ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4569/21 от 02.12.2021 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 декабря 2021 года г.Самара

Октябрьский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре Агаеве Э.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4569/21 по иску Администрации Октябрьского внутригородского района г. Самары к Ангеловой Каролине Владимировне, Савельеву Павлу Николаевичу о возложении обязанности по приведению жилого помещения в соответствии с санитарными нормами и правилами,

УСТАНОВИЛ:

Администрации Октябрьского внутригородского района г.Самары обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в Администрацию Октябрьского внутригородского района городского округа Самара поступило обращение собственниковкоммунальной квартиры адрес вх.К-353 от 19.02.2021 года по вопросу ухудшения условий проживания из-за антисанитарных условий в двух комнатах из трех коммунальной квартиры № 96 жилого дома № 8/3 по ул. Ново-Садовая.Согласно обращению собственников одной из 3х комнат коммунальной квартиры №№..., Наровицкой (Чиркиной) Н.Е. и её матери Крель Е.Я., комнаты соседей находятся в антисанитарном состоянии, в комнатах содержится одна собака и очень большое количество кошек, во всей квартире присутствует стойкий и неприятный запах экскрементов животных, что нарушает права и законные интересы соседей (нарушается право граждан на благоприятную среду обитания). Обращение содержит требование о принятие соответствующих мер к собственникам квартиры.Собственниками данных комнат квартиры № №... жилого адрес являются Ангелова К. В. (14/44 доли) и Савельев П. Н. (17/44 доли), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).Также, в обращении сообщается, что собственник одной из комнат, Савельев П.Н. давно в своей комнате не проживает, а соседка Ангелова К.В., там содержит кошек, превратив квартиру в кошачий приют.Администрацией района совместно с представителями управляющей компании, управляющим микрорайоном, соседей неоднократно проводился осмотр состояния мест общего пользования и комнат кв. №... с составлением соответствующих актов (акт осмотра от 10.03.2021 года; акт осмотра жилых и нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, от 14.07.2021), Ангеловой К.В. было рекомендовано произвести санитарную обработку комнаты и мест общего пользования. Ангелова К.В. заверила, что обязуется удалить из коммунальной квартиры домашних животных в течение апреля 2021г. (акт осмотра от 10.03.2021 года), но обещание не выполнила. Согласно акту осмотра, в двух комнатах коммунальной квартиры №... и местах общего пользования имеется резкий, неприятный устойчивый запах экскрементов животных. Предполагаемый источник - домашние животные, находящиеся в комнатах, принадлежащих Ангеловой К.В. и Савельеву П. Н. В комнатах наблюдаются антисанитарные условия: стены и пол грязные, ощущается зловонный запах, который по вентиляционному каналу распространяется в квартиры соседей и места общего пользования, общее имущество подвергается порче со стороны животных, завелись насекомые. В комнатах наблюдается 10 кошек и собака. Осмотр произведен в присутствии Ангеловой К.В.. 12.03.2021 года в адрес Ангеловой К.В. Администрацией района было вынесено предупреждение № 12/2-01/675-обр. от 15.07.2021 года, о необходимости устранения нарушений: обеспечить условия соблюдения санитарно-гигиенических правил в течение 30 дней с момента получения предупреждения. Нарушения устранены небыли.Также, после повторного осмотра данной квартиры (акт осмотра от 10.03.2021 года), в адрес Ангеловой К.В. и Савельева П. Н. Администрацией района было вынесено предупреждение №№ 12/2-01/2298-обр. от 15.07.2021 года; 12/2-01/2299-обр. от 15.07.2021года о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней с момента получения предупреждения.Неоднократными проверками состояния комнат и мест общего пользования адрес установлено, что собственники комнат Ангелова К.В. и Савельев П. Н в добровольном порядке не устранили нарушения, указанные в предупреждении. Таким образом, содержание домашних животных в двух комнатах коммунальной квартире № №... свидетельствует об использовании жилого помещения не по назначению и влечет за собой ненадлежащее санитарно-техническое состояние жилых помещений и мест общего пользования, чем нарушаются права соседей на благополучную комфортную окружающую обстановку.На основании коллективного обращения жильцов дома, актов визуального осмотра и невыполненного в добровольном порядке Предупреждения о необходимости устранения нарушений санитарных норм в занимаемых комнатах квартиры №... Ангеловой К.В. и Савельевым П. Н. с учётом, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены, Администрация района вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением. Просят суд обязать собственников комнат адрес Ангелову К.В. и Савельева Н.П. привести жилое помещение в соответствие с санитарно-техническими требованиями, провести санитарную обработку жилого помещения и устранить источники неприятного запаха, удалить из квартиры животных.Предупредить собственников комнат адрес Ангелову К.В. и Савельева Н.П. о последствиях установленных ст. 293 ГК РФ о возможной продаже квартиры (комнат) с публичных торгов, в случае если имеющиеся нарушения прав соседей по надлежащему использованию жилого помещения не будут устранены.

В судебном заседании представитель истца Дунаева Е.В., действующая на основании доверенности № 12/1-02/3567 от 07.09.2021 года, исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску.

В судебном заседании представитель третьего лица Крель Е.М., действующий на основании доверенности № 63 АА 6888814 от 15.11.2021 года, полагала, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Иные участники в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в Администрацию Октябрьского внутригородского района городского округа Самара поступило обращение Крель Л. вх.К-353 от 19.02.2021 года по вопросу ухудшения условий проживания из-за антисанитарных условий в двух комнатах из трех коммунальной адрес.

Собственниками данных комнат адрес являются Ангелова К. В. (14/44 доли) и Савельев П. Н. (17/44 доли),Наровицкая ( Чиркина) Н.Е. (13/44 доли), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Согласно обращению собственников одной из 3-х комнат коммунальной квартиры №№..., Наровицкой (Чиркиной) Н.Е. и её матери Крель Е.Я., комнаты соседей находятся в антисанитарном состоянии, в комнатах содержится одна собака и очень большое количество кошек, во всей квартире присутствует стойкий и неприятный запах экскрементов животных, что нарушает права и законные интересы соседей (нарушается право граждан на благоприятную среду обитания). Обращение содержит требование о принятие соответствующих мер к собственникам квартиры.

Также, в обращении сообщается, что собственник одной из комнат, Савельев П.Н. давно в своей комнате не проживает, а соседка, Ангелова К.В., там содержит кошек, превратив квартиру в кошачий приют.

Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о.Самары совместно с представителями управляющей компании, управляющим микрорайоном, соседей неоднократно проводился осмотр состояния мест общего пользования и комнат кв. №... с составлением соответствующих актов: - акт осмотра от 10.03.2021 года; акт осмотра жилых и нежилых помещений, расположенных по адресу адрес, от 14.07.2021 года.

Согласно акту осмотра, в двух комнатах коммунальной квартиры №... и местах общего пользования имеется резкий, неприятный устойчивый запах экскрементов животных. Предполагаемый источник - домашние животные, находящиеся в комнатах, принадлежащих Ангеловой К.В. и Савельеву П. Н. В комнатах наблюдаются антисанитарные условия: стены и пол грязные, ощущается зловонный запах, который по вентиляционному каналу распространяется в квартиры соседей и места общего пользования, общее имущество подвергается порче со стороны животных, завелись насекомые. В комнатах наблюдается 10 кошек и собака. Осмотр произведен в присутствии Ангеловой К.В..

Ангеловой К.В. было рекомендовано произвести санитарную обработку комнаты и мест общего пользования. Ангелова К.В. заверила, что обязуется удалить из коммунальной квартиры домашних животных в течение апреля 2021 года

12.03.2021 года в адрес Ангеловой К.В. Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о. Самары было вынесено предупреждение № 12/2-01/675-обр. от 15.07.2021 года, о необходимости устранения нарушений: обеспечить условия соблюдения санитарно-гигиенических правил в течение 30 дней с момента получения предупреждения.

Также, после повторного осмотра данной квартиры в адрес Ангеловой К.В. и Савельева П. Н. Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о.Самары было вынесено предупреждение №№ 12/2-01/2298-обр. от 15.07.2021 года; 12/2-01/2299-обр. от 15.07.2021года о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней с момента получения предупреждения.

Неоднократными проверками состояния комнат и мест общего пользования адрес установлено, что собственники комнат Ангелова К.В. и Савельев П.Н. в добровольном порядке не устранили нарушения, указанные в предупреждении.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Савельев П.Н. в указанном жилом помещении не проживает, Ангелова К.В. не оспаривала, что она пользуется комнатой, соответствующей его доли, там находятся животные.

Согласно ст. 293 ГК РФ если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Исходя из положений ст.20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации) (ч.5).

Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ч.6).

В соответствии со ст.1 Федерального закона«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (ч.6).

Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами. Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее - закон субъекта Российской Федерации о виде контроля) (ч.8).

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Исходя из преамбулы к Закону Самарской области «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за внутригородскими районами городского округа Самара отдельные вопросы местного значения городского округа из числа установленных в соответствии с частью 1 статьи 16указанного Федерального закона, разграничивает полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по их решению, а также по решению вопросов местного значения внутригородских районов, установленных частью 1 статьи 16.2указанного Федерального закона.

Статья 5 разграничивает и определяет полномочия органа местного самоуправления городского округа Самары и внутригородскими районами городского округа Самара в сфере жилищного законодательства.

В силу п.5 ч.2 ст.5 вышеприведенного Закона Самарской области органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самараосуществляют муниципальный жилищный контроль.

Постановлением Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самары от 18.03.2019 года № 82 утвержден административный регламент организации и проведения муниципального жилищного контроля на территории внутригородского района городского округа Самара.

Из анализа вышеприведенным нормативных актов следует, что истец не наделен полномочиями как орган местного самоуправления на обращение в суд с подобными исковыми требованиями, в настоящем иске судом усматривается спор о порядке пользования жилым помещением между сособственниками.

Требования истца о предупреждении ответчиков о последствиях предусмотренных ст. 293 ГК ПФ не относятся к компетенции суда, напротив, само предупреждение собственника о необходимости устранить нарушения возложено на орган местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самары оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 09.12.2021 года.

Судья подпись Доценко И.Н.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: