ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-455/2021 от 13.07.2021 Торжокского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2021 года г. Торжок

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Вишняковой Т.Н., при секретаре Брянцевой А.И.,

с участием представителя процессуального истца – помощника Торжокского межрайонного прокурора Алексеева Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в интересах Андреева Александра Герасимовича и Андреевой Татьяны Александровны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО10 и ФИО5, к администрации муниципального образования город Торжок Тверской области о возложении обязанности обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор, действуя в интересах Андреева А.Г. и Андреевой Т.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО5, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Торжок Тверской области о возложении обязанности обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно: организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения к границам земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Андрееву А.Г., Андреевой Т.А., ФИО4, ФИО10, ФИО5, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что в межрайонную прокуратуру поступило обращение Андреева А.Г. по вопросу предоставления многодетной семье земельного участка, не обеспеченного объектами инженерной инфраструктуры. В ходе проведенной проверки установлено, что по результатам рассмотрения заявления Андреева А.Г. от 02.05.2017 администрацией города Торжка Тверской области принято распоряжение от 04.05.2017 №153-р, в соответствии с которым Андреев А.Г. поставлен на учет по бесплатному предоставлению земельного участка на основании статьи 1 Закона Тверской области от 07.12.2011 №75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области». Андреев А.Г. выразил согласие на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 1200 кв. м. для индивидуального жилищного строительства. На основании постановления администрации города Торжка Тверской области от 24.07.2019 №266 Андрееву А.Г., Андреевой Т.А., ФИО4, ФИО10, ФИО5 бесплатно в общую долевую собственность (по 1/5 доли каждому) предоставлен земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1200 кв. м. для индивидуального жилищного строительства. На момент предоставления указанный земельный участок не был обеспечен инженерно-технологическими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой. Семье Андреевых был предоставлен в собственность бесплатно указанный земельный участок, между тем до настоящего времени у границ данного земельного участка отсутствует инженерная инфраструктура: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, автомобильная дорога местного значения. Отсутствие инженерной инфраструктуры на земельном участке, переданном многодетной семье, свидетельствует о нарушении их социальных прав как лиц, относящихся к льготной категории граждан, и создает препятствия в реализации права по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, то есть под индивидуальное жилищное строительство. Руководствуясь положениями ч.1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит в судебном порядке обязать администрацию города Торжка Тверской области обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в порядке ст.43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Управление финансов администрации города Торжка.

В судебном заседании помощник Торжокского межрайонного прокурора Алексеев Д.С. заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Материальные истцы Андреев А.Г. и Андреевой Т.А., действующие в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО10, ФИО5, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, письменно просили о рассмотрении дела в их отсутствие

Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил суду письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что администрация МО <адрес> исковые требования не признает, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу. На территории Тверской области случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, установлены законом Тверской области от 07.12.2011 №75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, расположенных на территории Тверской области». Вместе с тем, ни указанным законом, ни федеральным законодательством не установлен порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении бесплатно в собственность граждан, в том числе и гражданам, имеющим трех и более детей. Законом № 75-ЗО также не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления получать технические условия подключения объектов к сетям при предоставлении земельных участков семьям, имеющим трех и более детей. Части 8,10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, на которые ссылается процессуальный истец, распространяются на обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечить правообладателю земельного участка сроки подключение (технологическое присоединение) построенного и реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, представленными правообладателю земельного участка, однако данных о наличии на предоставленном семье материального истца земельном участке построенного (строящегося) либо реконструируемого объекта капитального строительства не имеется.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, возражений относительно заявленных истцом требований не представил, указал, что на территории Тверской области сложилась судебная практика по разрешению аналогичных споров, были вынесены решения, согласно которым обязанность по созданию инженерной инфраструктуры была возложена исключительно на органы местного самоуправления, в отношении иных лиц, привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков (в тот числе Министерства), судом было отказано.

Представитель третьего лица Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, возражений относительно заявленных истцом требований не представил.

Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Третье лицо Управление финансов администрации г.Торжка в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, с ходатайствами не обращалось, позиции относительно заявленных требований не выразило.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что материальные истцы Андреев А.Г. и Андреева Т.А. являются родителями ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО5, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями свидетельств о рождении I-ОН №833981, I-ОН №864054, I-ОН №798779, I-ОН 837852.

Из материалов дела следует, что семья Андреева А.Г. относится к льготной категории граждан, поскольку является многодетной семьей.

Постановлением администрации города Торжка Тверской области от 24.07.2019 №266 Андрееву А.Г., Андреевой Т.А., ФИО4, ФИО10, ФИО5 бесплатно в общую долевую собственность (по 1/5 доли каждому) предоставлен земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1200 кв. м. для индивидуального жилищного строительства.

Согласно требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент предоставления земельного участка) предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта. Пункт 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент предоставления земельного участка) указывал на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, формирование земельного участка, а также определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3), организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасного дорожного движения в них, включая создание и обеспечение функционирование парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Аналогичные положения закреплены в статье 8 Устава муниципального образования город Торжок Тверской области, возлагающей на муниципальное образование город Торжок решение перечисленных вопросов местного значения.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, бесплатно осуществляется в случае и в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области, а также предельные размеры бесплатно предоставляемых земельных участков установлены Законом Тверской области от 07.12.2011 №75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» (далее – Закон «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области»).

В соответствии со статьей 1 поименованного Закона правом на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, обладают граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, при одновременном наличии следующих условий: 1) гражданин является родителем (усыновителем) трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ним;

2) гражданин проживает в Тверской области не менее 5 лет.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Закона «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно в собственность предоставляются органами местного самоуправления городских округов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городских округов, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городских округов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, для индивидуального жилищного строительства – 0,1 га, максимальные размеры – 0,15 га (статья 4 Закона «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области»).

Бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков является законодательно закрепленной мерой социальной поддержки.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем повышению качества жилищно-коммунальных услуг», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года №1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).

Между тем, в системе как прежнего, так и действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность граждан бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территории городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования – правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаях бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года №372, подпункты 3 и 4 пункта 17).

Таким образом, Конституционный суд пришел к выводу, что возложение на муниципальное образование обязанности по обеспечению объектами необходимой инфраструктуры земельных участков, предоставленных бесплатно в качестве меры социальной поддержки многодетной семье, соответствует конституционной природе местного самоуправления.

Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки в силу конституционных принципов равенства и справедливости, предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков. Иное могло бы обеспечить данную меру социальной поддержки.

Как следует из пункта 17 Методических рекомендаций, субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: транспортная доступность, существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения.

Согласно пункту 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (далее – Правила).

Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

Кроме того, распоряжением Правительства Тверской области от 16.04.2013 №167-рп утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» (далее – План мероприятий).

Пунктом 2 распоряжения Правительства Тверской области от 16.04.2013 №167-рп органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области рекомендовано обеспечить реализации плана мероприятий («дорожные карты») «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей».

Реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.

Согласно пунктам 6,7 Плана мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесено к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий «дорожной карты», возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.

Разработанный Правительством Тверской области План мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает, что предоставлению земельных участков льготным категорий граждан предшествует проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры в отношении данных участков.

Анализируя указанные выше нормы закона, суд считает, что под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, осуществление государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно- технического обеспечения.

В силу требований п.7 ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.

На основании частей 8 и 10 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что при предоставлении в собственность многодетной семье Андреева А.Г. земельного участка администрация г. Торжка не подготавливала технические условия для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) предусмотрено предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Тверской области от 16.04.2013 года № 167-рп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей».

Реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.

В соответствии с указанным выше планом мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей отнесено к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий «дорожной карты», возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.

Разработанный Правительством Тверской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельного участка предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт5).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе и при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Данная позиция подтверждается и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года № 2516-0, который анализируя действующее законодательство относительно полномочий органов местного самоуправления пришел к выводу, что, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судом установлено, что на момент предоставления земельного участка он не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно приказу Минрегиона России от 09 сентября 2013 года № 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением «многодетным семьям» земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

До предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, нормами закона установлена обязанность органов местного самоуправления по принятию комплекса мер, связанных с предоставлением земельных участков, в том числе определение и получение технических условий подключения инфраструктуры к передаваемым в рамках реализации программы по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, земельных участков.

В Определении от 09 ноября 2017 года № 2516-0 Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая заявление о проверке законности положений пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указал, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, в связи с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

Доводы ответчика относительно источников финансирования работ по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой суд не принимает во внимание, поскольку данный вопрос предметом спора не является, а само по себе отсутствие денежных средств в местном бюджете не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанности по организации обеспечения строительства объектов инженерной инфраструктуры, так как приведенные выше нормы права не связывают реализацию вопросов местного значения с наличием средств в соответствующем бюджете. Финансовое обеспечение осуществления возложенных на органы местного самоуправления полномочий, решение вопросов местного значения является обязанностью соответствующих органов муниципального образования.

Поскольку в настоящее время администрацией муниципального образования город Торжок Тверской области не предприняты какие-либо меры по обеспечению возможности подключения выделенного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

С учетом объема работ, необходимых для обеспечения земельного участка объектами инженерной инфраструктуры, суд считает возможным установить срок исполнения решения – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора в интересах Андреева Александра Герасимовича и Андреевой Татьяны Александровны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО10 и ФИО5, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования города Торжка Тверской области обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно: организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения к границам земельного участка, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Андрееву Александру Герасимовичу, Андреевой Татьяне Александровне, ФИО4, ФИО10 и ФИО5 в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Торжокский межрайонный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Т.Н. Вишнякова

В окончательной форме решение принято 20.07.2021.

Копия верна. Подлинник находится в деле № 2-455/2021 (УИД 69RS0032-01-2021-001043-31) Торжокского межрайонного суда Тверской области.

Председательствующий Т.Н. Вишнякова

1версия для печатиДело № 2-455/2021 ~ М-315/2021 (Решения)