства воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогических работников, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществление деятельности по образованию обучающихся с целью оказания помощи педагогам для обеспечения выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, координация деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса, осуществление взаимосвязи и сотрудничества в работе детского сада и социума и др.), не соответствуют тем должностным обязанностям, которые предусмотрены для данной должности, а соответствуют должностным обязанностям заместителя руководителя (директора, начальника, заведующей) учреждения образования, разработанным на основании тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н.

Так, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 06 октября 2010 года за № 18638 (далее – Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в должностные обязанности старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, входят такие обязанности как координация деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения, оказание методической помощи воспитателям, способствование обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив, то есть не только обязанности непосредственно воспитателя.

В соответствии п. 3 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников.

Согласно п. 5 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

В силу п. 6 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Пунктом 8 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» предусмотрено, что должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Таким образом, при разработке должностной инструкции старшего воспитателя детского сада № 10 допускалось уточнение перечня работ, которые свойственны данной должности в организационно-педагогических условиях детского сада № 10, в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда старшего воспитателя было возможно расширение круга его обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой, при этом без изменения должностного наименования старшему воспитателю могло быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Суд полагает, что включение в должностную инструкцию старшего воспитателя детского сада № 10 части должностных обязанностей заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (напр., осуществление контроля за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, участие в подборе и расстановке педагогических кадров, организация повышение их квалификации и профессионального мастерства и др.) и методиста (напр., оказание помощи педагогическим работникам учреждений в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности учреждений, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по дисциплинам и учебным курсам; организация и координация работы методических объединений педагогических работников, оказание им консультативной и практической помощи по соответствующим направлениям деятельности; участие в работе организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям их деятельности, по научно-методическому обеспечению содержания образования и др.) было допущено детским садом № 10 в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда старшего воспитателя, выполнение таких обязанностей не требовало другой специальности и квалификации и не привело к изменению должностного наименования старшего воспитателя.

Суд также учитывает, что должностные обязанности заместителя заведующей и методиста, предусмотренные квалификационными характеристиками, могли быть распределены работодателем между несколькими исполнителями, в том числе часть их обязанностей могла быть распределена и старшему воспитателю.

Тот факт, что в результате проведенной в детском саду № 10 специальной оценки условий труда рабочее место старшего воспитателя было признано допустимым (класс 2), правового значения для рассматриваемого дела не имеет. Работа в должности старшего воспитателя детского сада предусматривает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку включена в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, независимо от такой специальной оценки условий труда, в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей назначается не с даты возникновения права, а по истечении срока, установленного частью 1.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, приложении № 7 к Закону о страховых пенсиях и ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии».

Так, в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Срок назначения пенсии по старости при возникновении права на пенсию в 2019 году составляет не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (приложение № 7 к Закону о страховых пенсиях).

Частью 3 ст. 10 Закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено назначение пенсии ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

Принимая во внимание, что требуемый специальный стаж продолжительностью 25 лет приобретен истцом по состоянию на 02 сентября 2019 года, а право на досрочное назначение пенсии возникло 02 марта 2020 года, учитывая положения вышеприведенных норм права о сроках назначения пенсии, досрочная страховая пенсия должна быть назначена истцу со 02 марта 2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Офицеровой С.С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии удовлетворить.

Признать незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонного) от 17 декабря 2019 года в части невключения в специальный стаж периода работы Офицеровой С.С. с 01 декабря 1998 года по 02 октября 2019 года в качестве старшего воспитателя детского сада № 10 (в дальнейшем - МДОУ Детский сад № 10, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10», БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида № 10») и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) включить Офицеровой С.С. в специальный стаж в соответствии с п. 19 ч. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01 декабря 1998 года по 02 октября 2019 года в качестве старшего воспитателя детского сада № 10 (в дальнейшем - МДОУ Детский сад № 10, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10», БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида № 10»).

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) назначить Офицеровой С.С. досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права на пенсию, то есть 02 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.Г. Закутина

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2020 года.