ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4564/2017 от 05.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело <номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2017 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Крикун А. Д.,

при секретаре Геворгян К. С.,

с участием:

помощника прокурора <адрес обезличен>Трофимовой Н. Г.,

представителя ответчика Министерства имущественных отношений <адрес обезличен>Воропаева И. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя Буденновского межрайонного прокурора <адрес обезличен> в защиту прав, свобод и законных интересов Луцева Ю. С. к Министерству имущественных отношений <адрес обезличен> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Заместитель Буденновского межрайонного прокурора <адрес обезличен>, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Луцева Ю. С., обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес обезличен> об обязании предоставить Луцеву Ю. С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что Луцев Ю. С., <дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Луцева Ю. С.Луцева (Трубникова) Н. С. умерла <дата обезличена>, а отец Луцев С. Н. решением Буденновского городского суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> лишен родительских прав в отношении сына. Постановлением главы <адрес обезличен> края <номер обезличен>-п от <дата обезличена> несовершеннолетний Луцев Ю. С. передан под опеку Сорокиной В. П. с предоставлением ему жилой площади по достижении совершеннолетия. В 2015 году Луцев Ю. С. окончил обучение в ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет» <адрес обезличен>, о чем ему <дата обезличена> на основании решения Государственной экзаменационной комиссии от <дата обезличена> выдан диплом <номер обезличен> о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации «техник по компьютерным системам». В настоящее время Луцев Ю. С. зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен>, и проживает по адресу: <адрес обезличен>, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. Согласно информации Министерства образования и молодежной политики <адрес обезличен> в отношении Луцева Ю. С. принято положительное решение о включении его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договорам найма специализированного жилого помещения. Однако в нарушение федерального законодательства Луцев Ю. С. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес обезличен>Трофимова Н. Г. в полном объеме поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в иске.

Истец Луцев Ю. С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес обезличен>Воропаев И. А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленного иска отказать, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в письменных возражениях на исковое заявление, а именно, на то, что согласно действующему порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> такие жилые помещения предоставляются указанной категории граждан в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в соответствующем журнале, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площадью, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа <адрес обезличен>. В данном случае заявление Луцева Ю. С. о предоставлении жилого помещения зарегистрировано под номером 2555. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале до Луцева Ю. С.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статьей 5 указанного Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Порядок установления факта невозможности проживания лиц данной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден приказом министерства образования <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-пр.

<адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес обезличен> отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии со ст. <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О специализированном жилом фонде <адрес обезличен>» жилые помещения детям указанной категории предоставляются в соответствии с <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 7 Закона <номер обезличен>-кз детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти <адрес обезличен> в области управления жилищным фондом <адрес обезличен> однократно предоставляются: благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно требованиям п. 10 Закона <номер обезличен>-кз по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов,- квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 2 Закона <номер обезличен>-кз дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение являются расходными обязательствами <адрес обезличен>.

Согласно п.п. 5, <адрес обезличен><номер обезличен>-кз орган исполнительной власти <адрес обезличен>, осуществляющий управление в сфере образования формирует список детей указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на основании сведений о лицах указанной категории, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес обезличен>.

Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п утвержден Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, которым установлено, что обязанности по формированию указанного списка с <дата обезличена> возложены на министерство образования <адрес обезличен>, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что решение о предоставления лицам вышеуказанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом.

Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п в Постановление <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, в соответствии с которыми Министерство строительства и архитектуры <адрес обезличен> определено уполномоченным органом исполнительной власти <адрес обезличен> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

<адрес обезличен><номер обезличен>-кз от <дата обезличена> «О внесении изменений в ст. <адрес обезличен> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот в настоящее время возложена на Министерство имущественных отношений <адрес обезличен>, являющееся правопреемником Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен>.

Приказом министерства образования <адрес обезличен> от <дата обезличена>
<номер обезличен>-пр утвержден Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно п. 2 указанного Порядка с целью формирования указанного списка органы местного самоуправления до 01 января и до 01 июля предоставляют сведения в министерство образования <адрес обезличен>, о принятом решении министерство уведомляет органы местного самоуправления.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом установлено, что Луцев Ю. С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Луцева Ю. С.Луцева (Трубникова) Н. С. умерла <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ДН <номер обезличен>, выданным Отделом ЗАГС Упрвления ЗАГС <адрес обезличен><дата обезличена>.

Отец Луцева Ю. С. - Луцев С. Н. решением Буденновского городского суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> лишен родительских прав в отношении сына.

На основании постановления главы <адрес обезличен> края <номер обезличен>-п от <дата обезличена> над несовершеннолетним Луцевым Ю. С. была установлена опека, опекуном назначена Сорокина В. П.

Луцев Ю. С. окончил ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет» <адрес обезличен>, о чем ему <дата обезличена> на основании решения Государственной экзаменационной комиссии от <дата обезличена> выдан диплом <номер обезличен> о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации «техник по компьютерным системам».

Согласно уведомлению сектора опеки и попечительства отдела образования администрации Буденновского муниципального района <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена>, Министерство образования и молодежной политики <адрес обезличен> включило Луцева Ю. С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.

Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ГУП СК «<адрес обезличен>имущество» - «БКИ» Луцев Ю. С. жилья в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма Луцев Ю. С. также не является, в настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен>, и проживает по адресу: <адрес обезличен>.

При таких обстоятельствах Луцев Ю. С. является нуждающимся в жилых помещениях.

<дата обезличена>Луцев Ю. С. обратился в Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договору найма специализированных жилых помещений. Однако до настоящего времени жилым помещением Луцев Ю. С. не обеспечен.

В силу статьи <адрес обезличен><номер обезличен>-кз от <дата обезличена> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес обезличен> отдельными государственными полномочиями <адрес обезличен> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством <адрес обезличен> в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти <адрес обезличен> материальными и финансовыми средствами.

Проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> обязано предоставить Луцеву Ю. С., <дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Луцева Ю. С., суд не может принять во внимание, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. Гарантированное законом право Луцева Ю. С., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.

Нормами Жилищного кодекса РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.

На основании вышеизложенного, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора <адрес обезличен> в защиту прав, свобод и законных интересов Луцева Ю. С. к Министерству имущественных отношений <адрес обезличен> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> предоставить Луцеву Ю. С., <дата обезличена> года рождения, уроженцу <адрес обезличен> края, жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца.

Судья А. Д. Крикун