Судья: Тюрин М.Г. Дело №2-4569/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«25» декабря 2012 года город Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тюрина М.Г.,
при секретаре Саакян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куниной Т.И. к ЗАО «Донэнергосбыт», ООО «Жилремонт 7», КУМИ Администрации г.Новочеркасска, конкурсный управляющий Никитин С.В об обязании произвести перерасчет, обеспечить квартиру индивидуальным прибором учета, предоставить документацию, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с настоящими требованиями о защите прав потребителей ссылаясь на то, что проживает вместе с двумя маленькими детьми по <адрес><дата>. Указанное жилое помещение является муниципальной собственностью, индивидуальным прибором учета электроэнергии не обеспечено.
Многоквартирный дом по <адрес> состоит из 142 квартир, 61 квартира из которых являются муниципальными.
Дом оборудован двумя коллективными приборами коммерческого учета электроэнергии, расположенных вне дома в трансформаторной подстанции ТП - 000513 СН2 к которой относятся еще несколько домов, а так же коттеджи. 32 % квартир дома оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии. Дом <дата> постройки, дому <дата> года.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> частично оборудован стационарными электрическими плитами и находится на обслуживании управляющей организации ООО «Жилремонт-7».
В свою очередь, управляющая организация ООО «Жилремонт-7» заключила с ООО «Донэнергосбыт» договор на поставку электрической энергии в мою <адрес> от имени истца, при этом до настоящего времени истца никто не считает нужным ознакомить с условиями данного договора.
В доме по <адрес> никогда на протяжении 43 лет не производилось ремонта и замены электропроводки, а так же электрического оборудования.
На протяжении многих лет, истица неоднократно обращалась в ООО «Жилремонт-7» и ООО «Донэнергосбыт» по причине проблем с электроэнергией в данном доме, но никаких мер не было принято. На все обращения и претензии истицы из указанных организаций ответов не поступало.
Несмотря на то, что ООО «Донэнергосбыт» выставляет завышенные счета потребителю <адрес> за пользование электроэнергией, никаких профилактических или ремонтных работ, связанных с энергосберегающим оборудованием не производит.
По мнению истицы, ресурсоснабжающая организация ООО «Донэнергосбыт» нарушает закон и поставляет в дом электрическую энергию ненадлежащего качества, т.е. вместо положенных 220V поставляет 242V и выше, поэтому дом очень часто обесточивается и приходится вызывать дежурного электрика и долгое время находиться без света. По причине подачи электроэнергии ненадлежащего качества: лампочки в секции и квартире взрываются, патроны плавятся. Истица регулярно, ежемесячно производит оплату за пользование электроэнергией.
За <дата> года истице был повышен объем потребления электроэнергии и выставлен счет 235 кВт./ч за месяц. За разъяснениями истица обратилась в абонентский отдел ООО «Донэнергосбыт», где ей выдали выписку согласно которой она должна была оплачивать 105 кВт./ч в месяц, но никакого перерасчета произведено не было.
Управляющая организация ООО «Жилремонт-7» регулярно берет с жильцов плату по содержанию жилья, не производя никаких работ по содержанию жилья. За нарушение содержания и ремонта жилищного фонда дома по <адрес> в отношении <данные изъяты> ООО «Жилремонт-7» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КРФобАП. ООО «Донэнергосбыт», как поставщика коммунальных услуг, должны вести постоянную работу в части ликвидации внутридомовых и квартирных потерь энергоресурсов. В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обязаны оборудовать муниципальную кВ. № и индивидуальными приборами учета электроэнергии, а дом общедомовым прибором учета электроэнергии и обеспечить ввод в эксплуатацию непосредственно в данном доме по <адрес>, а не вне дома.
Поскольку <адрес> оборудована стационарной электрической плитой, то для квартиры истицы при начислении оплаты за электрическую энергию должен быть применен ООО «Донэнергосбытом» понижающий коэффициент 0,7. и истица должна оплачивать за 1 кВт./ч не 3 рубля 08 копеек, а 2 рубля 15 копеек.
Однако, по вине управляющей компании ООО «Жилремонт-7» истица лишена такого права и вынуждена платить по 3 рубля 08 копеек за 1 кВт./ч.
На основании изложенного истица с учетом уточненных исковых требований просила суд вынести решение, которым обязать ЗАО «Донэнергосбыт» произвести перерасчет за потребленную электроэнергию в наименьшую сторону или отменить необоснованно выставленную ООО «Донэнергосбытом» задолженность на сумму <данные изъяты> от <дата>№; обязать КУМИ Администрации г.Новочеркасска обеспечить муниципальную <адрес> индивидуальным прибором учета электроэнергии; обязать ответственную за документацию управляющую компанию ООО «Жилремонт-7» предоставить ЗАО «Донэнергосбыт» документацию подтверждающую оборудование <адрес> А по <адрес> в <адрес> в установленном порядке стационарными электроплитами для применения понижающего коэффициента 0.7., обязать ЗАО «Донэнергосбыт» производить начисление объемов потребленной электроэнергии для <адрес> жилой площадью 12,3 кв.м как для квартиры гостиничного типа., взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы.
Истец Кунина Т.И. в судебное заседание явилась, дала пояснения аналогичные указанным в исковом заявлении, поддержала уточненное исковое заявление, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель истца Суботина Т.П., действующая на основании доверенности № от <дата> в судебное заседание явилась, дала пояснения аналогичные указанным в исковом заявлении, поддержала уточненное исковое заявление, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ЗАО «Донэнергосбыт» Горячев А.С, действующий на основании доверенности № от <дата> в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, просил суд отказать истице в полном объеме.
Представитель КУМИ г. Новочеркасска в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, просил суд отказать истице в полном объеме.
Свидетель ФИО2 в судебное заседание явилась, пояснила суду, что она так же проживает в этом доме, так же указала, что в их доме в <адрес> находился офис фирма «Галар» которая установила около своей квартиры лампочку, которая потребляет электроэнергию, считает, что данная организация потребляет больше всего количество энергии в доме и не платит, а расходы ложатся на них.
Суд, выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 1 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 (ред. от 25 июня 2012) «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее -законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе издаваемыми Правительством Российской Федерации правилами, обязательными при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжении, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (ред. Постановлений Правительства РФ от 21 июля 2008г. № 549, от 29 июля 2010г. № 580, от 06 мая 2011г. № 354 (ред. 27 августа 2012г.), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также, в том числе порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Потребителем, в соответствии с абз. 3 преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или. приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие потребителям услуги по возмездному договору, является исполнителем (абз. 5 преамбулы Закона о защите прав потребителей).
Письмом Роспотребнадзора от <дата>№ «О направлении информационного материала по защите прав потребителей» разъяснено, что отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности, из договоров розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения); по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг.
В судебном заседании установлено, что Кунина Т.И. является нанимателем жилого помещения – <адрес> в г.Новочеркасске на состав семьи из трех человек. Собственником квартиры является Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Новочеркасска.
Из материалов дела усматривается, что жилой <адрес>А находится в управлении ООО «Жилремонт-7», указанная управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг для собственников жилых помещений данного дома.
<дата> ООО «Жилремонт-7» с целью приобретения электроэнергии заключило с ООО «Донэнергосбыт», правопреемником которого в настоящее время является ЗАО «Донэнергосбыт» договор энергоснабжения №.
Расчет размера платы за коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, взыскание просроченной задолженности является обязанностью исполнителем коммунальных услуг на основании письма Министерства регионального развития РФ от 02.05.2007 № 8167-ЮТ/07.
<дата> ООО «Жилремонт-7» заключило с ООО «Донэнергосбыт» агентский договор № на основании которого ООО «Донэнергосбыт» (агент) совершает от имени и за счет ООО «Жилремонт-7» (принципала) вышеуказанные действия. Действуя в рамках данного договора ООО «Донэнергосбыт» руководствуется требованиями главы 52 Гражданского кодекса РФ и условиями договора.
Таким образом, в соответствии с п. 1 Агентского договора Агент, совершает по поручению Принципала юридические и иные действия от имени и за счет принципала, то есть функции и полномочия агента ограничены условиями агентского договора и главы 52 Гражданского кодекса РФ.
В обоснование своих требований истица ссылалась на то, что в нарушение действующего законодательства, ответчиком ООО «Донэнергосбыт» неправомерно взималась с нее плата за потребленную электроэнергию, в том числе за <дата> года в размере 235 кВт./ч за месяц вместо положенных 105 кВт./ч в месяц. Кроме того, имеются грубые нарушения управляющей организацией ООО «Жилремонт-7» как исполнителя коммунальных услуг и ООО «Донэнергосбыт», как поставщика коммунальных услуг, которые должны вести постоянную работу в части ликвидации внутридомовых и квартирных потерь энергоресурсов. В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обязаны оборудовать муниципальную <адрес> другие муниципальные квартиры индивидуальными приборами учета электроэнергии, а дом общедомовым прибором учета электроэнергии и обеспечить ввод в эксплуатацию непосредственно в данном доме по <адрес>А, а не вне дома. Поскольку <адрес> оборудована стационарной электрической плитой, то для квартиры истицы при начислении оплаты за электрическую энергию должен быть применен ООО «Донэнергосбытом» понижающий коэффициент 0,7. и истица должна оплачивать за 1 кВт./ч не 3 рубля 08 копеек, а 2 рубля 15 копеек. Однако, по вине управляющей компании ООО «Жилремонт-7» истица лишена такого права и вынуждена платить по 3 рубля 08 копеек за 1 кВт./ч.
В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
На основании ч.1, ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской федерации размер платы за коммунальные услуги определяются исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно указанной статье Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета. При отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> г.Новочеркасска оснащен двумя общедомовыми приборами учета электроэнергии и расчет за потребленную домом электроэнергию осуществляется на основании суммарных данных приборов учета, установленных в РУ 0,4 кВ TП514.
Расчет размера платы за места общего пользования до <дата> производился на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. от 23.05.2006г. (далее -Постановление № 307).
С 01.09.2012г. расчет размера платы за места общего пользования производится в соответствии Правилами утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. (Постановление № 354).
Кроме того, начисление платы за потребленную электроэнергию при оборудований жилых помещений индивидуальными приборами учета производится на основании показаний указываемых потребителями в счет-извещениях.
При отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета начисление за потребленную электроэнергию производится по нормативу.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», на основании Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утверждаемого постановлением Администрации Ростовской области, Региональная служба по тарифам Ростовской области устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных жилых домах.
Начисление платы за услугу «Электроэнергия общедомовое потребление» произведено ООО «Донэнергосбыт», в том числе, нанимателям жилых помещений, имеющим индивидуальные приборы учета электроэнергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно вышеуказанным Правилам размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке ч.6 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления. Также вышеуказанными Правилами предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с ч. 4 Правил.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что расчеты за потребляемую энергию осуществляются на основании показаний общедомовых приборов учета, а при отсутствии приборов учета рассчитываются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из смысла ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает одинаковый размер платы за коммунальные услуги для потребителей коммунальных услуг, использующих жилые помещения в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляются товариществами собственников жилья либо жилищными, жилищно-строительными кооперативами, и потребителей этих услуг, избравших иной способ управления своим домом, а также для собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору найма в государственном или муниципальном жилищных фондах.
В силу ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, как для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так и для собственников жилых помещений, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Правилами даны следующие определения: «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
В силу п. 37 Правил расчетный период составляет календарный месяц.
Из материалов дела усматривается, что за <дата> года истице был повышен объем потребления электроэнергии и выставлен счет 235 кВт./ч за месяц. За разъяснениями истица обратилась в абонентский отдел ООО «Донэнергосбыт», где ей сообщили, что она должна была оплачивать 105 кВт./ч в месяц, но никакого перерасчета произведено не было.
Изучив представленные материалы, лицевые счета, суд приходит к выводу о том, что при начислении услуги «Электроэнергия общедомовое потребление» ООО «Донэнергосбыт» за <дата> года нарушен порядок определения соответствующего тарифа платы потребителям, доказательств обратному суду не представлено, вместо положенного тарифа 105, назначен тариф 235 кв.ч. Представитель ответчика ЗАО «Донэнергосбыт» в судебном заседании не смог объяснить увеличения тарифа в указанный месяц, пояснив, что это является механической опиской.
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу ч.13 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за 30 дней до даты предоставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
В соответствии с вышеуказанными информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Между тем, судом установлено, что отсутствуют сведения о предоставляемых коммунальных услугах, в том числе: о надбавках к тарифам на коммунальные услуги; не указаны нормативные правовые акты, на основании которых применяются данные тарифы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пункт 69 Правил устанавливает, какая информация указывается в платежном документе.
Согласно п.п. «в» п.69 Правил в платежном документе указывается оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значение тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов.
На основании п.п. «г» п.69 Правил в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета -указывается потребителем самостоятельного в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление); при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета -указывается исполнителем исходя из норматива потребления в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела в платежных документах за <дата> года, направленных в адрес потребителей, услуга «Электроэнергия общедомовое потребление» необоснованно завышена тарифная ставка.
В данном случае бремя доказывания по предоставлению потребителям достоверной и достаточной информации при начислении услуги «Электроэнергия общедомовое потребление» возложено именно на ЗАО «Донэнергосбыт».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в данной части, в связи с чем, признает незаконными действия ЗАО «Донэнергосбыт» при начислении платы за услугу «Электроэнергия общедомовое потребление» за период <дата> года по лицевому счету истца, выразившиеся в нарушении порядка определения соответствующего тарифа; начисления неправильной оплаты и считает необходимым обязать ЗАО «Донэнергосбыт» произвести перерасчет платы за услугу «Электроэнергия общедомовое потребление» по лицевому счету потребителя за период <дата> года по квартире, где проживает истица.
При этом суд не находит оснований для обязания ответчика произвести соответствующий перерасчет за иные периоды, считая их верными основанными на действующем законодательстве, так же не подлежат удовлетворению требования об обязании ЗАО «ДЭС» производить начисление объемов потребляемой энергии для <адрес> как для квартиры гостиничного типа, поскольку действующим жилищным законодательством такого понятия не существует.
Что касается требований истицы об обязании КУМИ администрации г.Новочеркасска обеспечить спорное жилое помещение индивидуальным прибором учета электроэнергии, суд полагает необходимым указать следующее.
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный дом по <адрес> состоит из 142 квартир, 61 квартира (в том числе спорное жилое помещение №) из которых являются муниципальными.
Согласно имеющегося в материалах дела постановления Главы администрации города Новочеркасска № 4221 от 28.12.1993 « о передачи части имущества с баланса АО «Горжилэксплуатация» населению города» в безвозмездное пользование квартиросъемщикам муниципальных домов, владельцам квартир в личную собственность с 01.01.1994г. переданы в том числе приборы электроэнергии (электросчетчики).
В силу Федерального Закона от 23.11.2009 N261-Ф3 “об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п. 3).
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии (п. 5).
До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п. 6).
Таким образом, законодатель четко обозначил, что собственники помещений за счет собственных средств оплачивают установку, замену, а также обслуживание (поверку, калибровку) приборов учета, находящихся в их собственности.
Усматривается, что многоквартирный дом оборудован двумя коллективными приборами коммерческого учёта электроэнергии расположенными в трансформаторной подстанции ТП-000513 СН2, а 32% квартир оборудованы индивидуальными приборами учёта электроэнергии.
Управляющая компания ООО «Жилремонт 7» заключила с ООО «Донэнергосбыт» агентский договор от <дата>№, которым поручила ООО «Донэнергосбыт» организовать работу с собственниками жилых помещений многоквартирного дома по оплате потреблённой электрической энергии, в том числе в местах общего пользования.
По информации <данные изъяты> ООО «Жилремонт 7» ФИО1 (от <дата> исх.№) <адрес> индивидуальным прибором учета не оборудована, что вызывает справедливые претензии к исполнителям коммунальных услуг (управляющим организациям), с которыми жильцам необходимо вести постоянную работу в части ликвидации внутридомовых и квартирных потерь энергоресурсов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истицей требований в данной части и их удовлетворении.
В судебном заседании представитель КУМИ Администрации г.Новочеркасска Чупринов не смог по существу заявленных требований пояснить почему спорная квартира не оборудована индивидуальными приборами учета, что вызывает необходимость начисления и оплаты истицей расходов по нормативу потребления, а не исходя из индивидуального прибора учета.
Также истица просила суд обязать ООО «Жилремонт-7» предоставить ЗАО «Донэнергосбыт» документацию, подтверждающую оборудование многоквартирного жилого дома в установленном законом порядке стационарными электроплитами для применения понижающего коэффициента 0,7.
В соответствии с ФЗ №261 от 23.11.2009г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета электроэнергии до 01.07.2012г.
Согласно Разъяснению к Методическим указаниям (информационное письмо ФСТ РФ от 12.08.2005 года №ДС-4928/14) в случае если многоквартирный дом газифицирован в соответствии с нормами проектирования, а квартира оборудована в индивидуальном порядке стационарной электроплитой или иными электроустановками для приготовления пищи, то решение об оплате гражданином, проживающим в данной квартире, использованной электроэнергии с понижающим коэффициентом 0,7 к тарифу должна принимать РСТ РО.
Как следует из разъяснений ФСТ России «О применении понижающего коэффициента к тарифу на электроэнергию при установке электроплит бытовыми потребителями», под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий сетевой организацией, при наличии технической возможности, и приемки электроустановки (электроплиты) соответствующими уполномоченными органами. Самостоятельная установка бытовых электроплит без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента 0,7 при оплате электроэнергии.
В данном случае усматривается, что <дата> жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ, реализовано право выбора способа управления МКД в виде управления управляющей организацией ООО «Жилремонт- 7».
Соответственно в целях обеспечения поставки электрической энергии указанному многоквартирному дому между ООО «Жилремонт- 7», исполнителем коммунальных услуг, и ООО «Донэнергосбыт» (в настоящее время ЗАО «Донэнергосбыт») заключен договор энергоснабжения от <дата>№. Объем приобретаемой электрической энергии многоквартирного жилого дома определяется по общедомовым приборам учета, смонтированным на границе балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей и сетей сетевой организации.
Законодательством Российской Федерации на управляющие компании как на исполнителей коммунальных услуг возложена обязанность по расчету размера платы за коммунальные услуги, ведение учета потребления и оплаты за коммунальные услуги, предоставление жителям многоквартирных жилых домов платежных документов, а также взыскание задолженности за потребленные коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что исполняя возложенную на ООО «Жилремонт-7» обязанность по урегулированию отношений с ресурсоснабжающими организациями в интересах потребителей, проживающих в многоквартирном жилом доме, управляющая компания обратилась в ООО «ДЭС» о применении при расчетах размера платы за потребленную электроэнергию для жителей данного дома понижающего коэффициента 0,7. В своем ответе ЗАО «Донэнергосбыт» сообщило о необходимости предоставления документов, подтверждающих оборудование данного дома в установленном порядке стационарными электроплитами. Однако до настоящего времени указанные документы не предоставлены. Доказательств обратного, суду в порядке ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Соответственно, в настоящее время у ЗАО «Донэнергосбыт» отсутствуют основания для применения в расчетах по многоквартирному дому тарифа на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, утвержденного постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.12.2011 №30/4.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать ООО «Жилремонт-7» предоставить ЗАО «Донэнергосбыт» документацию, подтверждающую оборудование многоквартирного жилого дома в установленном законом порядке стационарными электроплитами для применения понижающего коэффициента 0,7., поскольку иное ведет к нарушению прав граждан.
Что касается требований истицы о взыскании с ответчиков в ее пользу компенсации морального вреда, суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 25.06.2012) "О защите прав потребителей" - моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, гражданское законодательство, предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы для определения размера такой компенсации.
В силу п. 1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
На основании п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера причиненных истцу страданий, с учетом требований разумности и справедливости суд полагает необходимым взыскать с ответчика ЗАО «Донэнергосбыт» в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
Также суд полагает необходимым взыскать с ООО «Жилремонт-7» в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., с ответчика КУМИ администрации г.Новочеркасска компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
После обращения истца с иском в суд ответчики исковые требования не признали, были представлены возражения и при рассмотрении дела требования истца в добровольном порядке ответчиком не удовлетворены.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. п. 46, 47 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Установленная в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ответственность в виде штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя направлена на обеспечение интересов граждан в сфере торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного законом порядка торговли и оказания услуг.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем (постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 24 июня 2009 года N 11-П). Каких-либо исключений из указанного выше общего требования к составу правонарушения пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит.
Таким образом, установив факт наличия вины в действиях ответчиков, что привело к нарушению прав потребителя, суд приходит к выводу о взыскании с ответчиков штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, то она, на основании п. 8 ч. 1 ст.333.20. Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчиков, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Куниной Т.И. удовлетворить частично.
Обязать ЗАО «Донэнергосбыт» произвести перерасчет за потребленную электроэнергию в <адрес> за <дата> года по норме потребления 105 кв./ч, в остальной части отказать.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Новочеркасска обеспечить муниципальную <адрес> в г.Новочеркасске Ростовской области индивидуальным прибором учета электроэнергии.
Обязать ООО «Жилремонт 7» предоставить ЗАО «Донэнергосбыт» документацию подтверждающую оборудование <адрес> в установленном порядке стационарными электроплитами для применения понижающего коэффициента 0.7.
Взыскать с КУМИ Администрации г.Новочеркасска в пользу Куниной Т.И. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; штраф в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с КУМИ Администрации г.Новочеркасска в бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей,
Взыскать с ООО «Жилремонт 7» в пользу Куниной Т.И. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; штраф в размере <данные изъяты> рублей
Взыскать с ООО «Жилремонт 7» в бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать ЗАО «Донэнергосбыт» в пользу Куниной Т.И. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ЗАО «Донэнергосбыт» в бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлено «29» декабря 2012 г.
Судья: