ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-455/2022 от 11.08.2022 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

дело №2-455/2022

(26RS0026-01-2022-000725-66)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 11 августа 2022 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Мазикина М.А.,

при секретаре – Карталиеве И.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Нефтекумского района - Калина Ю.В.,

представителя ответчика Т.Ч., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика З.Ч., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края – Б., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах муниципального образования Нефтекумского городского округа Ставропольского края в лице администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, Т., З. о признании сделки недействительной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, в интересах муниципального образования Нефтекумского городского округа Ставропольского края в лице администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, Т., З. и просит признать договор аренды от 11.01.2021г. земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 100 000 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Нефтекумский городской округ, территория Махмуд-Мектебская, с видом разрешенного использования – животноводство, заключенный между администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края и Т., недействительной (ничтожной) сделкой; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде признания договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения №б/н от ДД.ММ.ГГГГ недействительной (ничтожной) сделкой; обязать управление Росреестра по Ставропольскому краю исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации договоров аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и передачи (уступки) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» №б/н от 17.12.2021г.; обязать З. возвратить Министерству имущественных отношений Ставропольского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя следующим.

Прокуратурой Нефтекумского района проведена проверка исполнения федерального законодательства при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нефтекумского городского округа поступило заявление Т. о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью кв.м., на котором расположен объект капитального строительства – жилой дом, с кадастровым номером , общей площадью кв.м.. Указанный объект недвижимости принадлежит Т. на праве собственности, основание регистрации – решение Нефтекумского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения указанного заявления на основании постановления администрации Нефтекумского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нефтекумского городского округа, в лице начальника управления имущественных и земельных отношений Л. и Т.ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор аренды земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью кв. м., с видом разрешённого использования - животноводство. В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться: 1) для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства); 2) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; 3) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; 4) некоммерческими организациями, в том числе потребительским, кооперативами, религиозными организациями; 5) казачьими обществами; 6) опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; 7) общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов; 8) при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов; 9) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Таким образом, перечень видов целевого использования земель сельскохозяйственного назначения ограничен, использование земель сельскохозяйственного назначения для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, перечнем не предусмотрено. Целевое назначение сельскохозяйственных земель по закону сводится к их использованию только для нужд сельского хозяйства, в связи с чем, на этих землях могут находиться только здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, к которым жилые дома не относятся. В силу ч.6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Таким образом, на земельных участках сельскохозяйственного назначения не допускается размещение жилых домов. С учетом изложенного, администрация Нефтекумского городского округа не имела правовых оснований для предоставления спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - животноводство, в порядке статьи 39.20 ЗК РФ под объектом капитального строительства - жилым домом. В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015г. № 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества. Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 64-КГ 16-2). Вместе с тем, какими-либо документами не подтверждается, что для размещения и эксплуатации жилого дома, общей площадью 142,7 кв. м, необходим земельный участок, площадью 100 000 кв.м., превышающей площадь жилого дома более чем в 700 раз. Доказательств того, что изначально земельный участок формировался исходя из расчета площади, необходимой для эксплуатации расположенного на нем конкретного объекта недвижимости - жилого дома, и был предоставлен исключительно для целей его размещения и эксплуатации, не имеется. Помимо этого, сам факт предоставления под жилым домом земельного участка с видом разрешенного использования - животноводство, то есть не соответствующего назначению объекта капитального строительства, свидетельствует о том, что администрация Нефтекумского городского округа имела намерение предоставить, а Т. имел намерение получить, земельный участок для животноводства, используя при этом объект капитального строительства - жилой дом как основание для его получения в отсутствие проведения предусмотренных законом конкурентных процедур. В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), органам местного самоуправления, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В подпункте 14 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве одного из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отмечается совершенствование порядка использования государственного имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. Вместе с тем, администрацией Нефтекумского городского округа в нарушение вышеуказанных требований закона земельный участок, площадью 100 000 кв. м, предоставлен Т. для эксплуатации объекта недвижимости, площадью 142,7 кв. м, в обход конкурсных процедур, предусмотренных статьями 39.11, 39.18 ЗК РФ. Таким образом, действия Т. и администрации Нефтекумского городского округа нацелены на вовлечение в гражданский оборот земельного участка, площадью 100 000 кв.м., без торгов в нарушение требований 39.11, 39.18 ЗК РФ, для дальнейшего использования для животноводства. Обследованием земельного участка установлено, что в настоящее время он используется Т. для выпаса скота. Совершенной сделкой нарушено право муниципального образования Нефтекумского городского округа на земельный участок, на получение максимальной выгоды от сдачи его в аренду по результатам конкурсных процедур, а также неопределенного круга лиц – физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на получение земельного участка по результатам торгов в порядке, предусмотренном ст.ст. 39.11, 39.18 ЗК РФ.

В судебном заседании представитель истца старшего помощника прокурора Нефтекумского района - Калина Ю.В. поддержала заявленные требования, дополнительно пояснив, что на земельном участке с кадастровым номером , расположен жилой дом, общей площадью кв.м., когда сам земельный участок общей площадью 100 000 кв.м.. Таким образом, площадь земельного участка несоразмерна площади находящегося на нем объекта недвижимости. Предоставленные представителем ответчика доказательства в виде технического заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным в акте муниципального земельного контроля. Вывод специалиста О. о том, что площадь земельного участка с кадастровым номером необходима для эксплуатации размещенных на нем объектов с кадастровыми номерами (коровник), (жилой дом), (коровник) является ошибочным, так как дополнительным осмотром, проведенным совместно с представителем управления земельных и имущественных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, установлено, что объекты капитального строительства – коровники находятся на двух других земельных участках, которые имеют кадастровые номера 3 и , что подтверждается протоколом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и выписками из ЕГРН. Кроме того, специалистом О. ошибочно сделан вывод о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами (коровник), (жилой дом), (коровник) являются единым недвижимым комплексом, что подтверждается его объяснениями, в которых он пояснил, что ему не было известно о наличии иных земельных участков, находящихся под коровниками. Иные объекты строительства, расположенные в границах земельного участка, с кадастровым номером , в виде навесов и сооружений, являются объектами самовольного строительства, на которые разрешительная документация в установленном законом порядке не получалась и в которых содержится крупнорогатый скот. Исходя из имеющегося определения животноводческий комплекс – совокупность зданий и сооружений, расположенных на одной усадьбе и связанные единой технологией производства продукции, а также административно-бытовые и хозяйственные постройки, расположенные в границах земельного участка. В силу ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах. Назначением коровников является содержание крупного рогатого скота, назначением жилого дома является удовлетворение бытовых или других потребностей, которые имеют непосредственную связь с проживанием в этом доме. Кроме того, как указывалось выше, объекты капитального строительства, отнесенные специалистом к единому недвижимому комплексу расположены на разных земельных участках. Также в ходе дополнительного осмотра установлено, что оспариваемый земельный участок в настоящее время используется для содержания и выпаса скота. Таким образом, сам факт предоставления под жилым домом земельного участка с видом разрешенного использования – животноводство, то есть не соответствующего назначению объекта капитального строительства, свидетельствует о том, что администрация Нефтекумского городского округа имела намерение предоставить, а Т. имел намерение получить земельный участок для животноводства, используя при этом объект капитального строительства - жилой дом как основание для его получения в отсутствие проведения предусмотренных законом конкурсных процедур. Вместе с тем, за ответчиками сохраняется право на выдел земельного участка под жилым домом с присвоением соответствующего вида разрешенного использования, и исключительного права на приобретение такого земельного участка.

В судебное заседание ответчики Т. и З. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, уполномочили доверенностью представлять свои интересы в судебном заседании Ч..

В судебном заседании представитель ответчиков Т. и З.Ч. исковые требования не признала, представила письменные возражения, согласно которым, с исковыми требованиями истца не согласилась по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нефтекумского городского округа в лице начальника управления имущественных и земельных отношений и Т. заключен договор аренды земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером , общей площадью кв.м., с видом разрешенного использования - «скотоводство». Указанный договор был заключен с учетом следующих обстоятельств: Т. являлся на момент заключения договора главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом деятельности которого является животноводство; дополнительными видами деятельности КФХ являлись: выращивание однолетних культур, выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян маслиничных культур, выращивание однолетних кормовых культур, выращивание многолетних культур, разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, разведение прочих пород крупного рогатого скота, разведение овец и коз, предоставление услуг в области растениеводства. Т. совместно со своей супругой осуществлял совместную хозяйственную деятельность на спорном земельном участке. На земельном участке с кадастровым номером , помимо жилого дома, принадлежащего на праве собственности Т., также расположены следующие объекты недвижимости: - нежилое здание – коровник, с кадастровым номером , площадью 591,6 кв.м., расположенный по адресу: принадлежащий супруге Т.С.; - нежилое здание – коровник, площадью 949,2 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: , принадлежащий Т.. Вид разрешенного использования указанных выше земельных участков – «скотоводство» (осуществление хозяйственной деятельности». Согласно, п.1.7 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, являющегося приложением к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №П/0413, «Животноводство» - осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.8 -.1.11, 1.15, 1.19, 1.20 (скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных. С учетом указанных обстоятельств управлением имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа СК была предоставлена на законных основаниях указанная площадь земельного участка. Истцом же данные обстоятельства при подаче иска не учтены и не исследованы. Согласно правовому подходу, изложенному в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, т.е. в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Считает, что площадь земельного участка обоснована необходимостью обеспечения эксплуатации принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости Т. и его супруге. Действующим законодательством не установлено ограничений по максимальному размеру земельного участка, предоставляемого в аренду или в собственность. Собственник объектов недвижимости имеет право на земельный участок, необходимый для использования этих объектов. По ее заказу было подготовлено техническое заключение специалиста ООО «КонсалтИнвестГрупп» Э, согласно выводам которого, площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: СК Нефтекумский городской округ территория Махмуд-Мектебская площадью 100000 кв.м., разрешенное использование – для ведения гражданами животноводства, необходима для эксплуатации размещенных на нем объектов недвижимости. Расположенные на земельном участке объекты недвижимости относятся к единому недвижимому комплексу. Площадь испрашиваемого земельного участка, с кадастровым номером , необходима для эксплуатации на нем объектов недвижимости. Испрашиваемая площадь земельного участка необходима для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, размещение здания, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных. Данное заключение является полным, ясным и понятным, соответствует требованиям ФЗ от 31.05.2011 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Действующим законодательством не предусмотрено ограничений по максимальному размеру земельного участка, предоставляемого в аренду или собственность. Статьей 1 Земельного кодекса РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленными федеральными законами. Положениями п.1 ст.166 ГК РФ определено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст.168 ГК РФ). В п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 ГК РФ разъяснено, что применительно к ст.166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды; сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Считает, что истцом не представлено доказательств того, что оспариваемой сделкой были нарушены публичные интересы по предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду неопределенного круга лиц - потенциальных желающих приобрести в аренду земельный участок и Нефтекумского городского округа передачу в аренду земельного участка на более выгодных условиях в случае проведения аукциона. Ввиду изложенного считает, что исковые требования истца незаконны и необоснованны, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по доверенности Б. с исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения, согласно которым, определением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края на надлежащего - управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее - Управление). Управление, изучив исковое заявление, возражает в полном объеме, по следующим основаниям. Земельный участок категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Нефтекумский городской округ, Территория Махмуд-Мектебская, в соответствии с Положениями установленными Земельным кодексом Российской Федерации, на основании постановления администрации Нефтекумского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ (копия постановления прилагается) был предоставлен Т. в аренду, сроком на 49 лет. В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (обзор Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 04 июня 2014 года). В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 39. 20. Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В соответствии с п. 1 ст. 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления. Согласно подп. 17 п. 8 ст. 39.8. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом. Следует отметить, что вышеуказанные нормы действующего Земельного законодательства не подразумевают конкретное назначение здания, сооружения либо помещения (жилого - нежилого) которое принадлежит заявителю на праве собственности. Таким образом, в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации, Т. (заявителем) были предоставлены сведения, предусмотренные ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и полный пакет документов, указанный в Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка (предоставления в аренду) без поведения торгов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 г. № 1. В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Согласно утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии классификатору видов разрешенного использования от 10 ноября 2020 года № П/0412 содержание вида разрешенного использования - сельскохозяйственное использование включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1. - 1.20., в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в связи с чем, формулировка истца приведенная в исковом заявлении о том, что на землях для нужд сельского хозяйства могут находиться только здания и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, категорична и не подлежит применению по существу рассмотрения. В силу позиции Президиума ВАС РФ, приведенной в постановлении от 01.03.2011г. , судам при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка, а также собственнику объекта необходимо представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях. В соответствии с подходом, сформулированным в определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества. Напрямую нормы отвода (размеры) для предоставления земельных участков в аренду в соответствии с видом разрешенного использования и целевого назначения законодательством не установлены. Согласно выписке из Публичной кадастровой карты (копия выписки прилагается) с достаточной полнотой можно установить, что на земельном участке, предоставленном по договору аренды Т., помимо объекта недвижимости - жилого дома, который ранее находился в собственности Т. также расположены объекты недвижимости, а именно: земельный участок с кадастровым номером 26:22:081105:3, расположенный по адресу:(объект недвижимости расположенный на данном участке не учтен); земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу:(объект недвижимости расположенный на данном участке не учтен). Вид разрешенного использования указанных выше земельных участков: «Скотоводство» (осуществление хозяйственной деятельности), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (выписки прилагаются). На момент заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, указанные выше земельные участки принадлежали на праве собственности Т. и его супруге С. и в совокупности с жилым домом, расположенным на той же территории составляют единый недвижимый комплекс для осуществления совместной хозяйственной деятельности. Ограничение площади предоставляемых земельных участков в целях осуществления общей хозяйственной деятельности влечет за собой практическую проблему определения судьбы той части земельного участка, которая превышает максимальный размер или не соответствует представлениям органа государственной власти или местного самоуправления о соразмерности. В случае раздела земельного участка свободный от объектов вновь образованный земельный участок может быть не выкуплен и остаться неиспользуемым, что может привести к причинению вреда самому земельному участку из-за его длительного неиспользования. Таким образом, в правовом регулировании определения и применения предельных размеров земельных участков имеются противоречия, которые в дальнейшем сказываются на судьбе земельного участка. Арендная плата по договору аренды земельного участка всегда производилась вовремя, участок, предоставленный Т., использовался им по целевому назначению. В настоящее время согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (выписки прилагаются) правообладателем объектов недвижимости - жилого дома, с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , является З. (регистрация права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ). Одновременно с этим, земельный участок с кадастровым номером согласно договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № б/н от ДД.ММ.ГГГГ на правах аренды перешел в пользование З.. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является М. (регистрация права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Также Управление поясняет, что земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: Российская Федерация, Нефтекумский городской округ, территория Махмуд-Мектебская, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Согласно закону Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края», в соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края» утвержденное Постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению, а также распоряжению земельными участками собственность на которые не разграничена, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения осуществляет Министерство имущественных отношений Ставропольского края. На основании выше изложенного, Управление считает подтвержденным тот факт, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Т. в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в рамках осуществления Т. и его супругой совместной хозяйственной деятельности и в соответствии со статьями 39.20., 39.6., 39.8., 78 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 35 ГК РФ. В удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Нефтекумского района просит отказать в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.

В судебное заседание представитель третьего лица – ГКУ СК «Земельный фонд Ставропольского края», не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.

В судебное заседание представитель третьего лица – Министерства имущественных отношений Ставропольского края, не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, письменно просил о рассмотрении дела без его участия.

В судебном заседании свидетель О. пояснил, что площадь земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: СК Нефтекумский городской округ территория Махмуд-Мектебская площадью 100000 кв.м., разрешенное использование – для ведения гражданами животноводства, необходима для эксплуатации размещенных на нем объектов недвижимости. Расположенные на земельном участке объекты недвижимости относятся к единому недвижимому комплексу. Площадь испрашиваемого земельного участка, с кадастровым номером необходима для эксплуатации на нем объектов недвижимости. Испрашиваемая площадь земельного участка необходима для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, размещение здания, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных. При этом, свидетель О. также пояснил, что на момент составления технического заключения специалиста Э от 25.07.2022г. ему не были представлены сведения о том, что находящиеся в границах земельного участка, с кадастровым номером , объекты недвижимости – коровники, с кадастровыми номерами и , расположены на иных земельных участках, с кадастровыми номерами и соответственно.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положением ст.10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нефтекумского городского округа поступило заявление Т. о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 100 000 кв.м., местоположение земельного участка: Российская Федерация, Нефтекумский городской округ, территория Махмуд-Мектебская, в аренду для животноводства. В качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации оснований, в заявлении указано: под жилым домом.

Постановлением администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 28.12.2020г. решено предоставить Т. в аренду земельный участок, относящийся к категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения» с местоположением: Российская Федерация, Нефтекумский городской округ, территория Махмуд-Мектебская, категория земель – с видом разрешенного использования: животноводство, сроком на 49 лет, на основании выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и заявления Т..

Согласно договору аренды земельного участка, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения от 11.01.2021г., Управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края предоставило Т. в аренду земельный участок, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Российская Федерация, Нефтекумский городской округ, территория Махмуд-Мектебская, с видом разрешенного использования: животноводство категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды установлен 49 лет.

Постановлением администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 23.10.2020г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», расположенного в территориальной зоне СХ-2 – зона сельскохозяйственного использования, связанная с животноводством.

Из справки Махмуд-Мектебского территориального отдела по работе с населением управления по делам территорий администрации Нефтекумского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования, утвержденного решением Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края третьего созыва от 06.06.2017г. земельный участок площадь 100 000 кв.м. с условным номером , расположенный на расстоянии 3,6 км в восточном направлении от аула Махмуд-Мектеб в зоне СХ-2 – зона сельскохозяйственного использования связанная с животноводством.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью 142 кв.м., расположенный по адресу:с кадастровым номером , принадлежал до ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности Т., на основании решения Нефтекумского районного суда от 06.03.2014г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из ЕГРН.

Из выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу:Т. прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом за З..

Таким образом, в судебном заседании установлено, что объект капитального строительства – жилой дом, с кадастровым номером , общей площадью 142,7 кв.м., принадлежащий на праве собственности до ДД.ММ.ГГГГТ. расположен на земельном участке, с кадастровым номером , общей площадью 100 000 кв.м., местоположение земельного участка: Российская Федерация, Нефтекумский городской округ, территория Махмуд-Мектебская, предоставленном Т. в аренду для животноводства. Указанный жилой дом послужил основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.

На спорном земельном участке, с кадастровым номером , иных строений, принадлежащих Т. и предназначенных для животноводства, на момент заключения с ним договора аренды, не имелось.

В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться: 1) для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства); 2) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; 3) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; 4) некоммерческими организациями, в том числе потребительским, кооперативами, религиозными организациями; 5) казачьими обществами; 6) опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; 7) общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов; 8) при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов; 9) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Целевое назначение сельскохозяйственных земель по закону сводится к их использованию только для нужд сельского хозяйства, в связи с чем, на этих землях могут находиться только здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, к которым жилые дома не относятся.

В силу ч.6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ (в редакции на момент заключения договора) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в случае если на земельном участке расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицами, которым эти объекты недвижимости представлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно доводам представителя ответчиков Т. и З.Ч., на земельном участке с кадастровым номером помимо жилого дома, принадлежащего на праве собственности Т., также расположены следующие объекты недвижимости: нежилое здание – коровник, с кадастровым номером , площадью 591,6 кв.м., расположенный по адресу: , принадлежащий супруге Т.С.; нежилое здание – коровник, площадью 949,2 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: принадлежащий Т..

При этом, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в пределах земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: РФ, Нефтекумский городской округ, территория Махмуд-Мектебская, расположен лишь один объект недвижимости – жилой дом, с кадастровым номером

Согласно выпискам из ЕГРН от 04.08.2022г., объект недвижимости с кадастровым номером (коровник) расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу:; а объект недвижимости с кадастровым номером (коровник) расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:

Учитывая вышеуказанное, судом установлено, что вышеуказанные объекты недвижимости - коровники, с кадастровыми номерами , площадью 591,6 кв.м., и , площадью 949,2 кв.м., расположены на иных земельных участках с кадастровыми номерами и соответственно, площадь которых не входит в площадь земельного участка с кадастровым номером .

Между тем, в настоящее время согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем объектов недвижимости - жилого дома, с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером нежилого здания – коровника, с кадастровым номером , является З. (регистрация права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и 03.06.2021г.). Правообладателем земельного участка с кадастровым номером нежилого здания – коровника, с кадастровым номером , является М. (регистрация права собственности от 15.11.2021г.).

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером , согласно договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № б/н от ДД.ММ.ГГГГ на правах аренды перешел в пользование З., что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2022г..

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что жилой дом, с кадастровым номером не влечет возникновение у собственника данного объекта права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов, по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, как собственнику строения, расположенного на земельном участке. Кроме того, суд считает, что площадь земельного участка, переданного в аренду Т. несоразмерна площади расположенного на нем объекта – жилого дома, то есть не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст.167 ГК РФ сделка считается недействительной с момента ее совершения и не влечет никаких правовых последствий, в том числе перехода права собственности к приобретателю (п.1). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п.2).

В соответствии со ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Принимая во внимание, в том числе, что ответчиками не доказана соразмерность площади земельного участка расположенному на нем объекту недвижимости, суд считает необходимым признать спорный договор аренды недействительной (ничтожной) сделкой, заключенной с нарушением требований действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку земельный участок предоставлен в аренду Т. без проведения аукциона при отсутствии на нем объекта капитального строительства, предназначенного, с учетом вида разрешенного использования, для животноводства, к тому же площадью несоразмерной площади расположенного на нем жилого дома. К тому же, предусмотренный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает расположение на нем жилого дома.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить.

В этой связи, доводы ответчиков о том, что договор аренды земельного участка, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения от 11.01.2021г., предоставленного без проведения торгов на основании расположенного на нем жилого дома, заключен в соответствии с законодательством, обоснованными признаны быть не могут.

По общему правилу, сформулированному в п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. В данном случае заключение договора аренды земельного участка исключило возможность эффективного распоряжения указанным земельным участком на конкурсной основе, привело к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц обратиться с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду и получит его на равных условиях. Допущенные нарушения влекут за собой нарушения прав неопределенного круга лиц на равный доступ к земельным участкам.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о нарушении требования земельного законодательства при заключении договора аренды земельного участка, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения от 11.01.2021г, посягающий на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поэтому этот договор в соответствии с правилами п. 2 ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой, а также суд считает необходимым применить последствия недействительности сделок в части возврата земельного участка, а также исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации договоров аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и передачи (уступки) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» №б/н от 17.12.2021г..

Кроме того, учитывая, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером , согласно договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № б/н от ДД.ММ.ГГГГ на правах аренды перешел в пользование З., что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2022г., суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Нефтекумского района о возложении обязанности на З. возвратить Министерству имущественных отношений Ставропольского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером .

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст.1). При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст. 21 указанного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).

Учитывая, что причиной обращения прокурора в суд послужили результаты проведенной проверки, в ходе которой и было установлено заключение договора аренды спорного земельного участка управлением имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края являющегося исполнительным органом местного самоуправления, то суд считает, что в данном случае были нарушены интересы неопределенного круга лиц на реализацию права на заключение договора аренды, возможном увеличении доходной части бюджета муниципалитета за счет реализации на торгах принадлежащих ему земельных участков и прав на них, в связи с чем, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с настоящим иском.

При принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Исковые требования прокурора законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах муниципального образования Нефтекумского городского округа Ставропольского края в лице администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, Т., З. о признании сделки недействительной, - удовлетворить.

Признать договор аренды от 11.01.2021г. земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 100 000 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: , с видом разрешенного использования – животноводство, заключенный между администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края и Т., недействительной (ничтожной) сделкой.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде признания договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения №б/н от ДД.ММ.ГГГГ недействительной (ничтожной) сделкой.

Обязать управление Росреестра по Ставропольскому краю исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации договоров аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и передачи (уступки) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» №б/н от 17.12.2021г.

Обязать З. возвратить Министерству имущественных отношений Ставропольского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Принятые определением Нефтекумского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю совершать регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером после вступления решения суда в законную силу – отменить.

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Нефтекумского районного суда

Ставропольского края М.А. Мазикин