Дело № 2-4560/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 сентября 2014 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Григорьевой А.П.,
при секретаре Храмыцких Е.А.,
с участием прокурора Жинжиной Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района города Челябинска по Курчатовскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района города Челябинска по Курчатовскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов около <адрес> состоялись публичные мероприятия – встречи с избирателями Курчатовского избирательного округа №6, проводимые кандидатом в депутаты ФИО2, в целях агитации в форме спортивного вечера, на котором проводилась предвыборная агитация кандидата ФИО2, в ходе которой осуществлялся подкуп избирателей – представлялись бесплатные услуги под условием голосования именно за кандидата ФИО2, на избирателей было оказано давление в пользу данного кандидата. Ведущий мероприятия ФИО9 открыто предлагал голосовать за кандидата ФИО2, предоставляя услуги избирателям в виде участия в играх. Проведенное мероприятие вызвано побуждением избирателей проголосовать за определенного кандидата, а именно за ФИО2, лицами по его поручению проводилась предвыборная агитация, в ходе которой осуществлялся подкуп избирателей.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ молодые люди в футболках с надписью «трудовой отряд ФИО2» проводили уборку дворов округа по <адрес>. Оказав услугу по уборке участка, кандидат осуществил подкуп избираталей, что является нарушением избирательного законодательства.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена. Ее представитель ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании на требованиях заявления настаивала.
ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленных требований, сославшись на отсутствие доказательств нарушений закона со стороны кандидата в депутаты.
Представители избирательной комиссии Челябинской области и территориальной избирательной комиссии Курчатовского района города Челябинска в судебное заседание не явились, извещены, представили письменные отзывы, в которых указали, что заявление подлежит удовлетворению лишь в случае наличия неопровержимых доказательств виновных действий кандидата, его доверенных лиц, представителей.
Суд, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица, свидетелей ФИО7, ФИО8, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, исследовав в судебном заседании доказательства по делу, полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В силу ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании решения Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Курчатовского района (л.д. 24)
На Территориальную избирательную комиссию Курчатовского района города Челябинска решением Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ возложены полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов № (л.д. 23).
В соответствии с п. 35 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность.
Как следует из материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Курчатовского района города Челябинска по Курчатовскому одномандатному избирательному округу № 6 и ему выдано удостоверение о регистрации установленного образца (л.д. 26).
Решением Территориальной избирательной комиссии Курчатовского района города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Курчатовского района города Челябинска по Курчатовскому одномандатному избирательному округу № 6 и ей выдано удостоверение о регистрации установленного образца (л.д. 25).
Так в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата.
Согласно п. 2 ст. 56 Федерального закона N 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с подп. «г» п. 7 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в том числе в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа; относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.
Таким образом, по смыслу закона, подкупом признается оказание бесплатных услуг за совершение каких-либо конкретных действий в интересах лица, предоставляющего эти услуги. Действующее избирательное законодательство рассматривает подкуп избирателей в качестве такового лишь при наличии доказательств того, что он осуществлялся по отношению к избирателям под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследуя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что стороной заявителя не представлено суду доказательств факта подкупа избирателей, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1 не имеется.
Вопреки мнению представителя заявителя, из представленной в материалы дела видеозаписи, а также показаний свидетелей не следует, что изображенные на видеозаписи граждане каким-либо образом осуществляли подкуп избирателей, заявителем не представлено доказательств, что организация спортивного мероприятия возле супермаркета «Океан» проведена самим кандидатом, его доверенными лицами или уполномоченным представителем или иными лицами, действовавшими по их поручению, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих предоставление названными лицами безвозмездных услуг.
Утверждения представителя заявителя об оказании бесплатных услуг избирателям в виде действий ФИО2, который совместно с молодыми людьми производил уборку дворов округа по <адрес>, несостоятельны, поскольку данное действие не может рассматриваться как подкуп избирателей в соответствии с пунктом 2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд,
решил:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Курчатовского района города Челябинска по Курчатовскому одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курчатовский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: