ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4566/2015 от 13.04.2016 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2016 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Байтоковой Л.А.,

секретаря судебного заседания Карамурзиной М.Н.,

с участием: истца Дзуговой Д.Х.,

представителя истца Дзуговой Д.Х. - Султанова Э.М., действующего на основании доверенности,

представителя ответчиков ФСИН России, ОФСИН России по КЧР – Кимкетова Р.И., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Черкесского городского суда гражданское дело №2-485/16 по исковому заявлению Дзуговой ФИО1 к Федеральной службе исполнений наказаний России, Отделу Федеральной службы исполнения наказаний по Карачаево-Черкесской Республике о признании решения комиссии незаконным, обязании поставить на учет в порядке очередности,

установил:

Дзугова Д.Х. обратилась в Черкесский городской суд КЧР с иском к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний по Карачаево-Черкесской Республики (ОФСИН России по КЧР), о признании действий комиссии незаконными, возложении на ответчика обязанности по принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты. В обоснование доводов указала, что она является сотрудником ОФСИН России по КЧР с 18.03.2003г., в настоящее время выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет. Дзугова Д.Х. 25.11.2013г. обратилась с заявлением (рапортом) в комиссию ОФСИН России по КЧР по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС по КЧР единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К заявлению были приложены все необходимые документы, согласно перечню, указанному в постановлении Правительства РФ от 24.04.2013г. №369. Территориальная подкомиссия, руководствуясь приказом ФСИН России от 29.08.2013г. №496 направила документы в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты. 02.07.2015г. Дзуговой Д.Х. получена выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов представления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17.03.2015г. №9, в соответствии с которой ей было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369, т.е. представлены копии не всех страниц паспорта и послужного списка, таким образом, не представляется возможным установить наличие членов семьи у заявителя в соответствии со ст.1 Федерального Закона РФ от 30.12.2012г. №283 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369 (ухудшение жилищных условий в 2012г.). Комиссия ФСИН России рассмотрела заявление, нарушив сроки спустя более 1 года и 3 месяца, о принятом решении, также в установленные законом сроки Дзугову Д.Х. не уведомила. Считает отказ незаконным по основаниям, подробно изложенным в исковом заявлении. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит:

1. Признать решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов представления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17.03.2015г., протокол №9 незаконным.

2. Обязать комиссию ФСИН России устранить допущенное нарушение путем постановки Дзуговой Д.Х. на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по первоначальной дате подачи заявления - с 25.11.2013г..

3. Обязать территориальную подкомиссию ОФСИН России по КЧР направить исправленные документы в комиссию ФСИН России.

Определением Черкесского городского суда КЧР от 10.02.2016 года для участия по данному гражданскому делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство финансов РФ.

В настоящем судебном заседании истица Дзугова Д.Х. и её представитель Султанов Э.М., поддержали исковые требования, просили суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ФСИН России, ОФСИН России по КЧР – Кимкетов Р.И. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, поддержал письменные возражения.

Свидетель ФИО3 ранее в судебном заседании пояснила, что знакома с Дзуговой Д.Х. с 2008 года. Свидетель подала объявление о том, что сдает квартиру, ее сняла ФИО1. В этой квартире ФИО1 проживала с 2008г. по 2013г.. Потом она (свидетель) решила продать квартиру, в связи с чем ФИО1 съехала. Так как квартиру продать не удалось, решила снова ее сдавать и с 2014 года по настоящее время Дзугова Д.Х. там живет. Весь период ее проживания заключали договоры найма жилого помещения, квартплата определена свидетелем в сумме 6000 руб. в месяц, плюс оплата за свет.

Свидетель ФИО2 в настоящем судебном заседании пояснила, что приходится родной сестрой истице. Квартира по адресу <адрес> выделялась их маме, так как она работала в строительной организации, площадь была определена с учетом количества детей и составляла около 60 кв.м.. В приватизации участвовала только старшая сестра с несовершеннолетней дочерью. С 2008 года ФИО1 в этой квартире не проживала, поскольку у мамы маленькая пенсия, коммунальные услуги взимались по количеству прописанных лиц, в 2012 году снялась с регистрационного учета. Свидетель в 2011 году купила квартиру, куда временно прописала ФИО1. В данную квартиру ФИО1 никогда не вселялась и никогда в ней не проживала. Постоянную регистрацию ФИО1 не предоставила, в связи с тем, чтоб иметь возможность прописать своих членов семьи. В настоящее время свидетель прописала в свою квартиру гражданского мужа. ФИО1 предоставляла регистрацию не как члену своей семьи. Вместе они не проживают, общее хозяйство не ведут, у каждого своя личная жизнь.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, учетное дело Дзуговой Д.Х., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах РФ (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Порядок и условия предоставления такой выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369.

Этим Постановлением Федеральной службе исполнения наказаний России было поручено утвердить в трехмесячный срок порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты дляприобретенияили строительстважилогопомещения, и порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящихнаучетедля получения выплаты.

Во исполнение данного поручения ПриказомФедеральной службы исполнения наказанийРФ от 29.08.2013г. № 496, был утвержден Порядок, согласно которому соответствующие комиссии по рассмотрению изложенных вопросов формируются как постоянно действующие коллегиальные органына уровнеФСИНРоссии (КомиссияФСИНРоссии), территориальных органовФСИНРоссии (Территориальные подкомиссии) и образовательных учрежденийФСИНРоссии (Подкомиссии) (п. 7 Порядка). Распределяя обязанности между этими комиссиямиФСИНРоссии возложила обязанность по принятию документов от сотрудников территориальных органов ФСИН России на территориальные подкомиссии (п. 10.1 Порядка).

Территориальная подкомиссия осуществляла функции принятия документов для получения единовременной выплаты, проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты, подготовки для направления вФСИНРоссии пакета документов для принятия решения опостановкесотрудников и гражданнаучетдля получения единовременной выплаты. Территориальная комиссии не имела право на отказ в направлении документов вФСИНРоссии, в случае отсутствия в них недостатков, а также дачи правового обоснования для такого отказа.

В силу п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных, выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Согласно п. 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил № 369).

Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам и семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от 29 августа 2013 года N 496 (действовавшему с 20 октября 2013 года до 13 декабря 2014 года), соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов Ф.Р. и образовательных учреждений ФСИН России (п. 7).

Территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременно выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем: регистрируют паспорта и заявления в книгах учета заявлений, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, а также установленному порядку их оформления п.10.1 и п.10.2 порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы - в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года № 496.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец Дзугова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сотрудником ОФСИН России по КЧР, с 18.03.2003 г. в настоящее время. При этом, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет.

Состав семьи заявителя, на момент подачи заявления, состоял из одного человека – самой истицы Дзуговой Д.Х..

Из материалов дела следует, что Дзугова Д.Х. зарегистрирована по адресу: КЧР, г.Черкесск, ул.Пятигорское шоссе, д.3 кв.56 с 27.03.2012г..

Указанное обстоятельство подтверждается Свидетельством Отдела ОФМС России по КЧР в г.Черкесске №402 от 27.03.2012г., срок регистрации с 27.03.2012г. по 27.03.2017г..

Ранее, Дзугова Д.Х. в период с 05.06.1998 года по 26.03.2012 года была постоянно зарегистрирована в жилом помещении по адресу: КЧР, <адрес>, что подтверждается копией паспорта и материалами дела в целом.

В судебном заседании установлено, что Дзугова Д.Х. на момент постановки на учет была зарегистрирована в квартире площадью 32,7 кв.м. по адресу: <адрес>, ул. <адрес>А <адрес>, которая согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности от 21.01.2011г. принадлежит ФИО2, на основании договора купли-продажи от 24.12.2010г..

Материалами дела подтверждается, что Дзугова Д.Х. 25 ноября 2013 года обратилась с заявлением (рапортом) в комиссию ОФСИН России по КЧР по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы по КЧР единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

К заявлению были приложены все необходимые документы согласно перечню, указанному в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».

Территориальная подкомиссия, руководствуясь приказом ФСИН России от 29.08.2013г. №496 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», направила документы в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.

Однако, согласно материалам дела, 02.07.2015 года Дзуговой Д.Х. была получена выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов представления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17.03.2015 года №9, в соответствии с которой Дзуговой Д.Х. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369, а именно указано, что представлены копии не всех страниц паспорта и послужного списка, таким образом, не представляется возможным установить наличие членов семьи у заявителя в соответствии со ст.1 Федерального Закона РФ от 30.12.2012 №283 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 (ухудшение жилищных условий в 2012 году).

В данном случае, судом установлено, что в нарушение п. 7 постановления Правительства России от 24.04.2013г. №369, согласно которому комиссия на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.

О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения. Комиссия ФСИН России рассмотрела заявление истицы, нарушив сроки спустя более 1 года и 3 месяца, о принятом решении также в установленные законом сроки Дзугову Д.Х. не уведомила.

Что касается послужного списка, якобы не в полном объеме представленного в комиссию, суд полагает, данный довод надуманным и необоснованным, поскольку ОФСИН России по КЧР, являясь работодателем, выдал указанный послужной список Дзуговой Д.Х.. Получить послужной список в другой форме, истица возможности не имела.

Под ухудшением жилищных условий комиссия ФСИН России необоснованно посчитала то, что с 27 марта 2012 года по настоящее время временно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 32.7 кв.м. по адресу: г.Черкесск ул. Пятигорское шоссе, д.3 корп.А, кв.56, принадлежащем на праве собственности сестре Дзуговой М.Х. Ранее она была постоянно зарегистрирована с 05.06.1998г. по 26.03.2012г. в жилом помещении общей площадью 62.1 кв.м. по адресу: г.Черкесск ул.Октябрьская, д.336, кв.52, принадлежащем на праве совместной долевой собственности матери Дзуговой Т.A. 1/2 доли, сестре Дзуговой И.Х. 1/4 доли и племяннице Дзуговой И.А. 1/4 доли.

В указанный период в данной квартире было постоянно зарегистрировано 4 человека.

По мнению комиссии ФСИН России то, что истец в марте 2012 года по семейным обстоятельствам выписалась из жилого помещения, принадлежащего ее родственникам и временно прописалась у сестры, является намеренным ухудшением жилищных условий, что противоречит п.8 статьи 4 Закона от 30.12.2012 №283-Ф3 - Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 24.04.2013 г. №369 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1- 3 части 2 статьи 1 ФЗ РФ от 30.12.2012 г. №283.

Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти).

В комиссию истцом были предоставлены послужной список и копия паспорта, где страница «семейное положение» без штампа о регистрации брака. Справкой о составе семьи, выписками из домовой книги, договорами найма жилого помещения также подтверждается отсутствие членов семьи.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В соответствии с ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ указанный федеральный закон вступает в законную силу с 01 января 2013 года.

26 марта 2012 года на момент выписки с прежнего места жительства истец не могла знать, что 30 декабря 2012 года будет принят закон №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369 и, следовательно, намерений ухудшить свои жилищные условия быть не могло.

Дзугова Д.Х. выписалась из жилой площади принадлежащей матери, сестре и племяннице в марте 2012 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2012г. №283-Ф3 и постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. №369.

Данный факт подтверждается выписками из домовой книги и комиссией ФСИН России не оспаривается.

Следовательно, решение комиссии ФСИН России от 17.03.2015 года, выписка из протокола №9 об отказе Дзуговой Д.Х., в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, поскольку требования ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283- ФЗ не могут быть применены к правоотношениям, действовавшим 26.03.2012 года.

Также Федеральный закон от 30.12.2012г. № 283-Ф3 не содержит указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, санкции положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-Ф3 не подлежали применению при разрешении заявления истца о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как не имеют обратной силы.

В ноябре 2013 года истец собрала необходимые документы и подала их в комиссию ОФСИН России по КЧР с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Об отказе в постановке на учет сообщили письменно, выслав 23 июня 2015 года выписку из прокола заседания комиссии ФСИН России от 17 марта 2015 года №9. Согласно представленным в территориальную подкомиссию выпискам из ЕГРП и справок из БТИ, жилых помещений находящихся в собственности истца не имеется, справки с отдела кадров - выслуга лет по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 12 лет 00 месяцев 08 дней (справка от 11.11.2013г. №10/то/7-3470).

Согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений №09-00-4001/5001/2013-4115 от 08.10.2013г. и №00-00-4001/5044/2015-3722 от 15.09.2015г. за Дзуговой Д.Х., 04.04.1981 года рождения за период с 30.01.1988 г. по 09.09.2015 г. объекты недвижимого имущества не имеется.

Из справки КЧР- ГУП «Техинвентаризация» от 03.10.2013 года № 1-344 за Дзуговой Д.Х., согласно данных КЧР ГУП «Техинвентаризация» в г. Черкесске, домовладением (квартира) не значится.

Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Дзугова Д.Х. не имеет.

Ранее Дзуговой Д.Х. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что доводы жилищной комиссии ОФСИН России о том, что истица намерено ухудшила свои жилищные условия также не основаны на законе.

Под ухудшением жилищных условий комиссия ФСИН России необоснованно посчитала, что Дзугова Д.Х. с 27 марта 2012 года по настоящее время временно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 32.7 кв.м. по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, <адрес><адрес>, принадлежащем на праве собственности сестре Дзуговой М.Х. Ранее истица была постоянно зарегистрирована с 05.06.1998г. по 26.03.2012г. в жилом помещении общей площадью 62.1 кв.м. по адресу <адрес>, принадлежащем на праве совместной долевой собственности матери Дзуговой Т.A. 1/2 доли, сестре Дзуговой И.Х. 1/4 доли и племяннице Дзуговой И.А. 1/4 доли, то есть в указанный период на вышеуказанной жилой площади было постоянно зарегистрировано 4 человека. Вместе с тем, комиссия не учла то обстоятельство, что на момент снятия Дзуговой Д.Х. с регистрационного учета (26.03.2012г.) в квартире по адресу: <адрес> постоянно были зарегистрированы: истица Дзугова Д.Х., отец истицы - Дзугов ФИО4, умерший 06.06.2012 года, мать истицы - Дзугова ФИО5, сестра - Дзугова ФИО6, племянница - Дзугова ФИО7, всего пять человек. Фактически истица не проживала в данной квартире с 2008 года, что подтверждается материалами дела и не опровергнуто сторонами в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, у комиссии не имелось оснований для указания в качестве причины отказа в постановке на учет такого обстоятельства, как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку при квадратуре указанной выше квартиры – 62,1 кв. м. и количестве прописанных – 5 человек на каждого прописанного приходилось менее 15 кв.м., а именно – (62,1/5 = 12,42 кв.м.). То обстоятельство, что после смерти отца истицы Дзугова Х.М. изменился количественный состав прописанных в кв. №52 по ул.Октябрьская в г.Черкесске, в данном случае правового значения не имеет и не надлежит быть учтенным при рассмотрении вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку в данном случае надлежало учитывать, что Дзугова Д.Х. с 2008 года не ведет совместное хозяйство с родителями и сестрой, имеет отдельный бюджет, их членом семьи не является.

Из материалов дела также следует, что истец Дзугова Д.Х. не замужем, детей не имеет, вместе с тем, собственник домовладения в котором на момент постановки на учет и в настоящее время – Дзугова М.Х. не является членом семьи истицы, которая ведет с последней отдельное хозяйство, имеет отдельный бюджет.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются следующим.

Согласно договора найма жилого помещения от 25.08.2008г. Подсвировой В.А., истице предоставлена во временное пользование квартира по адресу г.Черкесск, ул.Пятигорское шоссе, д.3А, кв.57, сроком с 01.09.2008г. по 31.07.2009г., с оплатой в размере 3000 руб.; указанные договорные отношения продлены договором найма жилого помещения от 27.07.2009г. до 30.06.2010г..; договором найма жилого помещения от 29.06.2010г. до 31.05.2011г.; договором найма жилого помещения от 25.05.211г. до 30.04.2012г.; договором найма жилого помещения от 23.04.2012г. до 31.03.2013г..

Согласно договора найма от 28.03.2013г., заключенного между Муковым А.Ю. и Дзуговой Д.Х., последней предоставлена в возмездное владение и пользование (аренду) жилое помещение – квартира №56, находящаяся по адресу: КЧР, г.Черкесск, ул.Пятигорское шоссе д.3А, кв.43 с 01.04.2013г. на 11 месяцев, с оплатой в размере 4500 руб. ежемесячно.

В настоящем судебном заседании представлены договоры найма жилого помещения от 10.02.2014г., от 29.01.2015г. и от 21.12.2015г., заключенные между Подсвировой В.А. и Дзуговой Д.Х., согласно которых истице предоставлена во временное пользование квартира по адресу г.Черкесск, ул.Пятигорское шоссе, д.3А, кв.57 с оплатой в размере 6000 руб. ежемесячно.

Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями истицы Дзуговой Д.Х. и наймодателя Подсвировой В.А., данными в судебном заседании. Доказательств обратного, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

Также судом установлено, что 25 ноября 2013 года Дзугова Д.Х. обратилась в подкомиссию ОФСИН России по КЧР с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением документов.

Согласно выписки из протокола №1 от 10.12.2013г., следует, что все документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения приняты.

Территориальной подкомиссией УФСИН России по КЧР проведена проверка предоставленных Дзуговой Д.Х. документов, согласно перечню, определенному в Правилах № 369 и порядку оформления документов.

При этом, в выписки из указанного протокола указано, что к заявлению приложены все документы в соответствии с перечнем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. №369. Члены комиссии пришли к единогласному мнению о необходимости направления документов Дзуговой Д.Х. в комиссию ФСИН для постановки на учет для получения единовременной выплаты.

Протоколом №9 комиссии ФСИН России от 17 марта 2015 года, Дзуговой Д.Х. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.

Норма ч.1 ст.12 ГПК Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как указано выше, согласно п.7 названных Правил, на основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года № 496 (действовавшим с 20 октября 2013 года и утратившим силу 13 декабря 2014 года в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года № 550) был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Порядок).

Как следует из п. 8 Порядка, комиссия ФСИН России осуществляет функции, в том числе, принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.

В силу п. 20 Порядка, комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.

Согласно п.19 Порядка, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.

В соответствии с п. 8.2.2 Порядка в целях выполнения возложенных функций комиссия ФСИН России ведет Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и Книгу учета сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из протокола № 9 от 17.03.2015г. заседания ФСИН России в постановке на учет для получения социальной выплаты Дзуговой Д.Х. было отказано, в связи с «непредставлением обязательных документов: предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369», а именно не предоставление всех страниц паспорта и послужного списка, что не позволило комиссии установить состав семьи Дзуговой Д.Х., а также с п.12 Правил (ухудшение жилищных условий).

Однако, с данными доводами суд согласиться не может, в связи с тем, что указанные в протоколе комиссии ФСИН России № 9 от 17.03.2015г. несоответствия, являющиеся основанием для отказа в постановке Дзуговой Д.Х. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, применительно к конкретным обстоятельствам дела являются формальными и не могут повлечь за собой отказ указанному лицу в реализации его права.

Отсутствие копии всех страниц паспорта и послужного списка само по себе не свидетельствует об отсутствии у истца права на единовременную социальную выплату и не может являться основанием отказа в постановке на учет для ее получения.

При обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, Дзугова Д.Х. предоставила копию паспорта (заполненные страницы) в которых имеется штамп о месте регистрации; справку из домовой книги, выписки из лицевых счетов, сведения, о том, кто является собственником жилья; справки о том, что за истицей не числится индивидуальный жилой дом и земельный участок, что касается послужного списка, указанный документ был получен истицей в кадровом управлении и как указано выше, повлиять на его содержание она возможности не имела.

Кроме того, судом учитывается, что в ходе судебного заседания была предоставлена копия паспорта в полном объеме и послужной список, в указанных документах содержится аналогичная информация с представленной в комиссию.

Представленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц.

Кроме того, представленные Дзуговой Д.Х, документы были проверены подкомиссией ОФСИН России по КЧР и признаны не имеющими недостатков. Предоставить дополнительные, уточняющие документы истцу не предлагалось ни подкомиссией ОФСИН России по КЧР, ни комиссией ФСИН России.

Распределяя обязанности между Комиссией ФСИН России и Территориальными подкомиссиями, ФСИН России возложила обязанность по принятию документов от сотрудников территориальных органов именно на Территориальные подкомиссии.

Копии необходимых документов в соответствии с Правилами были предоставлены Дзуговой Д.Х. с предъявлением оригиналов и заверены секретарем территориальной подкомиссии. Свои обязанности истец выполнил в полном объеме.

Ни Правила, ни Порядок не предусматривают возможность принятия решения комиссией ФСИН России в отношении сотрудников территориальных органов ФСИН России в виде возврата документов по причине ненадлежащего заверения копий (представлены не все страницы паспорта и послужного списка), документов территориальной подкомиссией. Взаимодействие между комиссиями разного уровня является внутренней работой системы ФСИН.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, суд полагает, что ФСИН России допущены нарушения порядка и сроков рассмотрения заявления истца о постановке её на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку комиссия ФСИН России рассмотрела её заявление, нарушив сроки спустя более 1 года, о принятом решении также в установленные законом сроки не уведомила.

Срок, предусмотренный указанными Правилами № 369, для принятия решения по заявлению является присекательным. Право Дзуговой Д.Х. на рассмотрение её заявления и принятие соответствующего решения в установленный нормативно-правовым актом срок не поставлено в зависимость от особенностей организации работы ФСИН России с заявлениями указанной категории граждан.

Кроме того, очередность предоставления единовременной выплаты предусмотрена для граждан, которые поставлены на учет, а не для рассмотрения заявлений о постановке на учет.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, с учетом правового регулирования спорных правоотношений, учитывая показания свидетелей Подсвировой В.А. и Дзуговой М.Х., а также, что иных оснований для отказа в принятии истицы на учет по делу не установлено, суд приходит к выводу о признании решения комиссии ФСИН России от 17.03.2015г. №9 в отношении Дзуговой Д.Х. незаконным и обязании ФСИН России поставить Дзугову Д.Х. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента обращения – 25.11.2013 года.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дзуговой ФИО1 - удовлетворить.

Признать решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов представления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России в случаях установленных законодательством Российской федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17 марта 2015 года, протокол №9 в отношении Дзуговой ФИО1 - незаконным.

Обязать комиссию ФСИН России устранить допущенное нарушение путем постановки Дзуговой ФИО1 на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по первоначальной дате подачи заявления, а именно - с 25.11.2013г..

Обязать территориальную подкомиссию ОФСИН России по КЧР направить исправленные документы Дзуговой ФИО1 в комиссию ФСИН России.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики с момента его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 02.05.2016г..

Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А. Байтокова