ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-455/2022 от 25.10.2022 Шушенского районного суда (Красноярский край)

дело № 2-455/2022

УИД 24RS0059-01-2022-000607-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2022 года п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Питецкого К.В.,

при секретаре Шатравской Е.Н.,

с участием: помощника Абаканского транспортного прокурора Свинцова И.А.,

представителя ответчика ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское», третьего лица ООО «Аэропорт «Шушенское» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Абаканского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Аэропортовый комплекс «Шушенское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Абаканский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации первоначально обратился в суд с иском к ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению выявленных нарушений закона в аэропорте Шушенское незаконным, возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению нарушений закона, а именно, получить в Росавиации документ, подтверждающий соответствие оператора аэродрома – ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат); получить в Росавиации документ, подтверждающий соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил (сертификат).

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» были выявлены нарушения федерального законодательства, а именно:

- ответчик осуществляет аэропортовую деятельность при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил;

- ответчик осуществляет деятельность в области авиационной безопасности при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата по обеспечению авиационной безопасности.

Определением суда от 21.06.2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Красноярское МТУ Росавиации), Красноярский территориальный отдел государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Красноярский ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора).

Определением суда от 28.09.2022 года принят отказ Абаканского транспортного прокурора от иска к ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» в части возложения на ответчика обязанности получить в Росавиации документ, подтверждающий соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил (сертификат). Производство по делу в этой части прекращено.

Определением суда от 07.10.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Аэропорт «Шушенское».

В судебном заседании помощник Абаканского транспортного прокурора Свинцов И.А. на заявленных исковых требованиях настаивал.

15.06.2022 года от представителя ответчика ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» - генерального директора ФИО2 в суд поступили возражения на иск, согласно которым полагает, что требования по получению сертификата оператора аэродрома и по получению сертификата по авиационной безопасности согласно действующему законодательству применимы к аэродромам гражданской авиации, предназначенным для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем 20 человек (пп.1 п.1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ (далее по тексту – ВК РФ)). Согласно Свидетельству о регистрации аэродрома «Шушенское» № 7/21 от 29.02.2016 года, аэродром допущен к эксплуатации и пригоден для приема/выпуска следующих воздушных судов: Ан-2,Ан-3, Вае-125, Л-410, Gessna-206, Gessna-208В и других ВС низшего класса, вертолетов всех типов, в светлое время суток, круглый год. Указанные в свидетельстве воздушные суда предназначены для перевозки не более 20 человек. Следовательно, ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» не подлежит обязательной сертификации и не обязан иметь сертификат оператора аэродрома. На основании ч.5, 6 ст. 49 ВК РФ, приказа Минтранса России от 19.08.2015 года № 250 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации» ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» направило уведомление в Федеральное агентство воздушного транспорта о начале деятельности на посадочной площадке «Аэропорт «Шушенское», которое было получено и зарегистрировано Красноярским МТУ ВТ ФАВТ 06.05.2019 года и перенаправлено в Западно-Сибирское МТУ Росавиации. ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» в соответствии с требованиями Приказа Минтранса от 04.03.2011 года №69 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» обеспечивает эксплуатацию аэродрома (посадочной площадки) в целях обеспечения взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, выполняющие авиационные работы. Коммерческие перевозки пассажиров не выполняются. Следовательно, требования Приказа Минтранса РФ от 25.09.2015 года № 286 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» не применимы. По поводу сертификата по обеспечению авиационной безопасности ссылается на то, что на территории аэродрома «Шушенское» базируется три авиакомпании: ООО «АГАТ», ООО «АК «Борус» и ООО «СпецАвиа». В договорах на аэропортовое и наземное обслуживание авиакомпаний отсутствует услуга по обеспечению авиационной безопасности. ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» не оказывает услуг по обеспечению авиационной безопасности, а выполняет исключительно охранные мероприятия для исключения проникновения на контролируемую территорию. Следовательно, наличие сертификата по обеспечению авиационной безопасности обязательно только в случае оказания указанных услуг третьим лицам.

Представитель ответчика ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» ФИО1, действующий на основании доверенности от 01.08.2022 года, являющийся также представителем третьего лица ООО «Аэропорт «Шушенское» на основании доверенности от 29.02.2022 года, в судебном заседании возражал против заявленных требований, ссылаясь на доводы, указанные в письменных возражениях на иск. Пояснил, что получение в Росавиации документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома – ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» требованиям федеральных авиационных правил (сертификата), не является для ответчика обязательным, носит добровольный характер. По предписанию Красноярского ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 31.05.2021 года, касающегося получения сертификата соответствия оператора аэродрома, со сроком исполнения до 10.02.2022 года, предоставлена отсрочка его исполнения до 09.02.2023 года. В связи с этим в удовлетворении требований прокурора просил отказать. Кроме этого ссылался на то, что ответчик ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» не является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:42:0301004:44, а также всей инфраструктуры (зданий и сооружений, включая здание аэропортового комплекса), расположенной на данном земельном участке, а владеет данным недвижимым имуществом на основании соответствующих договоров аренды, заключенных между ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» и ООО «Аэропорт «Шушенское», ООО «Агат». В связи с чем получение сертификата оператора аэродрома в настоящее время невозможно.

Представители третьи лиц - Красноярского ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, Красноярского МТУ Росавиации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Согласно отзыву на иск Красноярского ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 29.08.2022 года, была проведена документальная проверка в отношении ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» в период с 30.04.2021 по 31.05.2021 по выполнению требований воздушного законодательства РФ. В нарушение ст. 8 Воздушного Кодекса РФ ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское», являющийся оператором аэродрома Шушенское, осуществляет свою деятельность без сертификата, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 года № 286. Поддерживает иск Абаканского транспортного прокурора в силу неисполнения требований законодательства в области гражданской авиации.

Согласно отзыву на иск Красноярского МТУ Росавиации от 19.09.2022 года, в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил «Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 19.08.2015 года № 251 собственник аэродрома ООО «АПК «Шушенское» 24.02.2016 года предоставил в адрес Красноярского МТУ Росавиации заявление о внесении изменения в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации данные об аэродроме (для приема ВС вместимостью менее 20 пассажиров). На основании этого 29.02.2016 года было выдано Свидетельство о государственной регистрации аэродрома Шушенское № 7/21 для приема ВС вместимостью менее 20 пассажиров с внесением аэродрома «Шушенское» в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. ООО «АПК «Шушенское» дважды подавало заявление и прилагаемые к нему документы о выдаче сертификата оператора аэродрома. При рассмотрении документов были выявлены нарушения, в связи с чем были направлены уведомления в адрес ООО «АПК «Шушенское» о необходимости устранения выявленных нарушений. Также, приказом Красноярского МТУ Росавиации от 12.11.2021 года № 300-П на аэродроме Шушенское установлена приаэродромная территория. Согласно ст. 47 ВК РФ установление приаэродромных территорий распространяется только на аэродромы, зарегистрированные в Государственном реестре аэродромов, на посадочные площадки требования статьи 47 ВК РФ не распространяются. Пунктом 2 статьи 50 ВК РФ определено, что аэродромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства РФ. процедура инициирования принятия решения Правительством РФ о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродрома Шушенское ООО «АПК «Шушенское» совместно с исполнительным органом государственной власти субъекта до настоящего времени не начиналась. Аэродром Шушенское зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. Ссылка ООО «АПК «Шушенское» на использование аэродрома Шушенское как посадочной площадки и на направление уведомления о начале деятельности на посадочной площадке, не освобождает его от исполнения обязанностей оператора аэродрома. Кроме этого, согласно действующему законодательству ООО «АПК «Шушенское» должен подать заявку на выдачу документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, в случае осуществления обеспечения авиационной безопасности, при наличии действующего сертификата оператора аэродрома гражданской авиации. Считает требования прокурора законными и обоснованными в части обязания ООО «АПК «Шушенское» получить в Красноярском МТУ Росавиации документ, подтверждающий соответствие оператора аэродрома; после получения ООО «АПК «Шушенское» документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома, требованиям федеральных авиационных правил (сертификат) получить в Красноярском МТУ Росавиации документ, подтверждающий соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил (сертификат).

Выслушав помощника Абаканского транспортного прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, дав правовую оценку установленным по делу юридически значимым обстоятельствам в их взаимосвязи с нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 8 ВК РФ операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 ВК РФ аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно ч. 1 ст. 41 ВК РФ аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Согласно п. 4 ст. 41 ВК РФ данные об аэродроме гражданской авиации, исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.

В соответствии со ст. 49 ВК РФ аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Аэродромы государственной авиации, вертодромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации, вертодромы экспериментальной авиации допускаются к эксплуатации в порядке, установленном соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Обеспечение соответствия аэродрома государственной авиации, вертодрома государственной авиации, аэродрома экспериментальной авиации, вертодрома экспериментальной авиации в период эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию таких аэродромов, вертодромов.

Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.

Форма предусмотренного настоящим пунктом уведомления, порядок его направления и регистрации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.

Пунктом 2 статьи 50 ВК РФ определено, что аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 4, 5 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, сертификат выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта. Центральный аппарат Росавиации осуществляет выдачу сертификатов операторам аэродромов гражданской авиации международных аэропортов и аэропортов федерального значения, его территориальный орган - операторам аэродромов, кроме международных аэропортов и аэродромов федерального значения.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающее получить сертификат (далее - заявитель), направляет в уполномоченный орган в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 10 Правил, заявление о выдаче сертификата (пункт 9 вышеуказанных Федеральных авиационных правил).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований воздушного законодательства, в ходе которой было установлено, что ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» осуществляет деятельность оператора аэродрома на аэродроме Шушенское при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил (сертификата оператора аэродрома).

Согласно пункту 2 предписания ЦС № 2021.23-АД от 31.05.2021 года, вынесенного Красноярским ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора в адрес ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» выявлено, в том числе нарушение ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское», являющееся оператором аэродрома Шушенское, положений ст.8 Воздушного Кодекса РФ, а именно, ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» осуществляет свою деятельность без сертификата, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 года № 286. В связи с чем ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» предписано в срок до 10.02.2022 года устранить указанное нарушение.

Письмом от 18.02.2022 года № 13 на имя Красноярского ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора генеральный директор ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» ходатайствовал продлить срок исполнения пункта 2 предписания на один год для окончания подготовки ООО «АПК «Шушенское» к сертификации в соответствии с ФАП-286.

Решением Красноярского ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 21.02.2022 года вышеуказанное ходатайство ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения пункта 2 Предписания до 09.02.2023 года.

Судом установлено, что как на момент обращения в суд с настоящим иском, так и на момент рассмотрения дела достаточные меры к устранению указанного нарушения ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» не приняты.

По предписанию Красноярского ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 31.05.2021 года в части получения сертификата соответствия оператора аэродрома ответчиком выполнена лишь часть мероприятий, направленных на устранение нарушений воздушного законодательства.

В соответствии с Государственным реестром аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» осуществляет эксплуатацию аэродрома Шушенское (свидетельство о государственной регистрации аэродрома № 7/21 от 29.02.2016 года).

Таким образом, на момент рассмотрения дела аэродром Шушенское включен в государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ. В связи с чем на ответчика в полной мере распространяются требования законодательства по исполнению обязанности получить в Росавиации документ (сертификат), подтверждающий соответствие оператора аэродрома Шушенское - ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» требованиям федеральных авиационных правил. В связи с чем требования прокурора о признании бездействия ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское», выразившегося в непринятии мер к получению сертификата оператора аэродрома, подлежат удовлетворению.

По требованию прокурора о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению нарушений закона, а именно, получить в Росавиации документ, подтверждающий соответствие оператора аэродрома – ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат), суд приходит к следующему.

Сертификационные требования к деятельности оператора аэродрома гражданской авиации закреплены в Федеральных авиационных правилах «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 года № 286 (Далее по тексту - ФАП № 286), которые также регламентируют деятельность оператора аэродромов гражданской авиации.

Оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия (п. 6 ФАП № 286).

Согласно п. 2 ФАП № 286 названные правила устанавливают требования к операторам аэродромов гражданской авиации, а также форму и порядок выдачи документа (сертификата), подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил.

Разделом II ФАП № 286 «Порядок выдачи сертификата» установлены требования к составу сведений и документов, предоставляемых заявителем для получения сертификата, а также последовательность действий как заявителя, так и уполномоченного органа в ходе процедуры выдачи сертификата.

Согласно п.п. 9, 10 ФАП № 286 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающее получить сертификат, направляет в уполномоченный орган в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 10 Правил, заявление о выдаче сертификата.

Пунктом 10 ФАП № 286 предусмотрено, что в заявлении о выдаче сертификата указываются: полное и, если имеется, сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, адрес места регистрации и местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика, номер телефона и, если имеется, адрес электронной почты - для юридического лица; наименование аэродрома.

Заявление о выдаче сертификата подписывается руководителем юридического лица.

К заявлению о выдаче сертификата прилагаются: копии учредительных документов юридического лица, заверенные в установленном порядке для юридических лиц; копия руководства по аэродрому; опись прилагаемых документов (п. 11).

Согласно п. 12 ФАП № 286 не допускается требовать у заявителя совершения каких-либо действий, предоставления сведений и документов, не предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, а также платы, не предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Заявление о выдаче сертификата и прилагаемые к нему документы заявителем представляются в уполномоченный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 13).

С учётом вышеуказанного порядка получения сертификата, принимая во внимание, что исполнение ответчиком обязанности получить в Росавиации документ, подтверждающий соответствие оператора аэродрома требованиям федеральных авиационных правил (сертификат) поставлено в зависимость от воли третьего лица, суд считает необходимым возложить на ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке обратиться в Росавиацию за получением документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома Шушенское - ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат).

Доводы ответчика о том, что в силу пп.1 п.1 ст. 8 ВК РФ аэродром Шушенское не осуществляет прием воздушных судов вместимостью более 20 человек и, в связи с этим, не обязан иметь сертификата оператора аэродрома, суд считает основанными на неверном толковании норм закона, поскольку подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Воздушного Кодекса РФ, согласно которому обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, подразумевает получение сертификата аэродрома, в то время как в настоящем деле рассматриваются требования Абаканского транспортного прокурора о возложении обязанности получить сертификат оператора аэродрома, которым и является на основании п. 2 ст. 49 ВК РФ ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское», как лицо, эксплуатирующее аэродром Шушенское.

Доводы ответчика о том, что требования Приказа Минтранса РФ от 25.09.2015 года № 286 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» на ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» не распространяются, поскольку аэродром Шушенское с 17.05.2019 года действует как посадочная площадка, суд отклоняет, поскольку действующим законодательством предусмотрен иной порядок прекращения деятельности аэродрома и пока аэродром Шушенское включен в государственный реестр аэродромов, на ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» распространяются требования Приказа Минтранса РФ от 25.09.2015 года № 286. В то время как пунктом 2 статьи 50 Воздушного кодекса РФ определено, что аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» не является собственником земельного участка, а также инфраструктуры (зданий и сооружений, включая здание аэропортового комплекса), расположенной на данном земельном участке, которое используется оператором аэродрома Шушенское, а владеет данным недвижимым имуществом на основании соответствующих договоров аренды, в связи с чем получение сертификата оператора аэродрома в настоящее время невозможно, суд не может принять во внимание, поскольку согласно действующему законодательству (ст. 49 ВК РФ) эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Таким образом, владение на правах аренды недвижимым имуществом, используемым оператором аэродрома, не исключает возможность получения ответчиком документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома.

Довод ответчика о том, что срок предписания Красноярского ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 31.05.2021 года, касающегося получения сертификата соответствия оператора аэродрома, продлен до 09.02.2023 года, не имеет юридического значения для настоящего гражданского дела, поскольку вышеуказанное предписание выдано ответчику административным органом в рамках предоставленных ему административных полномочий по надзору за обеспечением транспортной безопасности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Аэропортовый комплекс «Шушенское» в части непринятия мер по получению в Росавиации документа, подтверждающий соответствие оператора аэродрома Шушенское – ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат), незаконным.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Аэропортовый комплекс «Шушенское» (<данные изъяты>) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в установленном порядке обратиться в Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Красноярское МТУ Росавиации) за получением документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома Шушенское - ООО «Аэропортовый комплекс «Шушенское» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месячного срока со дня изготовления мотивированного решения суда, через Шушенский районный суд Красноярского края.

Председательствующий К.В. Питецкий

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2022 года.