ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4561/19 от 14.05.2019 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2-4561/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 14.05.2019

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Савельевой Е.А.,

при секретаре Талановой Н.В.,

с участием прокурора Хотмировой <данные изъяты>.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тюменского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения», Ворон <данные изъяты> о признании деятельности незаконной, о признании недействительным удостоверения о повышении квалификации,

У С Т А Н О В И Л:

Тюменский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» (далее по тексту АНО ДПО «ТМЦО»), Ворон <данные изъяты>. о признании деятельности АНО ДПО «ТМЦО» по обучению Ворона <данные изъяты>. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста <данные изъяты>) по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» с целью повышения квалификации в отсутствие сертификата авиационного учебного центра, с использованием не утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации образовательной программы незаконной; о признании удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» в объеме 40 часов, регистрационный , выданное ДД.ММ.ГГГГ АНО ДПО «ТМЦО» Ворону <данные изъяты> недействительным. Исковые требования мотивированы, что АНО ДПО «ТМЦО» осуществляет образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации (переподготовке, повышению квалификации) в отсутствие сертификата АУЦ, предоставляющего право проводить такое обучение, а также в отсутствие утвержденных уполномоченным органом программ обучения. Осуществление Ворон <данные изъяты>., в целях повышения квалификации прошедшего обучение у ответчика с нарушением установленного законом порядка, то есть по уровню образования не соответствующей требованиям закона, предъявляемым к сотрудникам <данные изъяты>, свидетельствует о возникновении угрозы безопасности на объекте воздушного транспорта – в аэропорту «Рощино» г.Тюмени неопределенному кругу лиц – потребителям услуг авиационной инфраструктуры в связи с отсутствием достаточной квалификации у данного лица для того, чтобы обеспечить надлежащую безопасность на объекте транспорта. В качестве правового обоснования ссылается на нарушение АНО ДПО «ТМЦО» требования п. 1 ст. 83, п.4 ст.84 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), ст.85.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В порядке ст.45 ГПК РФ, ст.12 ГК РФ, Тюменский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд.

В судебном заседании прокурор Хотмирова <данные изъяты> исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, с учетом заявления об уточнении исковых требований.

В судебное заседание представитель АНО ДПО «ТМЦО», АО «Аэропорт Рощино», Ворон <данные изъяты>. не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, об отложении слушания дела не просили.

На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей «АНО ДПО «ТМЦО», АО «Аэропорт Рощино», Ворон <данные изъяты>., при надлежащем извещении.

Согласно письменного заявления, представитель АНО ДПО «ТМЦО» исковые требования признает.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что Аэропорт «Рощино» г.Тюмени является международным аэропортом и отнесен к 1 категории объектов транспортной инфраструктуры.

Комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту «Рощино» осуществляет служба авиационной безопасности (далее – САБ), являющаяся структурным подразделением Общества.

АО «Аэропорт Рощино» с АНО ДПО «ТМЦО» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг по обучению персонала службы авиационной безопасности (специальная профессиональная подготовка) по программам: «Предполетный и послеполетный досмотр», «Предотвращение доступа в контролируемую зону аэропорта», «Перронный контроль, досмотр воздушных судов» (в объеме 40 часов по каждой программе).

Согласно разделу 2 «Права и обязанности сторон» указанного договора АНО ДПО «ТМЦО» обязано: организовать и обеспечить надлежащее исполнение образовательных услуг по программе: Оказание услуг по обучению персонала службы авиационной безопасности (Специальная профессиональная подготовка); провести подготовку специалистов Заказчика (АО «Аэропорт Рощино») качественно в сроки и в объеме согласно заявке; обеспечить учебный процесс квалифицированным преподавательским составом.

АНО ДПО «ТМЦО» согласно Уставу является организацией дополнительного профессионального образования и, соответственно, осуществляет образовательную деятельность в виде дополнительного профессионального образования в соответствии с лицензиями на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Департаментом образования и науки Тюменской области.

В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В силу ч. 4 ст. 85 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Ворон <данные изъяты> приказом генерального директора АО «Аэропорт Рощино» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу инспектором <данные изъяты>.

В соответствии с требованиями п. 6 ФАП-142, разделов I, II, IV Норм подготовки Ворон <данные изъяты> в течение первого года работы должен пройти начальную специальную профессиональную подготовку в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования по утвержденным Росавиацией учебным программам в предусмотренном объеме 144 часа: 24 часа - теоретическая подготовка, 120 часов – стажировка с получением документа установленного образца.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом генерального директора АО «Аэропорт Рощино» от ДД.ММ.ГГГГ/л «О направлении на обучение с отрывом от производства» он прошел повышение квалификации в АНО ДПО «ТМЦО» по программе «Предполетный и послеполетный досмотр» в объеме 40 часов, о чем ему ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение о повышении квалификации, регистрационный .

Согласно должностной инструкции инспектора <данные изъяты>) АО «Аэропорт Рощино» от ДД.ММ.ГГГГ инспектор <данные изъяты> должен твердо знать и выполнять нормы, правила и процедуры по авиационной (транспортной) безопасности, а также правила проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов на воздушном транспорте, Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; своевременно выявлять, предупреждать и пресекать попытки проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной (транспортной) безопасности, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории Российской Федерации. Начальная специальная профессиональная подготовка дает возможность инспектору охраны и досмотра ВС выполнять должностные обязанности по проведению предполетного досмотра воздушных судов, предусмотренные воздушным законодательством и должностной инструкцией.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации регламентирована ст. 54 ВК РФ.

Пунктом 2 ст. 54 ВК РФ предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Такими правилами являются Федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289 (далее – ФАП-289).

ФАП-289 устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ).

Сертификат АУЦ является документом, подтверждающим, что АУЦ соответствует федеральным авиационным правилам.

Пунктом 5 ФАП-289 установлен запрет на осуществления обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-289 сертификата АУЦ.

Данный запрет согласуется с требованиями п. 3 ст. 8 ВК РФ, устанавливающим, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно п. 61, 62 ФАП-289 по окончании обучения АУЦ должен выдать документ, подтверждающий прохождение обучения, который должен включать наименование АУЦ, в котором было пройдено обучение, номер и дату выдачи сертификата АУЦ и др.

Согласно приведенным положениям ФАП-289 документ, подтверждающий прохождение соответствующего обучения специалистом авиационного персонала, включая сотрудника службы авиационной безопасности, может быть выдан только АУЦ, который имеет соответствующий сертификат.

В нарушение перечисленных требований законодательства АНО ДПО «ТМЦО» не имеет сертификата АУЦ, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта, как того требует п.7 ФАП-289. В перечне российских авиационных учебных центров, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала, размещенном на сайте Росавиации, информация об АНО ДПО «ТМЦО» отсутствует.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 4 ст.54 ВК РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно пп. а - в п. 49 ФАП-289 авиационный учебный центр: должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля). Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с ФАП-289, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются Федеральными авиационными правилами «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утвержденными приказом Минтранса России от 02.10.2017 № 399.

Согласно п.7 данных Правил программа подготовки утверждается Федеральным агентством воздушного транспорта или территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта (далее – уполномоченный орган) по выбору разработчика программы подготовки.

Вместе с тем АНО ДПО «ТМЦО» программы подготовки, по которым она осуществляла подготовку сотрудников САБ АО «Аэропорт Рощино», не утверждены уполномоченным органом. Образовательное учреждение не имеет программ подготовки специалистов авиационного персонала, утвержденных уполномоченным органом.

Несмотря на это, инспектор <данные изъяты> АО «Аэропорт Рощино» Ворон <данные изъяты>. в соответствии с приказом генерального директора данного Общества от ДД.ММ.ГГГГ/л «О направлении на обучение с отрывом от производства» и заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел подготовку (обучение) по программе «Предполетный и послеполетный досмотр», не утвержденной уполномоченным органом.

Таким образом, установлено, что АНО ДПО «ТМЦО» осуществляет образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации (переподготовке, повышению квалификации) в отсутствие сертификата АУЦ, предоставляющего право проводить такое обучение, а также в отсутствие утвержденных уполномоченным органом программ обучения.

Осуществление Вороном <данные изъяты> в целях повышения квалификации прошедшего обучение у ответчика с нарушением установленного законом порядка, то есть по уровню образования не соответствующей требованиям закона, предъявляемым к сотрудникам службы авиационной безопасности, свидетельствует о возникновении угрозы безопасности на объекте воздушного транспорта – в аэропорту «Рощино» г.Тюмени неопределенному кругу лиц – потребителям услуг авиационной инфраструктуры в связи с отсутствием достаточной квалификации у данного лица для того, чтобы обеспечить надлежащую безопасность на объекте транспорта. При таких обстоятельствах, являются незаконными действия АНО ДПО «ТМЦО»: по осуществлению обучения (повышения квалификации) Ворона <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» в отсутствие созданных в соответствии с требованиями федерального законодательства необходимых условий ведения образовательной деятельности, надлежащего утверждения и разработки образовательной программы; по выдаче Ворону <данные изъяты>. удостоверения, регистрационный , о повышении квалификации по программе «Предполетный и послеполетный досмотр» в объеме 40 часов, в отсутствие правовых оснований для обучения указанного лица по дополнительной программе образования.

Вышеперечисленные незаконные действия АНО ДПО «ТМЦО» создают реальную угрозу безопасности в аэропорту «Рощино» г.Тюмени для неопределенного круга лиц, находящихся на объектах аэропорта «Рощино» г.Тюмени, защиту жизни и здоровья которых обеспечивают в том числе сотрудники службы авиационной безопасности Общества, как установлено, не обладающие должной квалификацией, поскольку деятельность осуществляют слушатели, прошедшие подготовку у АНО ДПО «ТМЦО», не имевшего в период оказания образовательных услуг по соответствующей специальности авиационного персонала сертификата АУЦ, подтверждающего соответствие образовательной организации требованиям федеральных авиационных правил, и утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации образовательной программы.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании ст.103 ГПК РФ, в доход муниципального образования городской округ Тюмень с АНО ДПО «ТМЦО» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 103, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Тюменского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» по обучению Ворона <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста <данные изъяты>) по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» с целью повышения квалификации в отсутствие сертификата авиационного учебного центра, с использованием не утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации образовательной программы.

Признать недействительным удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» в объеме 40 часов, регистрационный , выданное ДД.ММ.ГГГГ Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» Ворону <данные изъяты>.

Взыскать в доход муниципального образования городской округ Тюмень с Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» государственную пошлину в сумме 600 руб

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение подготовлено в совещательной комнате 14.05.2019.

Судья Е.А. Савельева