Дело № 2-455/2021
УИД: 29RS0028-01-2021-000675-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мирный 27 декабря 2021 г.
Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Агеева Д.А.,
при помощнике судьи Кирилловой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Свободное пространство» о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании уплаченных денежных средств, расходов на доставку товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности вывезти товар,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Свободное пространство» (далее – ООО «Свободное пространство») о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании уплаченных денежных средств, расходов на доставку товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности вывезти товар.
В обоснование иска указал, что 14 мая 2021 г. через интернет-магазин «Шкаф-кровать» приобрел у ответчика шкаф-кровать с диваном «Виктория», размером 160х200 стоимостью 69 900 рублей. 15 мая 2021 г. им была внесена предоплата в размере 50% от стоимости товара в сумме 34 950 рублей, 12 августа 2021 г. перечислена оставшаяся сумма в размере 34 950 рублей. 20 августа 2021 г. товар был доставлен по адресу, указанному в договоре, при этом истцом совместно с представителем был произведен осмотр товара с проведением фотосъемки, в ходе которого выявлены его значительные повреждения, о чем составлен коммерческий акт передачи, с отражением всех недостатков. За доставку товара им оплачено отдельно при получении 16 259 рублей. О факте получения товара ненадлежащего качества истец незамедлительно сообщил продавцу. 23 августа 2021 г. он направил генеральному директору ООО «Свободное пространство» претензию заказным письмом с копией по электронной почте. 24 августа 2021 г. получил ответ о том, что его обращение находится на рассмотрении. Поскольку в установленный законом 10-дневый срок его требование о возврате стоимости товара удовлетворено не было, с ответчика в его пользу подлежит взысканию неустойка, исчисленная по день вынесения судом решения, в размере 325 681 рубль 02 коп.
Просил суд расторгнуть договор купли-продажи мебели № *** от 14 мая 2021 г., взыскать с ответчика ее стоимость в размере 69 900 рублей, расходы, понесенные в связи с оплатой доставки товара в размере 16 259 рублей, неустойку за период с 24 августа 2021 г. по 6 сентября 2021 г., компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф, предусмотренный законом о защите прав потребителей, обязать ответчика вывезти товар из его квартиры за свой счет не позднее 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии истец увеличил исковые требования и просил взыскать неустойку за период с 24 августа 2021 г. по 27 декабря 2021 г. в размере 325 681 руб. 02 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Деловые линии».
Дело рассмотрено без участия сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 503 ГК РФ покупатель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи при наличии любых недостатков, которые не были оговорены продавцом, в том числе не являющихся существенными.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
а) потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
б) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
в) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
г) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
д) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
При разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце.
Как следует из материалов дела, 14 мая 2021 г. между истцом и ответчиком ООО «Свободное пространство» (Интернет-магазин: шкафкровать33) заключен договор купли-продажи № 732, предметом которого является купля-продажа мебели по индивидуальному дизайн-проекту (талон на сборку, являющийся неотъемлемой частью договора) и сборка/доставка по адресу покупателя: Архангельская область, г. Мирный, *** ТК Главдоставка (до адресата).
Согласно договору продавец обязуется оказать комплекс следующих услуг: изготовить эскизы и чертежи (дизайн-проект) на заказываемую мебель, осуществить сборку/доставку мебели по указанному покупателем адресу, покупатель обязуется принять и оплатить оказанные продавцом услуги.
Общая стоимость оказываемых покупателю услуг по договору составляет 69 900 рублей, стоимость услуг является твердой.
В момент заключения договора покупатель производит предоплату в размере 50 % от стоимости заказа (34 950 рублей). Остаток суммы в размере 34 950 рублей покупатель оплачивает продавцу наложенным платежом в ТК при получении заказа. Услуги ТК оплачиваются по их тарифам отдельно.
С момента доставки и до сборки, а в случае доставки силами покупателя с момента передачи комплекта мебели последнему или его представителю, ответственность за сохранность комплектующих несет покупатель.
При обнаружении в процессе приемки услуг отступлений от условий договора и заказа, ухудшающих результат оказанных услуг, покупатель обязан немедленно заявить об этом продавцу и отразить свои замечания в акте.
В соответствии с условиями договора 15 мая 2021 г. ФИО1 произведена предоплата в размере 34 950 рублей на счет продавца.
12 августа 2021 г. истцом произведена оплата оставшейся части суммы по договору в размере 34 950 рублей.
Таким образом, истец свои обязательства по договору купли-продажи исполнил в полном объеме, что стороной ответчика не оспаривается.
20 августа 2021 г. товар был доставлен истцу по адресу: Архангельская область, г. Мирный, ***. За доставку истцом было оплачено ООО «Деловые линии» 16 259 рублей.
В ходе произведенного ФИО1 совместно с представителем транспортной компании осмотра выявлены значительные повреждения товара, о чем составлен акт, согласно которому повреждены элементы из ДСП (вздутие, сколы, замятие углов), повреждены элементы мягкой мебели (потертости, дыры), следы влаги на упаковке и элементах изделия.
Указанные недостатки подтверждаются представленными в деле фотографиями.
23 августа 2021 г. ФИО1 в адрес ответчика посредством Почты России и по электронной почте направлена претензия в связи с получением товара ненадлежащего качества.
Согласно ответу от 24 августа 2021 г. указанная претензия находится на рассмотрении, претензия направлена в ТК, поскольку это их вина.
Из ответа на претензию от 22 августа 2021 г. следует, что в установленный срок товар был доставлен в транспортную компанию Главдоставка г. Владимир от имени ФИО2 для упаковки в деревянную обрешетку и дальнейшей транспортировки ТК Главдоставка, а далее – ТК «Деловые линии» в г. Архангельск – в полной комплектации надлежащего качества и фирменной упаковке без видимых повреждений, о чем свидетельствуют фотографии, сделанные ТК Главдоставка и экспедиторская расписка. Жесткая упаковка была нарушена во время перевозки, и товар поврежден по вине ТК «Деловые линии».
В силу требований абз. 5 п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Учитывая то, что истцу был продан товар с недостатками (повреждены элементы из ДСП (вздутие, сколы, замятие углов), повреждены элементы мягкой мебели (потертости, дыры), следы влаги на упаковке и элементах изделия), в связи с продажей товара с недостатками ответчиком нарушены права истца как потребителя, его требования о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Доказательств, освобождающих от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, стороной ответчика не представлено.
Напротив, 29 октября 2021 г. директором ООО «Свободное пространство» ФИО2 направлена претензия в ПАО «Группа Ренессанс Страхование» о порче направленного ФИО1 груза, с просьбой перечислить страховое возмещение на счет ООО «Свободное пространство».
Продажа товара ненадлежащего качества свидетельствует о нарушении прав потребителя, в связи с чем в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд взыскивает с продавца компенсацию морального вреда с учетом степени нравственных страданий потерпевшего в сумме 5 000 руб.
Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В силу п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
В соответствии с ч.1 ст.333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен и признан неверным. Поскольку между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи, к нему применяются положения главы 2 Закона РФ «О защите прав потребителей», а не главы 3.
Поскольку истец обратился к ответчику с претензией 23 августа 2021 г., период просрочки составит 115 дней, начиная с 3 сентября 2021 г. по 27 декабря 2021 г. Таким образом, сумма неустойки составит 80 385 рублей (115х1%х69 900). Оснований для снижения неустойки суд не находит.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, в пользу ФИО1 с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 85 772 рубля.
Согласно п.7 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
Следовательно в соответствии с указанной нормой на ответчика необходимо возложить обязанность вывоза некачественного товара.
В силу положений ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика ООО «Свободное пространство» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина при подаче иска, от которой был освобожден истец пропорционально удовлетворенным требованиям имущественного характера размере 4531 руб. и неимущественного - 300 руб., всего 4831 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Расторгнуть договор купли-продажи мебели № 732, заключенный 14 мая 2021 г. между ФИО1 и Обществом с ограниченной ответственностью «Свободное пространство».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Свободное пространство» в пользу ФИО1, уплаченную за товар сумму в размере 69 900 рублей, расходы на доставку товара в размере 16 259 рублей, неустойку за период с 3 сентября 2021 г. по 27 декабря 2021 г. в размере 80 385 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 85 772 рубля, всего взыскать 257 316 (двести пятьдесят семь тысяч триста шестнадцать) рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Свободное пространство» о взыскании неустойки и компенсации морального вреда в большем размере отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Свободное пространство» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4831 рубль.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Свободное пространство» вывезти товар (шкаф-кровать с диваном «Виктория» 160х200) из жилого помещения ФИО1 по адресу: Архангельская область, г. Мирный, *** за свой счет не позднее 7 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Агеев Д.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 декабря 2021 г.
Председательствующий Агеев Д.А.