ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Судья Советского районного суда <адрес> Омарова М.А.
С участием: помощника прокурора Советского района г. Махачкалы Абдуллаева А.С.
Представителя Минстроя <адрес> ФИО1
Представителя Администрации <адрес> ФИО2
При секретаре Джалаловой Д.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Советского <адрес> к ФИО3 о признании постройки самовольной, обязать снести ее за свой счет, признании незаконным постановления о выделении земельного участка, договора купли-продажи земельного участка и признании недействительным записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок, по иску Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>) к ФИО3 о признании постройки, возведенной в нарушении градостроительных норм - самовольной и обязать снести ее за счет собственных средств, по встречному иску ФИО3 к Администрации <адрес> о признании права собственности на самовольно возведенное строение
Установил:
Прокурор Советского <адрес> обратился в суд с иском к ФИО3 о признании незаконными действий ответчика по осуществлению строительных работ на земельном участке (площадью <данные изъяты> кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, признании возводимого ответчиком строения самовольной постройкой и обязать снести указанное самовольное строение, возводимое им на земельном участке (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>.
В обоснование указывает, что ответчиком самовольно без разрешительных документов, в отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, возводится самовольное 4 этажное здание с цокольным техническим этажом на земельном участке (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>. Строительством указанного самовольного строения ущемляются права жильцов соседних индивидуальных домов, а также исключена возможность дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения и др.). Предъявление иска обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку строящееся здания в последующем будет являться местом общего посещения, и должно отвечать требованиям градостроительного законодательства и строительным нормам и правилам по соответствию качества строительства, безопасности и эксплуатационной конструктивной надежности здания. Поскольку самовольно возводимые ответчицей объекты нарушает права и интересы муниципалитета и осуществлены в нарушении градостроительных норм, полагают необходимым обязать ответчика снести их.
В дополнении к исковому заявлению, прокурора Советского <адрес> просит признать незаконным постановление и.о. главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении земельного участка (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, ФИО3 в собственность, признать незаконным договор купли-продажи указанного земельного участка между МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и отменить государственную регистрацию права собственности ФИО3 на земельный участок (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>. В обоснование указывает на то, что земельный участок в собственность ответчика передано в нарушении требований статей 11.2, 11.3, 11.10 и ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в установленном порядке не был сформирован. Неопределенным является указание в постановлении статуса земельного участка «как используемый» по сути самовольно захваченного. Координаты земельного участка, кадастровый номер и место расположение его отсутствовали. Земельным законодательством не предусмотрено узаконение самовольно захваченного земельного участка. Указание в п. 3 Постановления, согласно которого Управлению архитектуры и градостроительства предписано заключить договор купли-продажи с ФИО3 также является незаконным, поскольку указанное управление не может выступать продавцом муниципального имущества, функции по распоряжению муниципальным имуществом входит в компетенцию Комитета по управлению имуществом <адрес>. В рассматриваемом случае земельный участок продан без торгов на основании оспариваемого постановления. Неопределенным является и цена земельного участка, поскольку из оспариваемого постановления не ясно, кем и на основании какого документа она определена. В соответствии со ст. 39.4 ЗК РФ цена продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником. В соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ регламентированы случаи продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Земельный участок, предоставленный ФИО3 не входит в категорию земельных участков, которые отчуждаются без проведения торгов (ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ). Полагает, оспариваемое постановление незаконным и соответственно подлежат расторжению договор купли-продажи земельного участка, и отмене государственная регистрации права собственности ответчика на указанный земельный участок.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> также обратилось в суд с иском к ФИО3 о признании каркаса пятиэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером № самовольной постройкой, возведенной в нарушении градостроительных норм, и обязать снести ее за счет собственных средств, указывая в обоснование на то, строительство объекта ведется в зоне, не отведенной по документам территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территорий под многоэтажное жилищное строительство, строительно-монтажные работы выполняются без получения в установленном порядке положительного заключения экспертизы проектной документации, без получения разрешения на строительство и без осуществления контроля качества строительно-монтажных. Также не было получено извещение до начала строительных работ извещение о начале строительства. Предъявление иска обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку строительство данного жилого объекта ведется с нарушением градостроительного законодательства и строительных нормативов влечет за собой ущемление прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности.
Во встречных исковых требованиях ФИО3 к Администрации <адрес> просит признать за ним право собственности на самовольно возведенное строение, указывая на то, что возведенное им строение на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, не нарушает чьих-либо прав и интересов, не создает угрозу для жизни окружающих. Строение произведено в соответствии с нормами и правилами СНИПа.
В суде представитель прокуратуры Советского <адрес> иск поддержал, по указанным в исковом заявлении и дополнении к иску основаниям, также в уточнении просил признать недействительной государственную регистрацию права собственности ФИО3 на земельный участок.
Представитель Минстроя <адрес> также поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представитель Администрации <адрес> исковые требования, заявленные к ФИО3 считает обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Ответчик, а также его представитель будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, возражений относительно заявленных требований суду не представилиа.
С согласия представителя истца, дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Встречный иск ФИО3 оставлен без рассмотрения согласно определения суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку ответчиком, применительно к указанной норме закона своих возражений и доводов суду не представил, суд рассмотрел дело по представленным истцом доказательствам.
Согласно п.3.1 СНиП от ДД.ММ.ГГГГ строительство объекта недвижимости (здания, сооружения) может выполняться только при наличии разрешения на строительство.
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Таким образом, разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается в соответствии с настоящим кодексом на основании заявления заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.
Таких доказательств, ответчиком суду не представлено и из материалов дела они не следуют.
Как видно из акта проверки объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, составлено с участием представителя прокуратуры и Управления Государственного строительного надзора Минстроя РД: в нарушении требований ч. 4 ст. 2 ГК РФ, строительство объекта ФИО3 осуществляется в зоне, не отведенной по документам территориального планирования, правил землепользования и застройки документации по планировке территорий под многоэтажное жилищное строительство, в нарушении требований ч. 1 ст. 49 ГК РФ, строительно-монтажные работы выполняются без получения в установленном порядке положительного заключения экспертизы проектной документации; в нарушении требований ч. 1 статьи 51 ГК РФ, строительно-монтажные работы осуществляются без получения в установленном порядке разрешения на строительство; в нарушении требований ч. 3 ст. 52 ГК РФ, не осуществляется контроль качества строительно-монтажных работ; в нарушении ч. 5 ст. 52 ГК РФ в Управление Росстройнадзора Минстроя РД не представлено до начала строительно-монтажных работ извещение о начале строительства.
Указанные в акте обстоятельства не оспорены ответчиком и следуют из материалов дела.
Судом установлено, что возводимая ФИО3 постройка является самовольной и ее возведение нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку ведется с нарушением градостроительного законодательства и строительных нормативов, влечет за собой ущемление прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение либо иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные истцами требования к ФИО3 в указанной части, как основанные на законе.
Требования прокурора Советского <адрес> в части признания незаконным постановление и.о. главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении земельного участка (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, ФИО3 в собственность, признании незаконным договора купли-продажи указанного земельного участка между МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес> суд находит обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением и.о. Главы Администрации г<адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 переоформлен в собственность земельный участок площадью 740 кв.м. под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>
Из пункта 3 указанного постановления следует указание Управлению архитектуре и градостроительства Администрации <адрес> заключить договор купли-продажи с ФИО3, ФИО3 внести плату в сумме <данные изъяты> за собственность на землю.
В соответствии со ст. 39.1 ч. 2 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;
1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ)
2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;
4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
5) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 336-ФЗ)
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(пп. 11 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 119-ФЗ)
3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.
Как следует из вышеуказанной нормы закона, земельный участок, предоставленный ФИО3 не входит в категорию земельных участков, которые отчуждаются без проведения торгов (ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Кроме того, как правильно следует из доводов истца, Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> не может выступать продавцом муниципального имущества, функции по распоряжению муниципальным имуществом входит в компетенцию Комитета по управлению имуществом <адрес>.
При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Советского <адрес> о признании незаконным постановление и.о. главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении земельного участка (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, ФИО3 в собственность, признании незаконным договора купли-продажи указанного земельного участка между МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Советского <адрес> к ФИО3 о признании незаконными действий ответчика по осуществлению строительных работ на земельном участке (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, признании возводимого ответчиком строения самовольной постройкой и обязать снести указанное самовольное строение, возводимое им на земельном участке (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, о признании незаконным постановления и.о. главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении земельного участка (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, ФИО3 в собственность, признании незаконным договора купли-продажи указанного земельного участка между МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес> удовлетворить.
Иск Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>) к ФИО3 о признании каркаса пятиэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером № самовольной постройкой, и обязать снести ее за счет собственных средств – удовлетворить.
Признать незаконными действия ответчика ФИО3 по осуществлению строительных работ на земельном участке (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, признать самовольной постройкой пятиэтажный многоквартирный жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, и обязать ФИО3 снести указанное самовольное строение, возводимое им на земельном участке (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>.
. Признать незаконными постановление и.о. главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении земельного участка (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, ФИО3 в собственность, а также договор купли-продажи земельного участка (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенному по <адрес>, между МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок (площадью 740 кв.м.), с кадастровым номером №, расположенному по <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случаях, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: М.А. Омарова
Отпечатано в совещательной комнате.