РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Стариковой М.А.
при секретаре Цукановой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Кубанскому центру организации воздушного движения – филиалу «АЭРОНАВИГАЦИЯ ЮГА» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ», Администрации Краснодарского края и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным строительство и эксплуатацию вертолетной площадки.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным эксплуатации вертолетной площадки, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящимся, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований истец указывает, что данная заасфальтированная площадка, которая используется как взлетно-посадочная площадка для вертолетов гражданской авиации (точка посадки, с координатами точки N45.01103° E038.95102°), не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а именно противоречит приказу Министерства транспорта РФ от 13 марта 2017 г. № 91Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов». Истец указывает на отсутствие маркировочных знаков - пограничных знаков взлетно-посадочной полосы, цифровых знаков посадочного путевого угла, знаков ограничения мест приземления при посадке и т.д. Кроме того, на указанном заасфальтированном участке отсутствует система визуальной индикации, которая должна предусматриваться для обеспечения захода на посадку на вертодром, независимо от того, оборудованы ли они другими визуальными или не визуальными средствами обеспечения захода на посадку в случае, если вблизи вертодрома имеется мало визуальных ориентиров на поверхности.Полностью отсутствуют аварийно-спасательные средства, что противоречит требованиям безопасности. Отсутствует информация о площадке (о ее наименовании, об операторе площадки и его контактных данных, координаты контрольной точки и т.д. ФИО1 утверждает, что данная вертолетная площадка находится в нескольких метрах от социально значимого объекта «тропы здоровья», расположенного на территории примыкающей к парку на Затоне. «Тропа здоровья» была создана для пеших прогулок много лет назад и на сегодняшний момент ей активно пользуются граждане города, в рекреационных целях. Тем самым создана угроза безопасности граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца просил заявленные исковые требования удовлетворить.
Представители ответчиков - Кубанского центра организации воздушного движения – филиала «АЭРОНАВИГАЦИЯ ЮГА» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ», Департамента имущественных отношений Краснодарского края и представитель третьего лица – администрации муниципального образования г. Краснодар, возражали против удовлетворения исковых требований, представив отзывы на иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая изложенное в совокупности, суд находит часть исковых требований ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании было установлено, что предмет рассмотрения – заасфальтированная площадка, которая незаконно используемая как взлетно-посадочная площадка для вертолетов гражданской авиации (Вертодром – «Затон-2») находится, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в границах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> ранее указанном в исковом заявлении земельном участке с кадастровым номером № адрес: <адрес>, отсутствует сам предмет рассмотрения спора - заасфальтированная площадка. Истцом было подано соответствующее заявление об уточнении обстоятельств по делу.
Вместе с тем, Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами установлены обязательные требования как к вертодромам гражданской авиации, так и к оператору посадочной площадки, при нарушении которых осуществление воздушных полетов не допускается.
Так в соответствии с ст. 48 Воздушного кодекса РФ требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 49 ВзК РФ аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Кроме того, в ч. 5 ст. 49 ВзК РФ установлено, что посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.
В силу ч. 6 ст. 49 ВзК РФ Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.
В ходе судебного заседания было установлено, что данная заасфальтированная площадка, находящаяся в границах земельного участка с кадастровым номером № – не имеет собственника. Регистрацию в установленном законом порядке никогда не проходила.
Департаментом транспорта и организации дорожного движения администрации муниципального образования город Краснодар предоставлена информация о том, что на настоящий момент на территории муниципального образования находится 9 зарегистрированных в установленном порядке аэродромов (вертодромов, посадочных площадок). Отсутствует информация о регистрации и собственнике посадочной площадки, расположенной в Западном внутригородском округе <...> в районе парка им. 30-летия Победы): нет правоустанавливающих документов, отсутствуют сведения о согласовании с администрацией муниципального образования город Краснодар полетов над указанной территорией.
Судом было установлено, что земельный участок, с кадастровым № находится в собственности Краснодарского края, что подтверждается приказом департамента имущественных отношений от 15.03.2013 г. № 302. Сведений о заключенных договорах аренды в отношении данного земельного участка в департаменте не имеется.
Судом так же были исследованы фотоматериалы, предоставленные в судебном заседании истцом, на которых непосредственно изображен объект спора.
Разрешая исковые требования суд пришел к выводу, что данный заасфальтированный объект,расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № не соответствует приказу Министерства транспорта РФ от 13 марта 2017 г. № 91 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» и приказу Министерства транспорта РФ от 13 марта 2017г. № 92 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к операторам вертодромов гражданской авиации».
Кроме того, согласно п. 49 ПостановленияПравительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Администрацией муниципального образования г. Краснодар никогда не выдавалось разрешение на взлет-посадку частным вертолетам гражданской авиации в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Предусмотренный порядок организации взлета-посадки вертолетов гражданской авиации может быть нарушен в случае, установленном п. 48 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» полеты воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов над населенными пунктами в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, а также пресечения и раскрытия преступлений могут выполняться на высоте, обеспечивающей реализацию указанных мероприятий, с возложением ответственности за обеспечение безопасности выполнения полетов на уполномоченное лицо, организующее такие полеты. В указанных случаях разрешается посадка (взлет) в границах населенных пунктов на площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, при обеспечении безопасности ее выполнения уполномоченным лицом, организующим такие полеты.
Судом установлено, что нецелевой характер использования заасфальтированной площадки, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, как точки для взлета-посадки частных воздушных транспортных средств, нарушает установленные правила безопасности воздушного движения и создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным эксплуатацию заасфальтированной площадки, которая используется как взлетно-посадочная площадка для вертолетов гражданской авиации (точка посадки, с координатами точки N45.01103° E038.95102°), расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208042:1193, по адресу: 350000, <адрес>; признать заасфальтированную площадку, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером №, не соответствующей требованиям законодательства, предъявляемым к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, не соответствующей безопасности воздушного движения и создающей угрозу для жизни и здоровья граждан.
Кроме того, суд считает необходимым запретить Кубанскому центру организации воздушного движения - филиалу «АЭРОНАВИГАЦИЯ ЮГА» федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» принимать заявки и давать разрешения на взлет-посадку частным вертолетам гражданской авиации в границах земельного участка с кадастровым номером №, за исключением экстренных случаев или для взлета-посадки воздушных судов специального назначения; запретить администрации муниципального образования г. Краснодара давать разрешение на взлет-посадку частным вертолетам гражданской авиации в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Признать незаконным эксплуатацию заасфальтированной площадки, которая используется как взлетно-посадочная площадка для вертолетов гражданской авиации (точка посадки, с координатами точки N45.01103° E038.95102°), расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Признать заасфальтированную площадку, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером №, не соответствующей требованиям законодательства, предъявляемым к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Признать заасфальтированную площадку не соответствующей безопасности воздушного движения и создающей угрозу для жизни и здоровья граждан.
Запретить Кубанскому центру организации воздушного движения - филиалу «АЭРОНАВИГАЦИЯ ЮГА» федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» принимать заявки и давать разрешения на взлет-посадку частным вертолетам гражданской авиации в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208042:1193, за исключением экстренных случаев или для взлета-посадки воздушных судов специального назначения.
Запретить администрации муниципального образования г. Краснодара давать разрешение на взлет-посадку частным вертолетам гражданской авиации в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208042:1193.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено: 27.12.2017 г.
Судья -