№ 2-4566/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кислой М.В.,
при секретаре Алееве А.А.,
с участием:
истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8,
представителей истцов ФИО9, ФИО10,
представителя ответчика ФИО11,
представителя третьего лица АМО ГО «Сыктывкар» ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 сентября 2018 года гражданское дело по исковым заявлениям ФИО1 ФИО28, ФИО2 ФИО29, Вагнера ФИО30, ФИО4 ФИО31, Бейгеля ФИО32, ФИО6 ФИО33, ФИО7 ФИО34, ФИО8 ФИО35 к Муниципальному казенному предприятию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» о взыскании задолженности по заработной плате,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с исками к Муниципальному казенному предприятию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» (МКП «Дорожное хозяйство») о взыскании задолженности по заработной плате, в которых просили суд признать незаконными действия ответчика по применению системы оплаты труда истцов за период с 01 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года не соответствующей требованиям трудового законодательства, взыскании заработной платы за период с апреля 2017 года по март 2018 года, возложении на ответчика обязанности производить начисление и выплату заработной платы истцам с 01 апреля 2018 года в соответствии с положениями Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы, заключенного между <данные изъяты>, действие которого Дополнительным соглашением № 1 продлено на 2017 - 2019 годы. Требования мотивированы неприменением ответчиком при исчислении заработной платы истцов в указанный период положений Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству. Указано, что непредставление ответчиком в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, свидетельствует о распространении соглашения на ответчика.
Определениями суда от 30 мая 2018 года к участию в делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация МО ГО «Сыктывкар».
Определением суда от 3 июля 2018 года дела по искам ФИО1, ФИО2., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к МКП «Дорожное хозяйство» объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов привлечены Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Определением суда от 29 августа 2018 года к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
В судебном заседании истцы и их представители на заявленных исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним, согласно которым МКП «Дорожное хозяйство» не является организацией дорожного хозяйства, основной вид деятельности предприятия по коду <данные изъяты> относится к сфере жилищно-коммунального хозяйства, МКП «Дорожное хозяйство» не осуществляет комплекс работ но проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, а занимается вспомогательной транспортной деятельностью, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан на благоустроенных территориях. Основным видом деятельности по управлению дорожным хозяйством является строительство автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожных сетей, тротуаров и пешеходных дорожек, а также элементов их обустройства; устройство дорожных одежд и покрытий на автомобильных дорогах, в том числе улично-дорожных сетей, мостов или тоннелей; устройство дорожной вертикальной и горизонтали разметки; установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков и дорожных знаков, строительно-монтажные и пусконаладочные работы по оснащению инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности; строительство взлетно-посадочных полос аэродромов (код <данные изъяты>). Представитель ответчика, не оспаривая факт нахождения в оперативном управлении предприятия автомобильных дорог местного значении, указал, что предприятие занимается управлением дорогами, а не дорожным хозяйством, осуществляет лишь деятельность по их содержанию, а не по их ремонту и содержанию.
Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласился по доводам, изложенным возражениях на исковое заявление, согласно которым действие Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы не распространяется на МКП «Дорожное хозяйство», которое ведет основной вид деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (код <данные изъяты>), поскольку в соответствии с Приложением № 4 «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 год» определена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), из которого следует, что деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (код <данные изъяты>) относится к компетенции ЖКХ, а не дорожного хозяйства.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Росавтодор и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В письменных пояснениях Министерство транспорта Российской Федерации, Росавтодор и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми указали на то, что судебный акт по настоящему делу не затронет их прав и обязанностей, поскольку МКП «Дорожное хозяйство» не является подведомственным им предприятием.
В письменных объяснениях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации действие соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, распространяется на работодателя при одном из следующих условий: работодатель является членом объединения работодателей - стороны соглашения; работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, но присоединился к соглашению в добровольном порядке, известив об этом стороны соглашения; работодатель не является членом объединения работодателей стороны соглашения, не присоединился к соглашению в добровольном порядке и не представил мотивированный отказ от присоединения к соглашению в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (06.12.2013, № 235/14-16), опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда» (приложение № 3 к № 4 (13) 2013 г.), газете «Солидарность» (приложение к газете «Солидарность» № 2, 2014 г.) и размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru). Письмо Минтруда России от 14 февраля 2014 года № 14-4/10/В-754 «О присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы» было опубликовано в Российской газете, № 43 от 24 февраля 2014 года. Мотивированный отказ МКП «Дорожное хозяйство» от присоединения к вышеуказанному Соглашению в Минтруд России не поступал.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Трудовой кодекс Российской Федерации, регламентируя взаимоотношения между работником и работодателем, не предусматривает такого самостоятельного способа защиты права как признание незаконными действий работодателя, поскольку указанное обстоятельство является основанием для восстановления судом какого-либо нарушенного материального права. Споры между работниками и работодателями рассматриваются в порядке искового производства, в котором разрешаются материально-правовые требования, направленные на защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Само по себе требование о признании действий незаконными не является восстанавливающим нарушенное право. На незаконность действий ответчика истцы ссылаются как на обстоятельства, на которых они основывают свои материально-правовые требования к ответчику о взыскании задолженности по оплате труда, в связи с чем, заявленные истцами в просительной части исковых заявлений требования о признании действий незаконными не могут рассматриваться в качестве самостоятельного предмета исков.
Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подразделяет автомобильные дороги в Российской Федерации в зависимости от их назначения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ст. 5).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Установлено, что МКП «Дорожное хозяйство» учреждено Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 17 ноября 2011 года № 11/3581 и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование городского округа «Сыктывкар», от имени которого действует администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Как следует из Устава МКП «Дорожное хозяйство» (в редакции на момент рассматриваемых отношений), предметом деятельности предприятия является эффективное управление муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения (п. 3.2), для достижения указанных целей предприятие, в частности, осуществляет следующий виды деятельности: эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, в том числе: выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления; организация и контроль выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления, а также осуществление приемки выполненных работ; разработка проектной, сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления (п. 3.3.1).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, к основному виду деятельности МКП «Дорожное хозяйство» относиться деятельность с кодом по <данные изъяты>, а именно: деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
В соответствии с «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, вид «52.21.22» относится к подгруппе «52.21.2» группы «52.21» подкласса «52.2» класса «52» раздела «Н» и включает, в частности, содержание и эксплуатацию автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе проходящих по улицам населенных пунктов, а также иных проездов для автомобилей, имеющих твердое покрытие. В соответствии с подклассом «52.2» данный вид деятельности относится к транспортной вспомогательной деятельности.
Согласно Федеральному закону от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3).
Установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с п. 19 ст. 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Органом государственной власти Российской Федерации в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, является Министерство транспорта Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральном дорожном агентстве, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. К его компетенции относится разработка сводов правил, проектов правил и методов исследований (испытаний) и измерений в установленной сфере деятельности, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия, с использованием документов в области стандартизации (п. 5.4.8)
В Распоряжении Росавтодора от 09 июня 2010 года № 384-р «Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2010 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» содержится определение термина «дорожное хозяйство». Это комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Исходя из ч. 8 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации, отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Отрасль представляет собой совокупность производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей (ФИО13, ФИО14, ФИО15
"Современный экономический словарь- 6-е изд., перераб. и доп. - М."
(ИНФРА-М, 2011).
Таким образом, дорожное хозяйство представляет собой отрасль материального производства, призванную обеспечить потребность в автомобильных перевозках, обеспечить автотранспортную связь между социально-экономическими системами. Она включает в себя автомобильные дороги и совокупность предприятий, осуществляющих какую-либо из перечисленной в п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожную деятельность.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 определенны классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно данной классификации, она распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. При этом, работы по капитальному ремонту, по ремонту, по содержанию автомобильных дорог выделены в самостоятельные разделы и имеют различный состав.
Исходя из уставных целей и уставной деятельности ответчика в период с 01 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года, МКП «Дорожное хозяйство» соответствует критериям, позволяющим отнести его к предприятию отрасли дорожного хозяйства.
При этом, жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс отраслей экономики и включает в себя различные виды деятельности, что подтверждается и Приложением № 4 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 года, на которое ссылается сторона ответчика в обоснование своей позиции, поскольку группировка экономической деятельности в целях отнесения к классу «жилищно-коммунальное хозяйство» является собирательной и включает в себя различные классы по классификатору <данные изъяты>.
Согласно же абз. 2 Приложения № 4, каждый упомянутый в приложении класс классификации включает в себя предусмотренные классификатором ОКВЭД2 подклассы, подклассы включают группы и т.д. с учетом Примечания.
В Приложении № 4 под порядковым номером 44 указан код по <данные изъяты>, который, в частности, включает в себя содержание и эксплуатацию автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе проходящих по улицам населенных пунктов, а также иных проездов для автомобилей, имеющих твердое покрытие. Данный код имеет примечание: «В рамках деятельности организаций по эксплуатации и ремонту дорожно-мостового хозяйства». То есть, из буквального толкования документа следует, что деятельность по содержанию дорог находится за рамками данного Соглашения.
Кроме того, код по <данные изъяты> указан в Приложении № 4 к «Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы» лишь в редакции № 3, которая действует с 27 февраля 2018 года. В предыдущих редакциях Соглашения данный код по <данные изъяты> отсутствовал.
При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими отклонению доводы стороны ответчика об отнесении МКП «Дорожное хозяйство» к сфере жилищно-коммунального хозяйства по признаку указания в ЕГРЮЛ кода по <данные изъяты>
В силу ч. 6 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации допускается возможность действия в отношении работников одновременно нескольких соглашений.
Письмами от 10 марта 2017 года и от 30 июня 2017 года в Минтруд России поступили мотивированные отказы МКП «Дорожное хозяйство» от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017-2019 годы и Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
В соответствии с законодательством Российской Федерации действие соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, распространяется на работодателя при одном из следующих условий: работодатель является членом объединения работодателей - стороны соглашения; работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, но присоединился к соглашению в добровольном порядке, известив об этом стороны соглашения; работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, не присоединился к соглашению в добровольном порядке и не представил мотивированный отказ от присоединения к соглашению в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
В соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (06 декабря 2013 года, № 235/14-16), опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда» (приложение № 3 к № 4 (13) 2013 г.), газете «Солидарность» (приложение к газете «Солидарность» № 2, 2014 г.) и размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru). Письмо Минтруда России от 14 февраля 2014 года № 14-4/10/В-754 «О присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы» опубликовано в Российской газете, № 43 от 24 февраля 2014 года,
Дополнительное соглашение №1 о продлении на 2017 - 2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы и внесении в него изменений и дополнений, утвержденное <данные изъяты> 30 ноября 2016 года. Письмо Минтруда России от 10 марта 2017 года № 14-4/10/В-1819 «О присоединении к Дополнительному соглашению № 1 о продлении на 2017 - 2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы и внесении в него изменений и дополнений» опубликовано в Российской газете, № 58, от 21 марта 2017 года.
Мотивированных отказов МКП «Дорожное хозяйство» от присоединения к указанному Соглашению в Минтруд России не поступало.
Из содержания указанного Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству следует, что оно распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников. Данное соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что рассматриваемое Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству распространяется на предприятия, по признаку их принадлежности к одной хозяйственной отрасли, то есть выполнения в соответствии с их специализацией однородных функций сходного производственного назначения по однотипным технологиям, а не по признаку принадлежности к административной отрасли в зависимости от ведомственной подчиненности.
МКП «Дорожное хозяйство» соответствует критериям, позволяющим отнести его к предприятию отрасли дорожного хозяйства, созданному органом местного самоуправления в соответствии с п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе для осуществления управленческих функций в отношении автомобильных дорог местного значения муниципального образования, которые переданы предприятию в оперативное управление.
Доводы стороны ответчика о фактическом неосуществлении предприятием всего предусмотренного уставом предприятия комплекса видов деятельности в отношении переданных ему в оперативное управление дорог местного значения подлежат отклонению, поскольку согласно ч. 4 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в уставах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности, а в силу ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», предусмотренные в учредительном документе унитарного предприятия цели его деятельности, влекут для него связанные с этим обязанности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16 октября 2007 года № 723-О-О, положения частей 7 и 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации по существу направлены на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, следует, что при отсутствии мотивированного письменного отказа работодателя присоединиться к изменениям, которые вносятся в заключенное на федеральном уровне отраслевое тарифное соглашение, такое соглашение распространяется на него в полном объеме.
Также судом установлено, что в трудовых отношениях с МКП «Дорожное хозяйство» состоят: ФИО1 с ** ** ** замещая должность ...; ФИО2 с ** ** ** замещая с ** ** ** должность ...; ФИО3 с ** ** **, замещая должность ..., ФИО4 с ** ** **, замещая должность ..., ФИО5 с ** ** **, замещая должность ...; ФИО6 с ** ** **, замещая ** ** ** должность ...; ФИО7 с ** ** **, замещая должность ...; ФИО8 с ** ** ** замещая должность ...
При исчислении заработной платы истцов в период с 01 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года работодателем не учитывались требования «Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы, заключенного между <данные изъяты>, действие которого Дополнительным соглашением № 1 продлено на 2017 - 2019 годы.
Согласно Соглашению, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих <данные изъяты> в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2014 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (абз. 1 п 3.1); указанный в п. 3.1 Соглашения размер базовой (минимальной) тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (п. 3.3); производятся, в частности, доплата за работу в ночное время в размере не менее 40 процентов тарифной ставки; оплата сверхурочных работ не менее чем в двойном размере (п. 3.6).
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что положения Соглашения подлежали учету ответчиком при установлении размера заработной платы истцов. Между тем, условия оплаты труда истцов в рассматриваемый период были худшими в сравнении с указанным Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству.
По расчетам истцов, произведенным в соответствии с приведенными положениями Соглашения исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения в г. Сыктывкаре в рассматриваемый период и фактически отработанного истцами в указанный период времени, с учетом сверхурочной работы и работы в ночное время, проверенным судом и признанным судом верными и согласующимися с представленными ответчиком данными и расчетами, задолженность ответчика пред истцами по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года составила: перед ФИО1 409061,88 руб. перед ФИО2 489318,92 руб., перед ФИО3 215044,41 руб., перед ФИО4 458856,80 руб., перед ФИО5 529135,79 руб., перед ФИО6 422956,49 руб., перед ФИО7 586294,35 руб., перед ФИО8 680712,38 руб.
Учитывая изложенное, указанные суммы задолженности подлежат взысканию с ответчика в пользу истцов. Оснований для возложении на ответчика обязанности производить начисление и выплату заработной платы истцам с 01 апреля 2018 года в соответствии с положениями Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству суд не усматривает, поскольку основанием заявленных исковых требований и предметом проверки суда являлась оплата ответчиком труда истцов в период с 01 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года, что не лишает истцов возможности обратиться за защитой нарушенного, по их мнению, ответчиком в иной период права с требованием о взыскании задолженности за предшествующий период, указав обстоятельства, на которых основываются требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также представив соответствующие расчеты в соответствии со ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Требование о возложении обязанности по оплате труда на будущее время фактически направлено на защиту права, которое еще не нарушено, в то время как согласно ч. 1 ст. 3, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, при этом способ защиты должен гарантировать восстановление нарушенных прав.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 ФИО36, ФИО2 ФИО37, Вагнера ФИО38, ФИО4 ФИО39, Бейгеля ФИО40, ФИО6 ФИО41, ФИО7 ФИО42, ФИО8 ФИО43 к Муниципальному казенному предприятию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» о взыскании задолженности по заработной плате – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО1 ФИО44 задолженность по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 409061 (Четыреста девять тысяч шестьдесят один) руб. 88 коп.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО2 ФИО45 задолженность по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 489318 (Четыреста восемьдесят девять тысяч триста восемнадцать) руб. 92 коп.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу Вагнера ФИО46 задолженность по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 215044 (Двести пятнадцать тысяч сорок четыре) руб. 41 коп.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО4 ФИО47 задолженность по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 458856 (Четыреста пятьдесят восемь тысяч восемьсот пятьдесят шесть) руб. 80 коп.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу Бейгель ФИО48 задолженность по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 529135 (Пятьсот двадцать девять тысяч сто тридцать пять) руб. 79 коп.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО6 ФИО49 задолженность по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 422956 (Четыреста двадцать две тысячи девятьсот пятьдесят шесть) руб. 49 коп.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО7 ФИО50 задолженность по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 586294 (Пятьсот восемьдесят шесть тысяч двести девяносто четыре) руб. 35 коп.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО8 ФИО51 задолженность по заработной плате за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 680712 (Шестьсот восемьдесят тысяч семьсот двенадцать) руб. 38 коп.
В остальной части иска – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кислая