Дело № 2-4565/2014 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 20 августа 2014 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Орловой С.Г., при секретаре Ивановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума Пермикина А.В. о признании незаконным постановления избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» об отказе в регистрации инициативной группы,
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума Пермикин А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» № от 25 июля 2014 года об отказе в регистрации инициативной группы и обязать избирательную комиссию городского округа «Город Йошкар-Ола» направить ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума в муниципальном образовании «Городской округ Йошкар-Ола» и приложенные к нему документы в Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола».
Заявление мотивировано тем, что Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Марий Эл в соответствии с действующим законодательством выдвинуло инициативу о проведении местного референдума в г.Йошкар-Оле. 08 июля 2014 года Совет данного Регионального отделения на своем заседании решил инициировать местный референдум, утвердил два вопроса, которые предложил выдвинуть на местный референдум. 11 июля 2014 года уполномоченный представитель инициативной группы представил ходатайство и другие необходимые документы для регистрации инициативной группы в избирательную комиссию городского округа «Город Йошкар-Ола». 25 июля 2014 года избирательная комиссия приняла вышеназванное постановление, которым признала ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы не соответствующими требованиям закона и отказала в регистрации инициативной группы по основаниям, как считает заявитель, не предусмотренным законом. По мнению заявителя, избирательная комиссия пришла к ошибочному выводу о незаконности и недействительности ходатайства Совета Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в РМЭ ввиду его оформления на бланке Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в РМЭ. Избирательная комиссия в постановлении ошибочно определила организационно-правовую форму Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в РМЭ, придав ему статус «общественного движения» вместо политической партии, и пришла к необоснованному выводу о наличии противоречий в части несоответствия наименования инициативной группы и «Общественного движения». Вместе с тем представленные инициативной группой ходатайство и приложенные к нему документы соответствовали требованиям ст.11 Закона РМЭ от 02.12.2008 №71-З и избирательная комиссия была обязана зарегистрировать инициативную группу и принять решение о передаче документов в представительный орган муниципального образования. Спорным постановлением избирательная комиссия нарушила избирательные права и конституционное право на проведение местного референдума, гарантированные действующим законодательством.
В судебное заседание заявитель Пермикин А.В. не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя и заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Марий Эл (далее Региональное отделение) Михайлов И.В., действующий на основании доверенностей, заявление поддержал, просил признать незаконным постановление избирательной комиссии от 25 июля 2014 года № по доводам, изложенным в заявлении. Полагает, что отказ в регистрации инициативной группы противоречит положениям действующего законодательства, поскольку ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы соответствовали требованиям Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ и Закона Республики Марий Эл от 02.12.2008 № 71-З. Указал, что в ходатайстве о регистрации инициативной группы, протоколе заседания Совета Регионального отделения и сопроводительном письме в названии политической партии допущена описка, которая не могла служить основанием для отказа в регистрации инициативной группы.
Представители заинтересованного лица Избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее Избирательная комиссия) её председатель Пухов Р.Н. и действующий на основании доверенности Газизов М.Р. просили в удовлетворении заявления отказать, дали пояснения аналогичные в возражениях на заявление. Указали, что заявителем неверно истолковано содержание обжалуемого постановления. Признание избирательной комиссией ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов не соответствующими требованиям законодательства, повлекшее отказ в регистрации инициативной группы, имело место не по основаниям, изложенным в заявлении, а связи с тем, что к регистрации согласно ходатайству была предложена инициативная группа несуществующего общественного объединения. В документах, приложенных к ходатайству также имелось указание на общественное объединение, название которого не соответствовало Уставу общественного объединения, представленного в избирательную комиссию.
Выслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора Лощиловой Л.И., полагавшей необходимым оставить заявление без удовлетворения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в референдуме, являющегося высшим непосредственным выражением власти народа.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.
Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может, в том числе избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Аналогичные нормы содержатся в ч.1 ст.10, ч.2 ст.11 Закона Республики Марий Эл от 02.12.2008 №71-ФЗ «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Республике Марий Эл» (далее Закон РМЭ №71-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона №67-ФЗ, ч.3 ст.11 Закона РМЭ №71-З для получения соответствующего статуса и возможности осуществления последующих действий инициативная группа должна обратиться в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенного заседания 08 июля 2014 года с участием четырех членов Совета Регионально отделения образована инициативная группа по проведению местного референдума в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» по вопросам: "Считаете ли Вы, что глава городского округа «Город Йошкар-Ола» должен возглавлять администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола?", "Считаете ли Вы, что глава городского округа «Город Йошкар-Ола» должен избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании?"; составлено ходатайство и оформлен протокол заседания Совета Регионального отделения.
Председатель Совета Регионального отделения Г 11 июля 2014 года подала в Избирательную комиссию сопроводительное письмо с выпиской из протокола заседания Совета Регионального отделения, ходатайством о регистрации инициативной группы, подписанным всеми участниками заседания, нотариально заверенной копией свидетельства о регистрации Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Марий Эл, нотариально заверенной копией Устава Политической партии Справедливая Россия.
Согласно ч. 6 ст. 11 Закона РМЭ №71-З комиссия, организующая местный референдум, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений:
в случае соответствия ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Конституции Республики Марий Эл, настоящего Закона и устава муниципального образования - о направлении их в соответствующий представительный орган муниципального образования;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
По результатам проверки поступившего в Избирательную комиссию ходатайства постановлением избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 июля 2014 года № отказано в регистрации инициативной группы, как следует из содержания данного постановления, по мотиву того, что в тексте документа (ходатайстве) имеется несоответствие наименования инициативной группы и общественного объединения, а именно в названии предлагаемого к регистрации в качестве инициативной группы общественного объединения указан «Совет Регионального отделения Политической партии Справедливая Росиия», в то время как общественное объединение имеет наименование «Политическая партия Справедливая Россия». Аналогичное несоответствие наименований инициативной группы и общественного объединения содержится в выписке из протокола заседания и сопроводительном письме.
Согласно части 4 статьи 11 Закона РМЭ №71-З в ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума указываются:
а) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум;
б) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы по проведению местного референдума и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести местный референдум, в том числе одного по финансовым вопросам.
Ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума должно быть подписано всеми членами инициативной группы.
Согласно части 5 статьи 11 Закона РМЭ №71-З к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
Если инициатором проведения местного референдума является общественное объединение, указанное в подпункте "б" пункта 1 статьи 10 настоящего Закона, к ходатайству должны быть приложены:
а) нотариально удостоверенная копия устава данного общественного объединения;
б) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об общественном объединении или о его структурном подразделении в единый государственный реестр юридических лиц;
в) протокол или выписка из протокола съезда, конференции, общего собрания общественного объединения, заседания руководящего органа указанного объединения или его регионального отделения, иного структурного подразделения, на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума, подписанные уполномоченным на то лицом (лицами) и заверенные печатью общественного объединения.
Из содержания представленного в Избирательную комиссию ходатайства о регистрации инициативной группы, подписанного всеми присутствующими на заседании Совета Регионального отделения членами, следует, что Совет Регионального отделения предлагает, в том числе в соответствии с «Уставом Политической партии Справедливая Росиия» зарегистрировать в качестве инициативной группы по проведению местного референдума - «Совет Регионального отделения Политической партии Справедливая Росиия в Республике Марий Эл».
Аналогичные наименования политической партии - «Справедливая Росиия», регионального отделения политической партии – «Справедливая Росиия» содержатся и в тексте сопроводительного письма №11 от 11.07.2014 г. и выписке из протокола заседания Совета Регионального отделения от 08.07.2014 г.
Суд полагает, что изложение наименования политической партии и регионального отделения «Справедливая Росиия» в нескольких документах вводит в заблуждение, искажает смысл ходатайства и не позволяет расценить указанное в качестве описки, о которой в судебном заседании говорил представитель Регионального отделения.
Вместе с тем к ходатайству о регистрации инициативной группы был приложен Устав Политической партии с наименованием «Справедливая Россия» и свидетельство о государственной регистрации Регионального отделения №12 00790 от 01.02.2013 г. с наименованием «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Марий Эл».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Избирательной комиссии в регистрации инициативной группы с наименованием «Совет Регионального отделения Политической партии Справедливая Росиия» являлся законным и обоснованным, поскольку предложение к регистрации инициативной группы с наименованием общественного объединения, указанного в ходатайстве, не соответствовало наименованию общественного объединения, изложенному в Уставе Политической партии, свидетельстве № от 01.02.2013 г., приложенных к ходатайству.
Доводы жалобы основаны на неверном понимании содержания оспариваемого постановления, оснований для признания его незаконным и удовлетворения заявления не имеется.
Оспариваемое постановление не препятствует реализации заявителем инициативы проведения местного референдума, поскольку Региональное отделение не лишено возможности повторно обратиться с ходатайством о регистрации инициативной группы, оформленным с соблюдением требований действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума Пермикина А.В. о признании незаконным постановления избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» об отказе в регистрации инициативной группы № от 25 июля 2014 года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья С.Г.Орлова
Мотивированное решение составлено 25 августа 2014 года.