Дело № 2-455/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года г. Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красовской Ю.О., при секретаре Утиной О.Н., с участием представителя интересов истца Администрации г.о.г. Выкса ФИО1, действующей на основании доверенности от ДАТА №Х, ответчика ФИО2, представителя ответчиков Ворожеиновой И.В., действующей на основании ордера от ДАТА № 4…, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области к ФИО2, ФИО3 о признании недействительным соглашения о намерениях,
установил:
Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО2, ФИО3 о расторжении соглашения о намерениях № Х (предварительный договор мены) от ДАТА, заключенного между ФИО2, ФИО3 и Администрацией г.о.г. Выкса Нижегородской области.
Исковые требования мотивированы тем, что ДАТА многоквартирный дом, расположенный по адресу: АДРЕС, был признан аварийным и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168. 25 августа 2020 года между ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, было заключено соглашение о намерениях №Х (предварительный договор мены), с целью предоставления им жилого помещения, во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, приобретаемого в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168. 08 декабря 2020 года ФИО2, ФИО3 было направлено уведомление о расторжении соглашения о намерениях от ДАТА №Х. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2020 года №926 «О внесении изменений в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168, администрацией городского округа город Выкса ФИО2, ФИО3 было направлено соглашение о расторжении соглашения о намерениях (предварительный договор мены) от ДАТА №Х. В соответствии с ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. ФИО2, ФИО3 приобрели право общей долевой собственности по х\х доли в праве каждая на квартиру АДРЕС на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДАТА, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации НОМЕР ДАТА. ФИО2 приобрела право общей долевой собственности на х\х долей в праве на основании договора купли-продажи от ДАТА, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № НОМЕР ДАТА. Согласно ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации право общей долевой собственности ФИО2 возникло позднее, чем многоквартирный дом признали в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а именно ДАТА. Таким образом, ФИО4 не имеет права на переселение посредством заключения договора мены жилых помещений, в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», так как согласно ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. На основании вышеизложенного истец просил расторгнуть соглашение о намерениях №Х (предварительный договор мены) от ДАТА, заключенный между ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области.
Впоследствии, исковые требования истцом были изменены в порядке ст.39 ГПК РФ, а именно истец просит признать недействительным соглашение о намерениях №Х (предварительный договор мены) от ДАТА, заключенное между ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса. В обоснование данных требований истец дополнительно указывает, что в соответствии с п. 1 ст.166 ГК РФ, п.1 ст. 167 ГК РФ, п.2 ст. 168 ГК РФ, п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" заключение соглашения о намерениях №Х (предварительного договора мены) от ДАТА нарушает требования закона, содержащего явно выраженный запрет по совершению таких сделок (посягает на публичный интерес), а также нарушает права и охраняемые законом интересы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, так как приводит к невозможности надлежащей реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168.
В судебном заседании представитель интересов истца Администрации г.о.г. Выкса ФИО1, действующая на основании доверенности от ДАТА № Х, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить и признать недействительным соглашение о намерениях №Х (предварительный договор мены) от ДАТА, заключенное между ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, пояснив, что поскольку сделка, а именно заключение договора купли-продажи х\х доли ФИО2 состоялось после признания дома аварийным, то возможность исполнения условий Соглашения в части предоставления всем ответчикам другого жилого помещения отсутствует, поскольку изъятию подлежит объект (квартира) в целом. На момент заключения предварительного договора мены его сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным его условиям, но поскольку на момент заключения спорного Соглашения уже вступили в законную силу положения ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, то условия, содержащиеся в нем (Соглашении), противоречат требованиям закона и являются недействительными.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования администрации г.о.г. Выкса не признала, представитель интересов ответчиков адвокат Ворожеинова И.В., действующая на основании ордера от ДАТА №ххх, указала, что в рассматриваемом случае ответчики – собственники жилого помещения имеют право выбора обеспечения их жилищных прав, а именно либо предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп, поскольку изначально право собственности ответчиков на спорное жилое помещение возникло в 2005г. на основании договора приватизации от ДАТА, то есть до даты признания многоквартирного жилого дома аварийным.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Третье лицо Министерство строительства Нижегородской области в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом – судебной повесткой, в представленном отзыве на исковые требования ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что Министерство является разработчиком и государственным заказчиком (координатором) региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 168 (далее - Программа). Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Программой определено взаимодействие министерства с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области - участников Программы по расселению многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г. При этом конкретные мероприятия по переселению граждан из аварийных жилых домов (в том числе заключение с гражданами договоров мены, договоров социального найма и др.) осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы самостоятельно. Урегулирование вопроса о расторжении соглашения о намерениях (предварительного договора мены) от ДАТА № Х осуществляется в рамках договорных отношений между администрацией и ответчиками, министерство не является стороной данного соглашения. Вместе с тем считает необходимым отметить следующее. Многоквартирный дом по адресу: АДРЕС признан аварийным ДАТА, включен в третий этап Программы с планируемым ориентировочным сроком расселения до ДАТА. В целях приведения Программы в соответствие с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) постановлением Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2020 г. № 926 раздел 10 Программы дополнен новой нормой, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности (за исключением случаев наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным, имеют право только на выплату возмещения. Разъяснения по вопросу применения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ содержатся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06. Минстрой России в данном письме указывает, что Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 473-ФЗ) статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. Данная норма вступила в силу 28 декабря 2019 г. Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 г., размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание представителя не направило, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных пояснениях на иск указало, что являясь в силу пункта 1 положения «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, Минстрой России полагает возможным пояснить следующее. На основании части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Согласно части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. Как указано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ). Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ была дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются. Дополнительно Минстрой России отмечает, что в отношении доли жилого помещения, которая принадлежала лицу на основании ранее возникшего права собственности до признания многоквартирного дома аварийным, гражданину может быть предоставлена либо выплата возмещения за изымаемое жилое помещение, либо жилое помещение. Если доля жилого помещения приобретена собственником после признания дома аварийным на основании договора дарения, то в соответствии с положениями части 8.2 статьи 32 ЖК РФ он имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения им жилого помещения, а в случае с договором дарения размер может быть определен из рыночной стоимости полученного имущества в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание представителя не направил, о дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав представителя истца, ответчика, представителя ответчиков, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст.12, 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что по адресу: АДРЕС располагается жилое помещение – квартира № Х, общей площадью х,х кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДАТА.
Ответчики ФИО2, ФИО3 приобрели право общей долевой собственности по х\х доли каждая в праве на квартиру №Х АДРЕС на основании Договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДАТА, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации НОМЕР от ДАТА.
Впоследствии, ответчик ФИО2 приобрела х\х доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру №Х АДРЕС на основании договора купли-продажи от ДАТА, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № НОМЕР ДАТА. Таким образом, ФИО2 является собственником х\х доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.
ДАТА многоквартирный дом, расположенный по адресу: АДРЕС, был признан аварийным и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168.
ДАТА между ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, было заключено Соглашение о намерениях №Х (предварительный договор мены), с целью предоставления им (ответчикам) жилого помещения, во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, приобретаемом в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168.
Как следует из п. 1 Соглашения о намерениях № Х (предварительного договора мены) от ДАТА, заключенного между сторонами, ответчиками сделан выбор в пользу предоставления им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения.
Согласно п.1 и п.3 указанного Соглашения администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области было дано согласие и приняты на себя обязательства по предоставлению ответчикам жилого помещения во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, а также обязательства по заключению в будущем основного договора мены.
Из пункта 3 вышеуказанного Соглашения также следует, что на момент его заключения Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области было известно о договоре купли-продажи доли в праве х\х на квартиру, заключенного ДАТА, а также распределении долей после вышеуказанной сделки - наличии у ФИО2 х\х доли в праве общей долевой собственности.
Однако, ДАТА Администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО2, ФИО3 было направлено Уведомление о расторжении Соглашения о намерениях от ДАТА №Х. Основанием для направления данного Уведомления со стороны Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области послужило то обстоятельство, что в соответствии с ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Поскольку ФИО2 х\х доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру было приобретено на основании договора купли-продажи уже после признания дома аварийным, а именно ДАТА, то условия Соглашения о намерениях №Х не могут быть исполнены, поскольку не основаны на законе.
Соглашение о расторжении Соглашения о намерениях от ДАТА №Х ответчиками подписано не было, в связи с чем, Администрация г.о.г. Выкса обратилась в суд с иском о его расторжении в судебном порядке.
Кроме того, уточнив исковые требования, Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области просит признать недействительным Соглашение о намерениях №Х (предварительный договор мены) от 25 августа 2020 года, заключенное между ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, поскольку Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", статья 32 Жилищного кодекса РФ была дополнена частью 8.2 следующего содержания: граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. В соответствии с п. 1 ст.166 ГК РФ, п.1 ст. 167 ГК РФ, п.2 ст. 168 ГК РФ, п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" заключение соглашения о намерениях №76 (предварительного договора мены) от 25.08.2020 нарушает требования закона содержащего явно выраженный запрет по совершению таких сделок (посягает на публичный интерес), а также нарушает права и охраняемые законом интересы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, так как приводит к невозможности надлежащей реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168.
Однако, с данной позицией истца суд не может согласиться в силу следующего.
Как указывалось ранее, ДАТА многоквартирный дом, расположенный по адресу: АДРЕС, заключением межведомственной комиссии был признан аварийным и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Однако, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Аналогичные разъяснения содержатся в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.)
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС было признано аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, на основании Заключения межведомственной комиссии о признании непригодным для постоянного проживания от ДАТА NХ.
Постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 21 ноября 2012 г. N 5497 многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений в данном доме был установлен срок для сноса – 7 лет.
Жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС был включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168 с предполагаемым сроком расселения до ДАТА.
Доводы истца (по первоначальным требованиям) о том, что поскольку в собственность ответчика ФИО2 х\х доля спорного жилого помещения поступила на основании договора купли-продажи от ДАТА, то есть когда жилой дом был уже признан аварийным и подлежащим к сносу, то в данном случае возможность предоставления ответчикам другого жилого помещения отсутствует, судом отклоняются в том числе по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела судом не было установлено, что в действиях ответчика ФИО2 имеются какие-либо признаки злоупотребления своими материальными и процессуальными правами.
Договор купли-продажи х\х доли спорной квартиры был заключен между Ю.С.А. и ФИО2 ДАТА При этом Ю.С.А. являлся собственником указанной доли на основании решения Выксунского городского суда от ДАТА.
Вместе с тем, согласно указанному договору купли-продажи, данных о том, что спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим к сносу, не имеется.
Как следует из выписки из ЕГРН на спорный объект недвижимости, сведения об ограничении прав и обременении объекта недвижимости, не зарегистрированы.
Относительно доводов истца о недействительности условий Соглашения о намерениях №Х от ДАТА, заключенного между сторонами, поскольку оно противоречит положениям ч. 8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, которая предусматривает, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются, суд не может согласится с ними ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В данном случае спорные жилищные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу указанной правовой нормы.
Жилые помещения, расположенные по адресу: АДРЕС признаны непригодными для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу постановлением Администрации городского округа Выкса Нижегородской области от 21 ноября 2012 г., то есть до принятия и вступления в силу части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Поскольку Федеральный закон 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» не содержит указания на то, что он распространяется на ранее возникшие жилищные отношения, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса подлежат применению в случае изъятия для муниципальных нужд аварийных жилых помещений, приобретённых после 28 декабря 2019 года.
Кроме того, согласно части 3 статьи 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно части 4 указанной статьи акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
На основании части 1 статьи 4 и статьи 10 Жилищного кодекса можно сделать вывод, что жилищные отношения возникают у гражданина с момента приобретения им жилого помещения, а жилищные права, связанные с переселением из жилого помещения в признанном аварийным многоквартирном доме, основанные на статье 32 Жилищного кодекса и Федеральном законе,- с момента включения данного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как указано в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Таким образом, право собственника помещения в признанном аварийным многоквартирном доме требовать по своему выбору реализации одного из указанных способов обеспечения его жилищных прав возникает с момента включения многоквартирного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Кроме того, возникшее у собственника право требовать выплаты возмещения за изымаемое жилое помещения, в размере, определяемом в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса не предусматривало в момент возникновения этого права (то есть в момент включения многоквартирного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда) каких-либо дополнительных ограничений на размер возмещения, в том числе ограничения ценой приобретения данного жилого помещения. Применение к таким собственникам части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса означало бы распространение данной нормы на ранее возникшие жилищные права, что прямо противоречит положениям частей 3 и 4 статьи 6 Жилищного кодекса.
Таким образом, поскольку х\х доля в праве общей долевой собственности на спорное жилое помещение приобретена ответчиком ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДАТА, то есть до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, то предусмотренных законом оснований, как для расторжения, так и для признания недействительным Соглашения о намерениях №Х (предварительный договор мены) от ДАТА, заключенного между ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса у суда не имеется и в удовлетворении требований, заявленных Администрацией городского округа город Выкса следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области в удовлетворении исковых требований о признании недействительным Соглашения о намерениях №Х (предварительный договор мены) от ДАТА, заключенного между ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
ФИО5